Статья на тему «Активные способы обучения как средство развития информационно-коммуникативной компетенции»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные способы обучения как средство развития информационно-коммуникативной компетенции

учитель информатики и ИКТ,

МОУСОШ№9,2010г.,

Исакова Ирина Сергеевна Деятельность учителя - одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся. Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Песталоцци. Г. Гегеля. Ф. Фрёбеля. А. Дистервега. Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533-1592). Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир. чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание. Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались: Б. Г. Ананьев. Л. С. Выготский. Н. А. Добролюбов, А. С. Макаренко. В. А. Сухомлинский. К. Д. Ушинский. Н. Г. Чернышевский и другие. Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И наша задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка

Выделяют 3 уровня активности: > Активность воспроизведения - характеризуется стремлением
обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть
способами применения по образцу. '> Активность интерпретации связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. > Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к
теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск
решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Активные методы обучения это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  1. снижению дидактических затруднений у учащихся;

  1. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного .мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
  2. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной и/колы с соблюдением правил безопасности.
Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Так. например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения. Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.
Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое
управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Понятия компетентность, компетенции, компетентностный подход пришли в российскую систему образования с Запада недавно, но в связи с присоединением России к Болонскому процессу, прочно заняло свое место. Несмотря на это трактовка понятия компетенции непрерывно трансформир\ется как в нормативных документах. Есть разные подходы к тому, что определяют в качестве ключевых компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать, или семь: учение; исследование; думание: общение; кооперация, взаимодействие; уметь делать дело, доводить дело до конца; адаптироваться к себе, принимать себя. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности, сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею. ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. В проекте образовательных стандартах нового поколения для начальной школы компетенции определяются как универсальные учебные действия, опредлеляемые по сформированности: > навыков учения (приобретение знаний, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка, диалектичность мышления, метазнание) У социальных навыков (способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе)

  • коммуникативных навыков (слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
  • поисковой и проектной деятельности (формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; планировать работу, планировать время; собрать данные; зафиксировать данные;

упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт) Компетенстностный подход предполагает постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, диалогичность с другими культурами, лояльность по отношению к государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм: общекультурное и личностное развитие учащихся. Развитие школы идет достаточно быстро. Вот уже и мультимедийные кабинеты закуплены и подключены, и интерактивные доски. Интернет и... было бы желание да умение. Допустим, это есть. Является ли наличие интерактивной доски в классе или проведение мультимедийных уроков условием формирования ИКТ- компетенций ученика? А учителя? Мультимедийные уроки безусловно вызывают интерес ребят. С каждым днем растет количество учителей, которые увлеклись созданием презентационного сопровождения к урокам и достигли на этом поприще значительных успехов. Все чаще звучит: «инновация». Но полно, инновация ли это? Мы перешли от флаиелеграфа к мультимедийной доске. Но по сути изменился лишь канал (даже не способ!) передачи информации. Это. безусловно, приятно, удобно, но отнюдь не достаточно для того, чтобы сформировать у ребенка новые компетенции, потому что пока у компьютера учитель, компетенции формируются у него. Наша школа как и многие другие далека от совершенства в смысле наличия мультимедийных кабинетов в том количестве, которое бы хотелось нам учителям. В идеале, конечно мультимединый кабинет должен быть в начальной школе. Но нас и наших учеников такие «мелкие» проблемы не останавливают. Учителя проводят свои уроки и классные часы, привлекая к этому детей. Ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей, грамотно пользуясь камерой и микрофоном. . Дети умеют пользоваться цифровой техникой. Активные помощники в установке программного обеспечения к урокам. Свои графические работы ученик редактирует, сопровождает устными и письменными пояснениями, включает в свои презентации, ученики свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля.
В своих выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы.. Это и рассказы «Где я был летом». «История моей семьи» в сопровождении мультимедийных презентаций. Дополнительно готовятся доклады с использованием Интернет. Несколько учеников начальной школы не единожды участвовали в городской научной конференции. Ученики нашей школы и большей степени именно младшие школьники активные участники всех Интернет олимпиад, дистанционных конкурсов, конкурсов по проверки ИКТ-компетентности.

Младшие школьники активные участники работы школьного сайта. В частности на школьном сайте регулярно появляются различные конкурсы. В настоящее время проходит конкурсное тестирование и конкурс по разгадыванию судоку. Приглашаем и ваших учеников к участию. Но для того, чтобы научить детей учитель должен идти на шаг вперед. поэтому в школе регулярно проводятся мастер-классы, дополнительные занятия по обучению ИКТ-грамотности учителя.

© 2010-2022