Рабочая программа по литературному чтению. УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска



Обсуждено на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № от

201 г.

Руководитель ШМО

________/ /

Согласовано с зам. директора по УВР

Протокол МС № оn 201 г.

Председатель МС

_________/Анциферова Л.П./

Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 им. И.Б.Катунина

______ .Е.

Приказ №____ от

201г.



Рабочая программа

по литературному чтению

1 класс

Форма обучения - очная

Степень обучения - начальное общее образование

Уровень обучения - базовый




на 2015 -2016 учебный год


Составитель:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Александрович Наталья Вячеславовна




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ФГОС), базисного учебного плана; учебного (образовательного) плана ОУ; примерной программы дисциплины, авторской программы, положением о порядке разработки рабочих программ (РП).

Используемый УМК:

Программа

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Сборник рабочих программы.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011, стр.283-328.

Учебник

Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник для 1 кл. нач. шк. в 2 ч. с аудиоприложением - М.: Просвещение, 2011.

Методическая литература

Кутявина С.В.. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику КлимановойЛ.Ф. и др.1 класс. - М.: ВАКО, 2012.

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.


  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч - 4 часа резервные (4 ч в неделю, 10 учебных недель1), во 2-4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

класс

федеральный компонент

региональный компонент

школьный компонент

всего

1

4

4

Темы разделы

Авторская программа

Рабочая

программа

1

Вводный

2

Жили-были буквы

3

Сказки, загадки, небылицы

4

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

И в шутку и всерьёз

6

Я и мои друзья

7

О братьях наших меньших

36ч + 4ч резерв = 40ч

40ч

В разделы «И в шутку и всерьёз», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших» добавлено по 1 часу из резерва.


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любо- вью к тому месту, где родился (своей малой родине);

  • отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

  • проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

  • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с по- мощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини- группе или паре;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини- группе или паре;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обо- значения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

  • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

  • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2-4 предложений;

  • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • сравнивать лирические и прозаические произведения, бас- ню и стихотворение, народную и литературную сказку;

  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы учителя по теме урока;

  • создавать связное высказывание из 3-4 простых предложений с помощью учителя;

  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

  • оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

  • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях; l готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связное высказывание из 5-6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;

  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, и пользуя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям по- ступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

  • готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с по- мощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;

  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.

Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.

Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

1 КЛАСС (40 ч)

Круг произведений для чтения В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества разных народов России, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Жили-были буквы (7 ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Сказки, загадки, небылицы (7 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. И в шутку и всерьез (7 ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Я и мои друзья (7 ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. О братьях наших меньших (6 ч) Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского


  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕНА

Предмет: Литературное чтение.

Учитель: Александрович Н.В.

Класс: 1а

Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник для 1 кл. нач. шк. в 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

Программа: Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Сборник рабочих программы.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011..стр.39-2011, стр.283-328.

Количество часов в неделю : 4 час, за год 40 часа.



Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Кол-во

часов

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

•Ориентироваться в содержании учебника;

• Находить нужную главу в содержании;

• Использовать систему условных обозначений для планирования урока, определения этапа урока.

Регулятивные: Оценивать свою деятельность на уроке на основе образца и совместно составленных критериев.

Познавательные: Представлять книгу на основе информации на обложке (автор, название);

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

• Проявлять интерес к учебнику литературного чтения (какие произведения и кто их автор).

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

1

09.03



Раздел «Жили-были буквы»


2

1

В. Данько «Загадочные буквы»

•Называть книгу (автор и название);

•Определять тему читаемого произведения;

•Дополнять выставку возможными книгами;

•Читать стихотворение и отвечать на вопросы по содержанию.

Регулятивные: Оценивать свою деятельность на уроке на основе образца и совместно составленных критериев.

Познавательные: Прогнозировать содержание раздела, книги;

Коммуникативные:

Работать в паре, выполняя правила совместной работы.

Проявлять интерес к чтению произведений о буквах (заучивать понравившиеся отрывки наизусть).

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Читать стихи наизусть.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

1

10.03

3

2

И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»

Совершенствовать навык чтения;

•Читать фрагмент сказки выразительно (орфоэпически, с разной интонацией);

• Читать выборочно, используя разные приёмы поиска информации;

• Определять специфические особенности сказочного текста;

• Давать характеристику героя сказки (добрый, злой).

Регулятивные: Оценивать деятельность учащихся в соответствии с образцом и в соответствии с критерием.

Познавательны Прогнозировать содержание книги по её содержанию;

• Находить информацию в произведении, используя различные приёмы;

Коммуникативные: коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

•Проявлять интерес к чтению сказок;

•Понимать, что поступок определяет качество героя (Кляксич злой, потому что он ссорит буквы).

1

14.03

4

3

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему буква А поётся, а буква Б нет».

