- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему «Активные способы обучения как средство развития информационно-коммуникативной компетенции»
Статья на тему «Активные способы обучения как средство развития информационно-коммуникативной компетенции»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Н.В. |
Дата | 23.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Активные способы обучения как средство развития информационно-коммуникативной компетенции
учитель информатики и ИКТ,
МОУСОШ№9,2010г.,
Исакова Ирина Сергеевна Деятельность учителя - одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся. Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Песталоцци. Г. Гегеля. Ф. Фрёбеля. А. Дистервега. Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533-1592). Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир. чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание. Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались: Б. Г. Ананьев. Л. С. Выготский. Н. А. Добролюбов, А. С. Макаренко. В. А. Сухомлинский. К. Д. Ушинский. Н. Г. Чернышевский и другие. Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И наша задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка
Выделяют 3 уровня активности: > Активность воспроизведения - характеризуется стремлением
обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть
способами применения по образцу. '> Активность интерпретации связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. > Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к
теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск
решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Активные методы обучения это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
-
снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного .мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной и/колы с соблюдением правил безопасности.
Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое
управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Понятия компетентность, компетенции, компетентностный подход пришли в российскую систему образования с Запада недавно, но в связи с присоединением России к Болонскому процессу, прочно заняло свое место. Несмотря на это трактовка понятия компетенции непрерывно трансформир\ется как в нормативных документах. Есть разные подходы к тому, что определяют в качестве ключевых компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать, или семь: учение; исследование; думание: общение; кооперация, взаимодействие; уметь делать дело, доводить дело до конца; адаптироваться к себе, принимать себя. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности, сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею. ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. В проекте образовательных стандартах нового поколения для начальной школы компетенции определяются как универсальные учебные действия, опредлеляемые по сформированности: > навыков учения (приобретение знаний, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка, диалектичность мышления, метазнание) У социальных навыков (способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе)
- коммуникативных навыков (слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
- поисковой и проектной деятельности (формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; планировать работу, планировать время; собрать данные; зафиксировать данные;
упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт) Компетенстностный подход предполагает постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, диалогичность с другими культурами, лояльность по отношению к государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм: общекультурное и личностное развитие учащихся. Развитие школы идет достаточно быстро. Вот уже и мультимедийные кабинеты закуплены и подключены, и интерактивные доски. Интернет и... было бы желание да умение. Допустим, это есть. Является ли наличие интерактивной доски в классе или проведение мультимедийных уроков условием формирования ИКТ- компетенций ученика? А учителя? Мультимедийные уроки безусловно вызывают интерес ребят. С каждым днем растет количество учителей, которые увлеклись созданием презентационного сопровождения к урокам и достигли на этом поприще значительных успехов. Все чаще звучит: «инновация». Но полно, инновация ли это? Мы перешли от флаиелеграфа к мультимедийной доске. Но по сути изменился лишь канал (даже не способ!) передачи информации. Это. безусловно, приятно, удобно, но отнюдь не достаточно для того, чтобы сформировать у ребенка новые компетенции, потому что пока у компьютера учитель, компетенции формируются у него. Наша школа как и многие другие далека от совершенства в смысле наличия мультимедийных кабинетов в том количестве, которое бы хотелось нам учителям. В идеале, конечно мультимединый кабинет должен быть в начальной школе. Но нас и наших учеников такие «мелкие» проблемы не останавливают. Учителя проводят свои уроки и классные часы, привлекая к этому детей. Ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей, грамотно пользуясь камерой и микрофоном. . Дети умеют пользоваться цифровой техникой. Активные помощники в установке программного обеспечения к урокам. Свои графические работы ученик редактирует, сопровождает устными и письменными пояснениями, включает в свои презентации, ученики свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля.
В своих выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы.. Это и рассказы «Где я был летом». «История моей семьи» в сопровождении мультимедийных презентаций. Дополнительно готовятся доклады с использованием Интернет. Несколько учеников начальной школы не единожды участвовали в городской научной конференции. Ученики нашей школы и большей степени именно младшие школьники активные участники всех Интернет олимпиад, дистанционных конкурсов, конкурсов по проверки ИКТ-компетентности.
Младшие школьники активные участники работы школьного сайта. В частности на школьном сайте регулярно появляются различные конкурсы. В настоящее время проходит конкурсное тестирование и конкурс по разгадыванию судоку. Приглашаем и ваших учеников к участию. Но для того, чтобы научить детей учитель должен идти на шаг вперед. поэтому в школе регулярно проводятся мастер-классы, дополнительные занятия по обучению ИКТ-грамотности учителя.