- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лащенко Т.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
-
Статус документа
-
Описание места учебного курса в учебном плане ОУ
-
Цель и задачи учебного курса
-
Содержание учебного курса
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку в соответствии с общечеловеческими ценностями, вести постоянный поиск ответа на вопрос «что есть истина, добро и красота в окружающем мире?».
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения: -художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - интонационно-стилевого постижения музыки; -эмоциональной драматургии; - концентричности организации музыкального материала; - забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); - создание «композиций», (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); - игры; - художественного контекста (выхода за пределы музыки). Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Отличительная особенность данной программы и всего учебно-методического комплекта в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, на пример, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
-
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1-4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия и в конце второго полугодия.
-
Учебно-методический комплект
- Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2011.
- Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. Г1. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2011.
- Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2011.
- Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-Rom).
-
Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:
-
проблемного обучения;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
исследовательские методы обучения;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
развития певческой культуры;
-
детского музицирования;
-
развитие ассоциативно-образного мышления
-
Планируемые результаты освоения курса
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:
-
воспринимать музыку различных жанров;
-
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, му- зыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
-
Содержание курса 1 класса
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 часов) Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор - исполнитель - слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия - душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты» (17 часов) Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Календарно - тематическое планирование 1 класс
№
Дата проведения
Тема урока
Кол. часов
план
факт
тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас» - 16 часов
1
И Муза вечная со мной!
1
2
Хоровод муз.
1
3
Повсюду музыка слышна.
1
4
Душа музыки - мелодия.
1
5
Музыка осени.
1
6
Сочини мелодию.
1
7
«Азбука, азбука каждому нужна…».
1
8
Музыкальная азбука.
1
9
Обобщающий урок- концерт.
1
10
Музыкальные инструменты.
1
11
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
12
Музыкальные инструменты.
1
13
Звучащие картины.
1
14
Разыграй песню.
1
15
Рождество. Родной обычай старины.
1
16
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок - концерт.
1-итоговый тест
Тема 2 полугодия «Музыка и ты » - 17 часов
17
Край, в котором ты живешь.
1
18
Художник, поэт, композитор.
1
19
Музыка утра.
1
20
Музыка вечера.
1
21
Музыкальные портреты.
1
22
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
23
Музы не молчали.
1
24
Мамин праздник.
1
25
Обобщающий урок- концерт.
1
26
Музыкальные инструменты.
1
27
Музыкальные инструменты.
1
28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке).
1
29
Музыка в цирке.
1
30
Дом, который звучит.
1
31
Опера-сказка.
1
32
«Ничего на свете лучше нету».
1
33
Обобщающий урок - концерт.
1-итоговый тест
Итого за год - 33 ч.
Список научно-методического обеспечения. 1. Дополнительная литература для учителя.
- Алексеева, J1. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Jl. Н. Алексеева. - М. : Просвещение, 2001.
- Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2011.
- Критская, Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа : prosv.ru/metod/musl-4/index.htm
- Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. Г1. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа : prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_l- 4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
- Наглядные пособия.
- Портреты композиторов.
- Альбомы с демонстрационным материалом.
- Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
- Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school- collection.edu.ru
- Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.lseptember.ru/ urok
- Технические средства обучения.
- Музыкальные инструменты.
- Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- DVD-проигрыватель.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/ 14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Тема урока
Решаемые проблемы
(цель)
Планируемый результат (в соответствии с ФГОС)
Содержание.
Музыкальный материал. Понятие
час
Дата
УУД
Характеристика деятельности учащихся
1
3
4
5
6
7
8
9
1
И муза вечная со мной
(Урок-экскурсия в природу)
Пр. Как воспринимать музыку?
Ц. Дать понятие о музыке, звуке, как виде искусства
Композитор, исполнитель, слушатель: звуки шумовые и музыкальные Учиться слушать музыку на примере произведения
Муз. материал: П.И.Чайковского «Щелкунчик»
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение при восприятии и исполнении муз. произведений.
Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных инструментах.
Сравнивать муз. и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении раз-личных муз. образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различие муз. и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес
Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
2
Хоровод муз
(Урок-игра)
Пр. Как водить хоровод?
Ц. Дать понятие танцевальной музыке разных народов мира о хороводе
Хор, хоровод Научиться водить хоровод и петь хороводную песню
Муз. Материал: Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.- «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» «Песня о школе» Д. Кабалевского, «Музыкант» Б. Окуджавы
1
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую
Познавательные: ориентация в способах решения задачи
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
(Работа в паре, группе)
3
Повсюду музыка слышна.
(Экскурсия в музыкальную
школу)
Пр. Как различить многообразие детских песенок-попевок?
Ц. Помочь войти в роль композитора
Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-закличка. Научиться сочинять и исполнять песенки-попевки с использованием ритмического сопровождения.
Муз.материал:
- «Во поле береза стояла», русская народная песня; «Береза», русский хоровод, обр.Е. Кузнецова; «Хора и сырба», молдавские народные наигрыши; «Сиртаки» М. Теодоракиса
1
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью
4
Душа музыки - мелодия
(Урок- игра)
Пр. Как определить мелодию, опираясь на жанры музыки: песню, танец и марш?
Ц. Дать понятия песни, танца и марша
Мелодия, песня, Научиться определять характерные черты различных жанров музыки
(На примере произведений П.И.Чайковского)
Муз. материал: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Полька»
танец и марш
1
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
(Работа в паре, в группе)
5
Музыка осени
(Урок-экскурсия в природу)
Пр. Как определить характер осенней музыки?
Ц. Помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе
Музыка, живопись, литература. Характер музыки, динамика, напевность Научиться слушать мотивы осенних мелодий на примере произведений П.И.
Чайковского «Осенняя песня» Г.Свиридова
Муз. материал:
«Осень» - «Осенняя песнь» П. И. Чайковского; - «Так уж получилось» Г. Струве; - «Осень, осень», русская народная песня; - «Дождик накрапывает» А. Александрова; - «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой; - «Пёстрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, З. Петровой;
1
Регулятивные: формулировать учебную задачу.
Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
6
Сочини мелодию
(Урок-игра)
Пр. Как сочинить музыку?
Ц. Познакомить с вариантами сочинения мелодий
Мелодия, аккомпанемент,
ритм. Научиться находить (выбирать) различные способы
сочинять простейшие мелодии.
Муз.материал:
Ролевая игра «Играем в композитора»; - литературный материал для импровизации; - «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой; - «Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, З. Петровой;- «Пестрая песенка.
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.
Познавательные : использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.
7
Азбука, азбука каждому нужна
(Урок-путешествие в музыкальном кабинете)
Пр. Как песня помогает человеку?
Песня Научиться слушать песню, различать части песни
( куплет, припев)
Муз.материал: - «Школьный корабль» Г. Струве; - «Песня о школе» Д.Кабалевского, «Алфавит» Г. Струве;
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении
(Работа в группе)
8
Музыкальная азбука
(Урок - экскурсия в музыкальнуюшколу
Пр. Как ты понимаешь музыкальную азбуку?
Мелодия аккомпанемент, ритм, звук, нота.. Научиться различать понятия: звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы.
Муз. материал: «Песенка о школе», Струве «Нотный бал» - «Семь подружек» В. Дроцевича, В. Сергеева; «Нотный хоровод» В. Герчика, Н. Френкеля; «Музыка всегда с тобой» Г. Струве,
1
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи
Коммуникативные: проявлять активность в решении комму-никативных и познавательных задач
9
Муз. инструменты; народные инструменты.
Урок коррекции знаний.
Урок-диалог
Пр. Какие бывают музыкальные инструменты?
Научиться различать разные виды музыкальных инструментов: Свирель, дудочка, рожок, гусли, опера, былина.
Муз. материал. «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песенка» на тему из 5-й части «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена,
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения
10
Музыкальные инструменты.