• Определять тему произведений;

• Сравнивать произведения (тема, герои);

• Создавать текст по аналогии, используя опорные слова прочитанного текста;

• Читать по ролям;

• Представлять книги на выставке.

РегРегулятивные: Оценивать чтение по ролям по выбранным совместно критериям.Познавательные: Учить находить лексическое значение слова в толковом словаре учебника;

• Сравнивать литературные произведения (на основе заданных параметров сравнения);

Коммуникативные:

• Работать в паре, в группе;

• Учиться договариваться друг с другом;

• Соблюдать выработанные правша общения при работе в паре, в группе.

1

15.03

5

4

Г.Сапгир «Про медведя»,М. Бородицкая»Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»

• Определять тему произведения;

• Выразительно читать стихотворения с опорой на разметку, сделанную под руководством учителя.

Регулятивные: Оценивать свою деятельность на уроке на основе образца и совместно составленных критериев.

Познавательные: Находить информацию в тексте стихотворения для ответа на вопрос учителя, учебника;

• Соотносить пословицу и произведение.

Коммуникативные: коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

• Учиться общаться друг с другом по правилам, принятым в обществе;

• Понимать, что очень важно точно и грамотно выражать свои мысли; разговаривать так, чтобы окружающие тебя понимали.

1

16.03

6

5

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Научатся понимать организацию стихотворной речи, интонационно оформлять конец предложения.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

1

17.03

7

6

Из старинных книг.

Ннаучатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

1

21.03

8

7

Повторение о и обобщение по теме «Жили-были буквы».

•Называть авторов и название произведения раздела;

•Анализировать название раздела; соотносить его с прочитанными произведениями.

Регулятивные: Под руководством учителя сформулировать основную задачу данного урока;

•Спланировать выполнение данной задачи на основе вопросов и заданий рубрики «Проверим себя»;

•Оценить себя в соответствии с выбранными критериями.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

• Научиться понимать, что хотел донести автор до своего читателя; обсуждать точку зрения автора с друзьями.

1

22.03



Раздел « Сказки, загадки, небылицы»


9

1

Е. Чарушин «Теремок»

•Называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки;

• Придумывать различные варианты окончания сказки;

• Определять главную мысль сказки на основе пословиц

Регулятивные: Определять учебную задачу урока - читать сказку Познавательные: Сравнивать сказку в пересказе Е. Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Проявлять интерес к чтению сказок;

• Объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении - читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения


23.03

10

2

Русская народная сказка «Рукавичка»

Научатся отличать народные сказки от авторских; работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать,

Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке,
находить начало и конец высказывания.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие


24.03

11

3

Загадки, песенки

•Отгадывать загадки на основе опорных слов;

•Определять особенности потешек;

•Находить в песенке слова, позволяющие определить, к кому и с чем обращается герой

Регулятивные: Определять под руководством учителя учебную задачу урока - составлять вопросы по теме урока; Познавательные: Сравнивать произведения разных фольклорных жанров, находить общее и различия.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение
и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

•Проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества;

•Интересоваться, какие произведения читали родители в детстве.


28.03

12

4

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

•Знать особенности небылиц;

• При чтении небылиц подбирать нужную интонацию и ритм;

• Сравнивать русские народные произведения с английской поэзией;

•Придумывать свои небылицы.

Регулятивные: Определять под руководством учителя учебную задачу урока - составлять вопросы по теме Познавательные: Находить нужную информацию в содержании небылиц для подтверждения своих мыслей.

Коммуникативные: Работать в паре, договариваясь о выполнении задания пошагово;

Личностные

• Проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества.


29.03

13

5

А.С. Пушкин. «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»

•Знать сказки, которые написал А. С. Пушкин;

•Представлять книгу по обложке;

•Учить восстанавливать сказку по иллюстрации.

Регулятивные: Понимать учебную задачу, планировать решение этой задачи;

Познавательные: : Находить нужную информацию

Коммуникативные:

•Работать в паре, в группе.

• Проявлять интерес к чтению сказок А. С. Пушкина.

1

30.03

14

6

Русская народная сказка «Петух и собака».

•Называть выставку книг;

• Находить на выставке книгу по определённым параметрам;

• Рассказывать сказку на основе опорных слов, иллюстраций, картинного плана.

Регулятивные: Планировать выполнение заданий в соответствии с пошаговыми действиями.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Понимать смысл сказки, пословиц;

• Соотносить смысл сказки с пословицей «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

1

31.03

15

7

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Знать особенности основных жанров устного народного творчества.

Регулятивные: Определять учебную задачу и планировать выполнение этой задачи. Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявлять интерес к произведениям устного народного творчества.

