- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Литературные сказки 1класс
Конспект урока по литературному чтению Литературные сказки 1класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайнутдинова Р.Р. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-обобщение по литературному чтению в 3 классе
(учебник «Родная речь» часть 1, автор Голованова Г.М., Горецкий В.Г.) по теме: «Литературные сказки»
Цель: - обобщить знания учащихся по изученным сказкам.
Задачи: - обобщить знания детей о писателях-юбилярах, авторов изученных сказок;
- развивать умение анализировать, сравнивать художественные тексты, обобщать;
- развивать монологическую речь;
- воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство коллективизма.
Ход урока:
I Вступительное слово. Сказка - ложь, да в ней намек Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин - Любите ли вы сказки? - Вспомните, какие русские народные сказки мы с вами читали? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Два Мороза», «Каша из топора» и др.) - Почему эти сказки называются народными? (передавались из уст в уста, не записывались, сочинял не один человек.) - Есть ли у них автор? (нет, нельзя установить) - Какие сказки мы называем авторскими или литературными? (сказки, которые обработаны или пересказаны автором-писателем) - Как называется раздел, который мы с вами изучали? - Назовите сказки, которые в него вошли. Кто их написал? Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку - 6 ноября было 155 лет со дня рождения. Владимиру Федоровичу Одоевскому - 11 августа будет 205 лет со дня рождения. Сергею Тимофеевичу Аксакову - 215 лет со дня рождения. В этом году - эти авторы-юбиляры.
II Основная часть. - Сегодня проверим, внимательно ли вы читали эти сказки. Для этого проведем литературную игру.
- Разделимся на 2 команды:
- команда: «Храбрые зайцы»
- команда: «Мороз Иванович»
- Перед вами круг, разделенный на сектора. Если вам достается, например, жетон зеленого цвета - буден задан вопрос по сказке «Мороз Иванович» и т.д.
Вопросы зеленого сектора. Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович».
- Можно ли назвать сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» волшебной? Почему?
- Вспомните русскую народную сказку «Морозко». Сравните ее со сказкой В.Ф.Одоевский. Что в этих сказках общего? Чем отличаются?
Вопросы синего сектора. Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек».
- Соответствует ли название сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» ее содержанию? Почему?
- Как вы считаете, изменится ли смысл сказки, если дать ей следующее название: «Алый цветок», «Подарок», «Чудище-Юдище»?
Вопросы оранжевого сектора. Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница».
- Можно ли считать лягушку, из сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»- изобретательной, смелой, хвастливой, находчивой, болтливой? Выбери свой ответ.
- Почему не состоялось путешествие лягушки? Выбери правильный ответ:
Вопросы белого сектора. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказ-ка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» и «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост».
- Как называется сборник, в который вошли эти сказки? Как вы думаете, почему Д.Н. Мамин-Сибиряк дал такое поэтическое название «Алёнушкины сказки»?
- Подумайте и ответьте, почему Заяц в сказке Мамина-Сибиряка, назван сначала смешным, глупым, потом - несчастным и наконец - бесстрашным, храбрым? Как бы ты его назвал?
Вопросы красного сектора. Биография писателя.
- Рассказать о писателях: Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин.
- Рассказать о писателях: В.Ф. Одоевский, С.Т. Аксаков.
Вопросы желтого сектора. Работа с учебником.
- Восстанови предложения из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»:
- Восстанови по тексту Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» опущенные слова:
- Найди в «Сказке про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» Д.Н. Мамина-Сибиряка выражения, которыми можно заменить данные:
- сильно испугался - душа в пятки - появился, как только о нем вспомнили - тут как тут - убежал стремительно - задал стрекача - ослабел, сильно устал - обессилел - гнался, не отставая, неотступно - гонится по пятам
- Прочитайте выразительно по ролям отрывок из «Сказки про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Нам даром без труда ничего не дается,- недаром исстари пословица ведется. Зайца ноги носят, волка зубы кормят. (Дополнительные сведения: из всех наших животных только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/ч. Для сравнения пешеход идет со скоростью - 5 км/ч) Хвастовство само себя наказывает. Смелость города берет.
- Подведение итогов игры. Подсчет жетонов. Оценивание.
IV Домашнее задание: придумать сказку собственного сочинения.