Урок-путешествие.
Пр. Что такое «тембр»?
Ц. Познакомиться с тембровой окраской музыкальных инструментов.
«Тембр» Научиться различать тембровую окраску музыкальных инструментов.
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения
11
«Садко».
Из русского былинного сказа.
Закрепление нового материала.
Урок-сказка
Пр. Что такое жанры музыки?
Ц. Показать связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых музыкальных инструментах
Жанры музыки. Знать жанры музыки
Муз. материал:- «Былинные наигрыши» Д. Локшина;песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова; «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения
12
Музыкальные инструменты.
Закрепление знаний.
Урок-концерт
Пр. Какие основные отличия народной и профессиональной музыки?
Ц. Сопоставление звучания народных инструментов.
Народная и профессиональная музыка. Научиться различать
народную музыку от профессиональной музыки.
Муз. материал: - «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева (флейта);«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта); «Кукушка» (арфа)
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения
13
Звучащие картины.
Закрепление знаний.
Урок-экскурсия
Пр. Что такое репродукции известных произведений живописи, скульптуры разных эпох?
Ц. Познакомиться с музыкой звучащих картин
Репродукции. Научиться различать на каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких - профессиональная, сочиненная композиторами
Муз. материал: - «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Былинные наигрыши» Д. Локшина (гусли); «Кукушка» Л.-К. Дакена (арфа); «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 И.-С. Баха (флейта) 1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения
14
Разыграй песню
Урок-повторение.
Урок-игра
Пр. Что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации?
Ц. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве
Выразительность, изобразительность. Научиться развитию умений и навыков выразительного исполнения песни.
Муз. материал.: - «Почему медведь зимой спит?» Книппер; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта); «Фрески Софии Киевской», часть I, «Орнамент» В. Кикта (арфа); «Кукушка» Л.-К. Дакена
(арфа)
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
(Работа в паре, группе)
15
Пришло Рождество, начинается торжество.
Родной обычай старины.
Изучение нового материала.
Урок-путешествие
Пр. Что такое музыкальный фольклор народов России и мира?
Ц. Народные музыкальные традиции родного края
Фольклор. Узнать о религиоз-ном празднике, традициях, песнях.
Муз. материал: - «Тихая ночь», международный рождест-венский гимн Ф.Груббера; «Щедрик», украинская нар. колядка; «Рождество Христово», колядка; «Все идут, спешат на праздник», колядка;
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
(Работа в паре, группе)
16
Обобщающий урок
2 четверти.
Добрый праздник среди зимы.
Контрольный урок
Пр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о муз. жанре - балет.
Ц. Побывать в мире чудес, волшебства, приятных неожиданностей
Балет. Познакомиться со сказкой Т. Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Муз. материал:
музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
(Работа в паре, группе)
17
Край, в котором ты живешь.
Изучение нового материала.
Урок доброты
Пр. Что такое «Родина»?
Ц. Познакомиться с сочинениями отечественных композиторов о Родине
«Родина» Научиться знакомству с музыкой о родной стороне, утешающей в минуты горя и отчаяния, придававшей силы в дни испытаний и трудностей, вселяющей в сердце человека веру, надежду, любовь…
Муз. материал:
- «Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьева; «Что мы Родиной зовем» Г. Струве, В. Степанова;«Добрый день!» Я. Дубравина, С. Суслова; «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
Сравнивать муз. произведения разных жанров и стилей.
Исполнять различ-ные по характеру муз.
произведения.
Сравнивать специи-фические особеннос-ти произведений разных жанров.
Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.
Импровизировать (вокальная, инстру-ментальная, танце-вальная импрови-зации) с учетом характера основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэти-ческого творчества (прибаутки, скоро-говорки, загадки, хороводы, игры).
Разыгрывать народные песни, Участвовать коллективных играх-драматизациях.
Сравнивать речевые и муз. интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам.
18
Художник, поэт, композитор.