1

11.04



Раздел «Апрель, апрель, звенит капель…»


16

1

А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась», «Весна».А. Плещеев «Сельская песенка».

•Определять тему произведений;

•Рассказывать о книге по её обложке;

•Ориентироваться в учебной книге;

• Находить нужное произведение по заданным параметрам.

Регулятивные: Определять учебную задачу и планировать выполнение этой задачи. Познавательные: Анализировать обложку книги; сравнивать книги по выделенному критерию.

Коммуникативные: : формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Проявлять интерес к чтению произведений о природе русских авторов.

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

1

12.04

17

2

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»

•Читать стихотворение выразительно;

•Определять тему читаемых произведений;

• Находить слова, которые помогают представить картину весенней природы.

Регулятивные: Оценивать самостоятельно собственное чтение; проводить корректировку своего чтения

Познавательные: Определять учебную задачу и планировать выполнение этой задачи.

Коммуникативные: : формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Проявлять интерес к чтению стихотворений о весне.

1

13.04

18

3

Стихи - загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой.

Знать особенности загадок;

Сочинять загадки.

Регулятивные: Определять учебную задачу и планировать выполнение этой задачи. Познавательные: Сравнивать загадки и стихотворения; находить отличительные особенности; отражать их в таблице.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявлять интерес к чтению загадок.

1

14.04

19

4

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

• Определять тему выставки;

• Дополнять выставку другими книгами;

• Выразительно читать стихотворения.

Регулятивные: Определять учебную задачу и планировать выполнение этой задачи. Познавательные: Самостоятельно составлять список книг в соответствии с собственным выбором.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности

• Проявлять интерес к чтению стихотворений.

1

18.04

20

5

Повторение и обобщение по теме: «Апрель, апрель, звенит капель…»

• Читать выразительно;

• Читать наизусть;

• Определять произведения в соответствии с темой.

Регулятивные: Планировать ответ на поставленный вопрос Познавательные: Отбирать нужные произведения в соответствии с поставленным вопросом; Сравнивать различные по жанру произведения.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности

• Проявлять интерес к чтению произведений.

1

19.04



Раздел «Ив шутку и всерьез»


21

1

И. Токмакова ≪Мы играли в хохотушки≫, Я. Тайц ≪Волк≫,

Г. Кружков ≪РРРЫ!≫

Читать тексты произведений целыми словами;

• Наблюдать за особенностями построения весёлых произведений;

• Читать по ролям.

Регулятивные: Под руководством учителя сформулировать основные задачи урока; этапа урока; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы
решения задач.

Коммуникативные:

• Работать в паре, выполняя правила совместной работы.

• Размышлять, с какой целью авторы создают весёлые стихотворения;

• Проявлять интерес к чтению весёлых произведений.

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения

1

20.04

22

2

Н. Артюхова ≪Саша-дразнилка≫

• Читать тексты произведений целыми словами;

• Воспроизводить предложения с различной интонационной окраской;

• Находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения.

• Размышлять: дразнить - это хорошо или плохо; почему люди дразнятся;

• Учиться выходить из неприятного положения: правильно реагировать на поступки других людей.

1

21.04

23

3

К. Чуковский ≪Федотка≫, О. Дриз ≪Привет≫, О. Григорьев ≪Стук≫

• Читать целыми словами;

• Понимать смысл читаемых слов;

• Наблюдать, как автор относится к своим героям.

Регулятивные: Определять учебную задачу урока; Познавательные: Находить нужную информацию в толковом словаре;

•Находить опорные слова в учебном тексте.

Коммуникативные: : формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

• Учиться думать не только о себе, но и о других;

• По-доброму подсмеиваться над членами своей семьи.

1

25.04

24

4

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки - пулинаки», К.Чуковский «Телефон».

• Читать целыми словами;

• Читать, выражая разное настроение.

Регулятивные: Определять учебную задачу урока; Познавательные: Анализировать текст с целью определения настроения.

Коммуникативные: : формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Выражать разные чувства к героям стихотворений.

1

26.04

25

5

М.Пляцковский «Помощники»

• Читать, выражая настроение;

• Читать по ролям.

Регулятивные: Определять решение учебной задачи; планировать решение этой задачи;

•При выполнении заданий планировать поэтапно решение задачи.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

• Проявлять интерес к чтению весёлых произведений.

1

27.04

26

6

Из старинных книг

• Определять тему выставки;

• Дополнять выставку другими книгами;

• Выразительно читать произведения.

Регулятивные: Планировать ответ на поставленный вопрос Познавательные: Отбирать нужные произведения в соответствии с поставленным вопросом; Сравнивать различные по жанру произведения.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности

• Проявлять интерес к чтению.

1

28.04

27

7

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

• Читать выразительно;

• Читать наизусть;

• Определять произведения в соответствии с темой.



