• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной группы на тему Составление рассказов по сюжетным картинкам Осенние хлопоты

Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной группы на тему Составление рассказов по сюжетным картинкам Осенние хлопоты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта организованной учебной деятельности


для подготовительной группы «БУРАТИНО»


Образовательные области: Коммуникация

Раздел: Развитие речи

Тема: Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осенние хлопоты»

Цель: Учить детей составлять рассказы по сюжетным картинам, передавая их содержание, а также придумывая всевозможные события до и после изображенного. Познакомить со смысловым значением фразеологических оборотов - трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе. Упражнять в использовании определений, сравнений, сложных распространенных предложений при описании сюжетов картин, в предложениях с группой слов. Развивать умение находить лексические ошибки в предложениях и исправлять их. Расширить и обобщить знания детей об осенних садовых, огородных и полевых работах. Закреплять умение разгадывать кроссворды и ребусы. Воспитывать стремление добиваться красоты и выразительности своей речи. Воспитывать желание помогать своим родным и близким людям.

Материал: картинки с изображениями осенних работ, на полях и дачах. Схемы для отработки выразительности. Кроссворды. Тексты для игры «Исправь предложение». Предметные картинки с изображением овощей/фруктов, карточки с написанными словами для подбора определений. Группы слов для составлений предложений.

Биллингвальный компонент: Активизировать употребление названия овощей и фруктов на казахском языке. Упражнять в составлении словосочетаний с этими словами: Абрикос - өрік, абуз - қарбыз, апельсин - апельсин, виноград - жүзім, вишня - шие, гранат - анар, груша - алмұрт, дыня - қауып, капуста - қырыққабат, клубника - құлпынай, лимон - лимон, яблоко - алма, огурец - қияр, помидор - қызанақ, смородина - қарақат, тыква - асқабақ, фрукты - жемістер, овощи - көкөністер, ягода - жидек. Словосочетания: асқабақ сары - тыква желтая, тәтті қарбыз - арбуз сладкий, жүзім дәмді - виноград вкусный, қышқыл лимон - кислый лимон.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Предлагаю разгадать кроссворды со словом «Хлопоты» различных уровней сложности. А как вы понимаете значение данного слова?

После попыток детей самим дать толкование, сама знакомлю с его смысловым значением. А что мы можем отнести к осенним хлопотам людей? Сообщаю, что сегодня мы будем составлять рассказы на тему «Осенние хлопоты».

Дети разгадывают кроссворды с предложенными словом различных уровней сложности (перевертыши, по первым звукам букв, по направлению стрелок). Отвечают на поставленные вопросы, знакомятся со смысловым значением слова «хлопоты» и с темой занятия.

Организационно-поисковый

Осенью в садах, огородах, на дачах и в полях очень много работы. Нужно успеть собрать весь урожай, подготовить растения к зиме. И люди очень много трудятся, про них можно сказать следующие фразы: трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе. Более подробно разбираем смысл данных фразеологических оборотов, объясняю, почему проведена аналогия с муравьями. Предлагаю использовать их в своих рассказах.

Показываю выставку картин об осенних работах. Беседа по их содержанию.

Давайте опишем то, что убирают осенью. Составление мини-описаний овощей-фруктов, называние их на казахском языке, составление простейших словосочетаний (овощ/фрукт+цвет/форма/размер). Работа по закреплению классификации - «Что лишнее в группе?».

Для того, чтобы ваши рассказы получились наиболее интересные, нужно использовать наибольшее количество определений, сравнений при рассказе об изображенном. Играют в «Опиши предмет или действие».

Но мало описывать объект, нужно уметь это описание вставлять в предложения. Потренируемся это делать.

Д/И «Добавь словечки»

Д/И «Составь предложение» с группой слов (по сюжетам картин)








Организую работу по грамматическому строю речи с помощью игры «Исправь предложения» (эти предложения можно использовать в будущих рассказах).


Работа над выразительностью речи с использованием схем. Игра «Скажи по-другому».

Валеопауза «Вкусные фрукты».

Обращаю внимание на несколько картин, коллективно фантазируем, что было до изображенного на картинке, что будет после.

Даю образец составления рассказа по одной из картин в двух вариантах. 1- упрощенный, без определений, 2 - распространенный, с определениями и фразеологизмами. Какой больше понравился, почему он лучше? Даю примерный план.

Физ. минутка «На даче» - если я называю овощи - присесть, фрукты - руки вверх, бахчевые культуры - круги руками (называю на казахском языке).

Предлагаю детям выбрать картинки и составить по ним рассказы.

Слушают рассказ воспитателя. Знакомятся с фразеологическими оборотами - трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе.

Рассматривают выставку картин об осенних работах.

Составляют мини-описаний овощей-фруктов, называют их на казахском языке, составляют простейших словосочетаний (овощ/фрукт+цвет/форма/размер). Классифицируют предложенные группы овощей/фруктов, находят лишнее в каждой группе.

Играют в «Опиши предмет или действие»: 1 подгруппа - подбирают определения или глаголы к более сложным словам (работа, погода, урожай, поле, пшеница), 2 подгруппа - предметные картинки с изображением овощей/фруктов.

Д/И «Добавь словечки» - дети по цепочки вставляют слова в предложения, распространяя их, при назывании своего слова нужно не произносить ранее названные предложения об осенних хлопотах.

Д/И «Составь предложение» составляют предложения с группой слов (по сюжетам картин).

Работают по грамматическому строю речи в игре «Исправь предложения»: 1 подгруппа - тексты предложений написаны на листочках, читают, расставляют слова в нужной последовательности и согласовывают их; 2 подгруппа работает устно. Примерные тексты предложений: 1) взрослым на помогают дача ребята; 2) пшеница комбайн колоски убирает; 3) в копают картошку сентябрь; 4) богатый собрали мы даче на урожай; 5) в фрукты собирают корзины садах в.

Работают над выразительностью речи с использованием схем. Играют в Д/И «Скажи по-другому» - произносят предложенные фразы в соответствии с выражением схематических изображений.

Валеопауза «Вкусные фрукты».

Рассматривают предложенные картины, придумывают события до и после изображенного. Слушают образцы рассказов воспитателя, сравнивают качество и делают выводы.

Физ. минутка «На даче».

Выбирают картинки, составляют рассказы.

Рефлексивно-корригирующий

Прослушивание рассказов, оценка и дополнения.

Беседа о необходимости помогать взрослым во время уборки урожая. Итог.

Участвуют в дополнениях и оценке рассказов, в беседе.

Рассказывают о своем вкладе в уборку урожая на дачах.

Ожидаемый результат:

Знать: смысловое значение фразеологизмов - трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе. Названия фруктов и овощей на казахском языке.

Иметь: представление об осенних садовых, огородных и полевых работах. Желание добиваться красоты и выразительности своей речи. Желание помогать своим родным и близким людям во время уборки урожая.

Уметь: составлять рассказы до и после изображенного на картинке, передавать содержание сюжетных картин. Использовать определения, сравнения, сложные и распространенные предложения при описании сюжетов картин, составлять предложения с группой слов, разгадывать ребусы, кроссворды.

© 2010-2022