Закрепление знаний
Пр. Что такое образная природа музыкального искусства?
Ц. Познакомиться со средствами музыкальной выразительности
Средства музыкальной вырази-тельности. Научиться находить взаимосвязь вразных видах искусства, к обращению жанру песни какединству музыки и слова.
Муз. материал: - «Пастораль» А. Шнитке; - «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева; 1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения
19
Музыка утра.
Закрепление знаний.
Традиционный с элементами игры.
Пр. Как музыка рассказывает о жизни природы?
Ц. Познакомить детей с музыкальными
интонациями как с основой музыкального искусства
Музыкальные интонации Научиться выражать свои
Впечатления от музыки к рисунку.
Муз. материал: - «Зимнее утро» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Утро» Э. Грига (из музыки к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена); «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевского 1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
20
Музыка вечера.
Закрепление изученного материала
Пр. Что такое жанр - колыбельной песни?
Ц. Продолжить знакомить детей с музыкальными интонациями как с основой
музыкального искусства
Жанр - колыбельная песня Научиться муз.интонациям как основе муз. искусства, отличаю-щего его от других искусств.
Муз. материал: - «Ай-я, жу-жу, медвежонок», лат. нар. песня; «Колыбельная Умки» из муль-ма «Умка» (муз. Е. Крылатова, стихи Ю. Яковлева); «Спят усталые игрушки» А. Островско-го,;
1.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
21
Музы не молчали .
Изучение нового материала.
Урок - историческое путешествие
Пр. Что такое «Музы не молчали»?
Ц. Обобщить представление исторического прошлого в муз. образах
Музы. Научиться уважать Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами.
Муз. материал: «Богатырская симфония» А. П. Бородина;«Солдатушки, бравы ребятушки»; «Песенка о маленьком трубаче» С. Никитина, «Песня о веселом барабанщике»; «Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
22
Музыкальные портреты.
Закрепление знаний. Урок-загадка
Пр. Что такое музыкальный портрет?
Ц. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе
Научиться
интонационно-осмысленному воспроизведению различных музыкальных образов.
Муз.материал: - «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковс-кого; «Баба-Яга», детская песенка; «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М. Иорданского; «Менуэт» Л.Моцарта; «Болтунья» С. С.Прокофьева
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
23
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Урок-повторение. Ролевая игра
Пр. Как понимать детский фольклор?
Ц. Познакомиться с музыкой в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры
Научиться народным муз.играм.
Муз.материал: - Песенка бабушки-рассказчицы «Баба-Яга»;«Баба-Яга», «У каждого свой муз. инструмент», эстонская народная песня
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: инсценирование и драматизация
24
Мамин праздник.
Контрольный урок.
Урок-концерт
Пр. Какова роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя?
Ц. Сопоставление поэзии и музыки
Поэзия и музыка Научиться напевному, исполнению колыбельных песен, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Муз. материал: «Спасибо» И. Арсеева, А. Петровой; «Вот какая бабушка» 1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию
25
Обобщающий урок
3 четверти.
Урок коррекции.
Урок-концерт
Ц. Обобщить муз. впечатления первоклассни-ков за 3 четверть.
Музыкальные впечатления. Научиться обобщать свои музыкальные впечатления.
Муз. материал: - «Сладкая греза» П. И. Чайковского;
- «Волынка» И.-С. Баха; «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, И. Черницкой; «Праздник бабушек и мам»
1
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные: ориентация в способах решения задачи
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений
26
Музыкальные инструменты.
У каждого свой муз.инструмент
Контрольный урок.
Урок-концерт
Пр. Что такое инструментовка и инсценировка песен?
Ц. Послушать
звучание народных муз. инструментов
Инструментовка и инсцениров-ка. Научиться инсценировать песни. Муз. материал: - «Мену-эт» И. Кондари (лютня); «Тонкая рябина», обр. русской народной песни «Тамбурин» Ж. Рамо
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: поиск и выделе-ние необходимой информации
Коммуникативные: подготовка устных рассказов в паре об услышанном.
