Мастер-класс Берестяная трубочка (1 класс ОС Школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс Берестяная трубочка (1 класс ОС Школа 2100)Мастер-класс Берестяная трубочка (1 класс ОС Школа 2100)Мастер-класс Берестяная трубочка (1 класс ОС Школа 2100)Урок чтения. М. Пришвин «Берестяная трубочка»


Урок разработан по образовательной системе «Школа 2100» к учебнику «Капельки солнца» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Цели:

  • Ввести учащихся в художественный мир рассказа, учить видеть и понимать окружающую природу.
  • Формировать у учащихся критическое мышление; умение предугадывать события; выражать свое мнение об увиденном и услышанном; обогащать словарный запас школьников.
  • Прививать бережное отношение к природе.
Урок построен на основе технологии продуктивного чтения, использовался прием чтения с остановками. Урок является развивающим. На уроке идет формирование универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.



















I.Организационный момент. Слайд (высказ., музыка)
Послушайте высказывание Николая Сладкова. Как вы его понимаете?

Хочешь увидеть - стань невидимым.

Хочешь услышать - стань неслышным.

Хочешь узнать - затаись…… Это законы природы, которые человек должен соблюдать, придя в лес. Только соблюдая их, человек сможет открыть тайны природы.
Мы с вами с помощью волшебного цветика - семицветика отправимся в путешествие в летний лес. (Учитель отрывает лепесток)

Лети, лети лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по - моему вели!

Вели, чтобы мы попали в летний лес.


Итак, мы с вами из нашей холодной зимы перенеслись в теплый летний лес, наполненный тайнами, которые нам сегодня предстоит отгадать. Все тайны мы с вами будем складывать в волшебный сундучок.


- Мы знаем, что наблюдательный человек найдёт много удивительного в обычном. - Хотите себя проверить насколько вы наблюдательны и внимательны? (Да) -Отгадайте загадку: (Слайд с загадкой о берёзе) А в какой лес мы с вами попали? (В березовый) Как называют по-другому березовый лес? (Березовая роща, березняк) Сегодня вместе с писателем Михаилом Пришвиным мы отправимся на прогулку в березовую рощу. III. Работа над текстом. Стадия осмысления. Мы сейчас будем читать рассказ. И, читая, слушать, слышать, представлять, узнавать новое, разгадывая тайны леса и законы природы. Открыли учебник, с.194 Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе? Прочитайте название рассказа. Что такое берестяная трубочка? -Кто догадался, о чём мы будем читать на уроке? (предположения детей - возможно о берестяной трубочке) - О ком пойдет речь в рассказе? (Предположение: мальчик сделал трубочку из берёзовой коры. Он нашёл её.) - Для чего ему нужна трубочка? (Он через неё смотрит, как через подзорную трубу. Возможно что-то внутри, и он рассматривает.) - Проверим наши предположения? Чтение детьми по цепочке. Удалось ли нам предугадать, о чем пойдет речь в рассказе? Вот мы с вами разгадали первую тайну: мы узнали, что такое берестяная трубочка. Слайд (Изображение ствола берёзы с закрученной берёстой)
Положим в наш сундучок берестяную трубочку. А почему Михаил Пришвин назвал берестяную трубочку удивительной? Когда у березы появляются такие трубочки? (Человек вырезает себе бересту на березе, а остальная часть бересты свертывается в трубочку) (Слайд с изделиями из берёсты) У вас на партах лежит «березовая кора». Давайте свернем из нее берестяную трубочку. А как кора на березе могла туго свернуться? (Береста высыхала на солнышке, на ветру.) А чем так могла заинтересовать берестяная трубочка автора и нас с вами? (Нет ли в этой трубочке чего - нибудь) А как вы думаете, что могло быть в трубочке? А может быть, она пустая? (высказывания детей) Прочитаем рассказ до второй остановки и подумаем, удалось ли предугадать, что находится внутри берестяной трубочки. Чтение до 2 остановки. (Читают двое детей по абзацам). Удалось ли нам отгадать, что находится внутри трубочки? Орешек и положим в сундучок. Как мальчик достал орешек из трубочки? Почему так трудно было его достать? А вы не забыли, в каком мы лесу? (В березовом) Разве на березах растут орехи? Где они растут? (в орешнике) Предположите, как мог попасть орешек в трубочку? Прочитаем рассказ дальше, интересно, какой будет ответ. Чтение до 3 остановки. (Читает один ученик.) Как же попал орех в берестяную трубочку? Каким было первое предположение мальчика? (его спрятала белочка) Почему он так решил? (Белка питается орешками и делает запасы) Почему мальчик отказался от своего первого предположения и решил, что орешек спрятан птицей. (У птицы длинный клюв - ей удобнее прятать орехи в трубочке, она летает - могла принести орех с орешника в березовую рощу.) Как называется птица? (Ореховка) ( Слайд с изображением птицы) Птицу положим в сундучок.
V. Продолжение темы Лес продолжает играть с нами в загадки, и в трубочке есть что - то еще. Как вы думаете, что еще увидит мальчик в берестяной трубочке? Чтение до 4 остановки. Отгадали ли мы с вами, какую загадку спрятала в себе еще берестяная трубочка? Кто оказался жителем берестяной трубочки? (Паучишко) Это еще одна тайна рассказа. Мы и паучка положим в сундучок. Каких размеров был паучок? (Маленький) Как догадались? (Сказано, что не паук, а паучишко) Почему он поселился в трубочке? Как вы понимаете «всю внутренность трубочки затянул паутинкой?» Слайд (изображение паутины) Паутинку положим в сундучок.
VII. Рефлексия. У вас на партах лежат листочки. В них написаны предложения. Прочтите их. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Расставьте предложения по порядку. В окошечках цифрами укажите порядок предложений. И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех.
Я нашел удивительную берестяную трубочку.
Это птица - ореховка воткнула его туда. Прочитайте что у вас получилось. Вернемся к началу. Найдем в тексте ответ на вопрос «Когда появляются на березе берестяные трубочки?» Слайд (Изображение ствола берёзы с закрученной берёстой) (Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе) Подумайте, приятно ли дереву, когда у него сдирают срезают ножом бересту? Что с ней может случиться? Человек не замечает, как он наносит раны природе. Вырезая кусочки бересты человек наносит раны дереву, природе. С помощью берестяной трубочки природа залечивает раны, нанесенные ей человеком. Природа многое прощает, но до поры до времени. VIII. Работа в группах. Мы сейчас поработаем в группах. Вам надо собрать рассыпанную пословицу. Кто лес любит, тот его не губит. Прочитайте пословицы. О чем говорит пословица? Народная мудрость учит заботиться о природе. Этот закон нам помог открыть Михаил Пришвин. Слайд с портретом писателя. И мы, жители нашей планеты должны заботиться о природе- ведь мы часть природы. Время нашего путешествия подошло к концу. Чтобы вернуться обратно, обратимся к нашему цветику - семицветику.


Лети, лети лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по моему вели.

Вели снова оказаться в классе.

Итак мы снова в нашем классе.

Скажите, чтобы быть друзьями леса, как надо вести себя в лесу? Я уверена, что вы будете для природы заботливыми хозяевами. У вас на партах лежат берёзовые листочки одним словом напишите на них что для вас значит лес? ( Для меня лес это - богатство, красота, тайна, загадка, прохлада.) Прикрепите их к нашей берёзе . Встанем вместе, возьмемся за руки, построим радугу- дорогу добра, добрых поступков. Урок окончен.



Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится.

(А.А. Прокофьев)


© 2010-2022