Раздел «Я и мои друзья»


28

1

Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок»

• Определять и находить нужную главу в содержании учебника;

• Указывать называние произведений и их авторов;

• Читать прозаические тексты, соблюдая интонацию;

• Пересказывать по составленному плану.

Регулятивные: Определять учебную задачу и планировать её выполнение;

Познавательные: Сравнивать произведения (по теме, по главной мысли, по содержанию).

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления

• Проявлять интерес к чтению произведений о дружбе и друзьях;

• Размышлять над тем, что такое дружба, кого мы называем лучшим другом.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

1

03.05

29

2

В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны»,

•Читать, отражая настроение;

•Восстанавливать последовательность действий; пересказывать текст.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих

• Понимать, что упрямство - плохой советчик для дружбы.

1

04.05

30

3

Р.Сеф «Совет»,В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик», В.Орлов «Если…», Я.Аким «Моя родина».

• Читать, отражая настроение;

• Определять тему и главную мысль прочитанных произведений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи. Составлять план описания игрушки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих•

• Понимать, что дружбой надо дорожить.

1

05.05

31

4

С Маршак «Хороший день».

• Читать, отражая настроение;

• Определять тему и главную мысль.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: Находить нужную информацию в тексте;Создавать тексты на основе коллективно составленного плана.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих•

• Размышлять, что такое настоящая дружба, кого мы называем другом.

1

10.05

32

5

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

1

11.05

33

6

Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

• Определять тему выставки;

• Дополнять выставку другими книгами;

• Выразительно читать произведения.

Регулятивные: Определять учебную задачу и планировать выполнение этой задачи. Познавательные: Самостоятельно составлять список книг в соответствии с собственным выбором.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности

• Проявлять интерес к чтению.

1

12.05

34

7

Повторение и обобщение по теме: «Я и мои друзья».

Проверка техники чтения.

• Читать выразительно;

• Читать наизусть;

• Определять произведения в соответствии с темой.

Регулятивные: Планировать ответ на поставленный вопрос Познавательные: Отбирать нужные произведения в соответствии с поставленным вопросом; Сравнивать различные по жанру произведения.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности

• Проявлять интерес к чтению произведений.

1

16.05



Раздел «О Братьях наших меньших».


35

1

С. Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак»,

• Определять и находить нужную главу в содержании учебника;

• Указывать названия произведений и их авторов;

• Читать стихотворения выразительно.

•Регулятивные: Определять учебную задачу и планировать её выполнение;

Познавательные: Сравнивать произведения (по теме, по главной мысли, по содержанию).

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих

• Проявлять интерес к чтению произведений о животных;

• Размышлять над тем, как нужно относиться к братьям нашим меньшим.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок - несказок; придумывать свои собственные сказки - несказки; находить сказки - несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

17.05

36

2

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».

•Читать, отражая настроение;

•Пересказывать на основе иллюстрации;

•Озаглавливать текст.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать её решение;Познавательные: Сравнивать произведения по основным критериям сравнения.

Коммуникативные:

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

• Понимать, что нужно уметь сострадать, сочувствовать тем, кто рядом с нами; нельзя быть равнодушным.

1

18.05

37

3

М.Пляцковский «Цап Цапыч», Г.Сапгир «Кошка».

Научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать произведения художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание

1

19.05

38

4

В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет».

1

23.05

39

5

Д.Хармс «Храбрый ёж»,Н.Сладков «Лисица и ёж», С.Аксаклв «Гнездо».

Отбирать произведения по выбранным критериям в разделе «О братьях наших меньших»;

• Находить в тексте слова, которые помогают увидеть авторское отношение к изображаемому.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Сравнивать тексты по выбранным критериям.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета

Проявлять доброе отношение к животным.

1

24.05

40

6

Повторение и обобщение по теме « О братьях наших меньших».

• Знать особенности художественного текста;

• Озаглавливать тексты;

• Находить слова, которые помогают увидеть автора.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

• Понимать, что о братьях наших меньших нужно заботиться.

1

25.05


  1. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Сборник рабочих программы.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011, стр.283-328. 1
2. Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник для 1 кл. нач. шк. в 2 ч. С аудиоприложением . - М.: Просвещение, 2011. 14 3. Кутявина С.В.. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику КлимановойЛ.Ф. и др.1 класс. - М.: ВАКО, 2012.


1

2. Технические средства обучения


4 5 6 7 8 9

Аудиторная доска .

Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.

Ксерокс.

СDмагнитофон. 1 1 1 1

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


10 11 12
13

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Презентации на электронных носителях.

Портреты детских писателей: XIX век : комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.

Портреты детских писателей: XX век : комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.

4. Оборудование класса


14 15 16 Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 15 1

.





1 Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.

© 2010-2022