27
Музыкальные инструменты.
Контрольный урок.
Урок-концерт
Пр. Как звучат инструменты: арфа, флейта, клавесин?
Ц. Послушать тембровую окраску музыкальных инструментов и изучить их выразительные возможности
Арфа, флейта, клавесин Научиться особенностям звучания различных видов оркестров: симфонического и народного.
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи
Коммуникативные: подготовка устных рассказов в группе об услышанном
28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке).
Звучащие картины
Урок-сказка.
Пр. Что за инструмент эта лютня?
Ц. Размышление о безграничных возмож-ностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия
Лютня Научиться слушать музыку как средству общения между людьми.
Муз. материал:
Вечер. В. Салманов.;
Вечерняя сказка. А. Хачатуриан.
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях
29
Музыка в цирке .
Урок-повторение.
Урок - цирковое представление.
Пр. Как воспринимать музыку в цирке?
Ц. Цирковое представле-ние с музыкой, которая создает праздничное настроение
Цирковое представление. Научиться своеобразию музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.
Муз. материал: - «Выходной марш»И. Дунаевского;«Галоп» И. Дунаевского; «Мы катаемся на пони» С. Крылова, Садовского; «Лошадки» Лещинской,
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
30
Дом, который звучит.
Урок-повторение.
Урок - путешествие в театр
Пр. Что такое опера, балет, мюзикл?
Ц. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров
Опера, балет, мюзикл. Научиться путешествовать в музыкальные страны
Муз.материал: - Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова; «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского; «Золотые рыбки» из балета «Конек-горбунок»Р. Щедрина;
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях
31
Опера - сказка
Урок-повторение.
Урок - путешествие
Пр. Что это такое виды музыки?
Ц. Познакомить детей с вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой
музыкой в опере - сказке
Вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая музыка. Научиться различать вокальную, инструментальную; сольную, хоровую, оркестровую музыку в опере - сказке.
Муз.материал: - Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова; «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского;
1
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя
Познавательные: формулировать учебную задачу
Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
32
«Ничего на свете лучше нету»
Закрепление знаний.
Урок-путешествие
Пр. Кто такие композиторы песенники?
Ц. Познакомиться с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы
Композиторы песенники Научиться различать композиторов-песенников, от других композиторов.
Муз. материал:«Песня друзей» («Песня Трубадура») из к/ф «Бременские музыканты»
1
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения.
Познавательные: формулировать учебную задачу
Коммуникативные: договариваются о распреде-лении функций и ролей в совместной деятельности.
(Работа в паре, группе)
33
Обобщающий урок-концерт
. (Урок-концерт)
Ц. Обобщить
музыкальные впечатления первоклассников за 4 четверть и год
Музыкальные впечатления Нау-читься обобщать свои муз. впечатления.
Муз. материал: Вокальная импровизация на заданную интонацию или стихотворный текст с использованием муз. грамоты; исполнение конкурсы знакомой песни, конкурсы дирижёров, барабанщиков;
1
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные: ориентация в способах решения задачи
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений
Приложение 1.
Итоговый тест 1 класс
1 полугодие
Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
-
Найдите лишнее: Три «кита» в музыке - это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
-
Выберите верное утверждение:
а) Композитор - это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор - это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор - это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель - это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель - это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель - это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
-
Найдите лишнее: Народные инструменты - это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты - это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
-
Найдите лишнее: Народные праздники - это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
Итоговый тест 1 класс
2 полугодие
Тема раздела: « Музыка и ты»
-
Приведи в соответствие (соедини стрелками):
Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
-
Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными
3. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях - это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
4. Найди лишнее:(подчеркни)
Духовые народные инструменты - это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
5. Назовите композитора песни «Болтунья»:
а) Д.Б. Кабалевский
б) С.Прокофьев
-
Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш
б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец
в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня