Тематическое планирование Русский язык 1 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 1 класс




















































Рабочая программа

по предмету «Русский язык», 1 класс

Авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева.


  1. Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы по русскому языку в 1 классе Климановой Л.Ф., Макеевой. Предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» входят в образовательную область «Филология». В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели: 1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся); 2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека). Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»: • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; • развитие коммуникативных умений; • развитие нравственных и эстетических чувств; • развитие способностей к творческой деятельности. Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов: 1) коммуникативного; 2) познавательного; 3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся. Коммуникативный принцип предусматривает: ● осмысление и реализацию основной функции языка - быть средством общения; ● развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения); ● знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми); ● формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности; ● развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной; ● организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности. Познавательный принцип предполагает: ● усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово; ● развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения; ● поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме; ● осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия); ● освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания; ● осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции; ● рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи; ● формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл,значение; ● поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает: ● пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания; ● формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности; ● развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования); ● знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми; ● творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов. Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта. Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы контроля: диагностическая работа.


  1. Общая характеристика курса


Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Изучение систематического курса русского языка обеспечивает: ● сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения; ● развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся; ● формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению; ● формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению; ● приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры. Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах. Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода и охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией. Обучение русскому языку имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем - как деятельность по их усвоению. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Речевое общение. Текст.Практическое представление о речевом общении (коммуникативно-речевые ситуации, диалог, собеседники, цель и результат общения); различие устных и письменных форм речевого общения (умения говорить, слушать, писать, читать). Составление простейших высказываний (текстов) в условиях реального общения и воображаемого, условного общения с героями литературных произведений, предметами и явлениями окружающего мира (с помощью учителя). Текст. Элементарное представление о тексте. Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение.Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.Последовательность предложений в тексте.Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений. Создание собственных небольших текстов (устных, письменных) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам Речевой этикет. Слова, используемые при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Культура общения: использование правил речевого этикета в различных ситуациях общения (в диалоге со сверстниками, со взрослыми); значение интонации, жестов и мимики в речевом общении. Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка, формирование представления о значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о знаковой функции слова как «заместителя» («заменителя») реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопрос кто? или что? Имена собственные и нарицательные. Правописание имён собственных. Первоначальное представление о словах со сходным и противоположным, прямым и переносным значениями, знакомство с многозначными словами.. Выделение слов с общим значением: учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др. Составление тематических словариков на основе содержательной классификации слов по определённым темам. Слово и его звуко-буквенная форма. Обобщение первоначальных сведениях о звуках и буквах русского языка. Звуко-буквенная форма слова, её анализ. Применение правил правописания:
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • разделительные ь и ъ
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


В первом классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 165 часов (5 часов в неделю): 115 ч. - на обучение грамоте, 50 ч. - на изучение русского языка.
  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. 4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: 1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач 7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве - Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. 9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация иобобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. 12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. 13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. Предметные результаты: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивногоотношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культурыи гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  1. Содержание учебного курса русского языка


Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

В мире общения. Слово и его значение (7 ч) Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении Главное средство общения - родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить) Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов. Слово как «заместитель», «представитель» реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы (по вопросу кто? или что?). Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.). Содержательная (смысловая) классификация слов по определённым темам, составление тематических словариков Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости) Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп

Имя собственное (3 ч) Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные) Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова - имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи)

Слова с несколькими значениями (1ч) Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления

Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч) Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов

Группы слов (4 ч) Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?) Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова - названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность)

Звуки и буквы. Алфавит (3 ч) Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах. Алфавит как основа письменности. Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] - жэ, [к] - ка, [ф] - эф) Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч) Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный анализ слов

Слоги. Перенос слов (4 ч) Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов
Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказы по опорным словам. Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работая в паре

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч) Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи) Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме (4 ч) Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель)

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (3 ч) Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч) Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение) Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч) Звонкие и глухие согласные (парные, непарные). Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными
Характеризовать звуки (гласные - согласные, твёрдые - мягкие, звонкие - глухие), приводить свои примеры.Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу). Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности - контроль, коррекцию

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 ч) Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Знакомство со знаками препинания Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку

От предложения к тексту (3 ч) Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Текст как речевое произведение, автор текста Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать свое отношение к изучению русского языка



VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

В мире общения. Слово и его значение (7 ч)

1

В мире общения. Цели и формы общения

1

Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование
в учебнике по заданиям учителя. Составление и построение делового диалога учителя с учениками и сюжетного диалога учащихся между собой в ролевой коммуникативной ситуации: мама с дочкой. Составление устных рассказов по рисунку

Узнают смысл понятия «общение» Научатся различать словесные и несловесные средства общения. усвоят лексическое значение понятий в соответствии с изучаемой темой; сделают попытку самостоятельно (на основе полученной в результате сотрудничества с учителем и сверстниками информации) объяснить новый смысловыделяющий элемент темы

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия, участия
в ролевой сценке и др.

Познавательные: общеучебные - составление диалогов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя, учащихся; логические - осуществление поиска существенной информации (из материала учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта, из рассказов учителя и одноклассников), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения, и ее осмысление.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания, адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе, стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

2

Родной язык - средство общения

1

Постановка проблемы урока. Прогнозирование содержания художественного текста. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля с целью выявления эмоциональных оттенков второго, треть его слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), побуждение учащихся к их более частому употреблению

Сравнение слов
по звучанию и значению.

Языковые игры. Построение модели слова радуга(в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью). Закрепление представлений о значении слова и его форме

Уточнят представление о даре слова как о средстве общения.

Научатся внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему, составлять простейшие высказывания (тексты) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений

Научатся различать звучание
и значение слова, точно называть предметы, определять значение слов, указывать, из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова, подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств
и свойств, объяснять лексическое значение понятий

3

Смысловая сторона русской речи

1

4

Слово, его роль в нашей речи

1

5

Слово и его значение

1

6

Закрепление. Слово и его значение

1

7

Слово как средство создания образа

1

Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Письмо по памяти. Решение поставленной проблемы через доказательство на конкретных примерах. Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара.

Анализ изобразительных средств сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» на основе составленных словосочетаний

Научатся осуществлять правильный выбор слов для обозначения каждого явления, точно выражать свои мысли, писать заглавные буквы
в именах собственных, в начале предложения, создавать собственные тексты (устные, письменные) по опорным словам на предложенную тему

Регулятивные: ориентироваться в учебнике по заданиям учителя; решать поставленную проблему через доказательство на конкретных примерах; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные: анализирование изобразительных средств сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; письмо по памяти; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: формулируют оценку литературных произведений; выражают эмоциональное настроение после прочтения сказок; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Имя собственное (3 ч)

8

Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.

Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Письменная работа предваряется примерами кличек, их толкованием. Работа в парах. Составление рассказов о своих собаках (или каких-то других домашних животных). Коллективные ответы на вопросы

Научатся различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану.

Познавательные: осуществление подбора примеров кличек животных; написание и объяснение кличек; составление рассказа о домашних питомцах; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения И. Самоварова, Э. Успенского; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: проявляют положительное отношение
к домашним животным; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со сверстниками; обладают мотивационной основой учебной деятельности

9

Правописание имен собственных

Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского. Придумывание кличек животным с опорой на контекст, дополнив предложения. Чтение заголовка текста, предугадывание его содержания: «Как вы думаете, о ком текст?». Составление словосочетаний, текста.

Научатся соблюдать правила правописании имен собственных, правила переноса слов, наблюдать
за превращением
в художественном тексте имен нарицательных
в собственные. Научатся проявлять внимание
к значению имени, его смысловым оттенкам, соблюдать правила правописании имен собственных: заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных

10

31.03

Имя собственное. Составление текста «Мой котенок».

Слова с несколькими значениями (1 ч)

11

01.04

Слова с несколькими значениями

Уточнение значений слова язык. Объяснение значения слова язык
с опорой на рисунки, затем по словарю С. И. Ожегова.
(Толкование пословиц о языке как словесной речи можно провести с привлечением словаря
В. И. Даля.) Знакомство с толковыми словарями
В. И. Даля,
С. И. Ожегова

Уточнят понятие
о многозначных словах.

Научатся пользоваться толковым словарем с целью расширения и обогащения словарного запаса языка

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять настойчивость в достижении цели.

Познавательные: работа с толковым словарем; объяснение значения многозначного слова с опорой на рисунок, смысла пословицы о языке; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий.

Личностные: приобретают новые знания; работают с толковыми словарями; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч)

12

02.04

Слова, близкие по значению (синонимы)

Работа с моделями слов. Составление предложений со словами, близкими по значению. Сравнивание букв и - ц - у, нахождение общих элементов и различий.

Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова (с. 32)

Уточнят понятие о словах, близких по значению.

Научатся употреблять в речи слова, близкие по значению.

Продолжат знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры

Регулятивные: проводить самоконтроль по моделям слов; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные: осуществление поиска и выделение необходимой информации; работа с моделями слов; составление предложений со словами, близкими по значению; сравнение букв и - ц - у, определение общих элементов и различий; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения.

Коммуникативные: уметь использовать в речи синонимы, объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать
на поставленный вопрос, аргументировать.

Личностные: проявляют интерес к себе и окружающему миру, желание работать со словарями синонимов; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми, сверстниками

13

03.04

Слова, противоположные по значению
(антонимы)

Рассуждение, почему Г.-X. Андерсен назвал свое произведение «Гадкий утенок», а С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово «аленький»,
а не «красненький». Работа над словами с противоположным значением. Знакомство со словарем антонимов, то есть со словарем слов с противоположным значением; анализ антонимических пар, запись
пословиц (см.: Словарь М. Р. Львова). Подбор антонимов, запись предложений

Научатся употреблять в речи слова, описывающие и представляющие нравственные характеристики

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять настойчивость в достижении цели.

Познавательные: объяснение названия авторских сказок; подбор антонимов; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: формулируют личностные характеристики героев; используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Группы слов (4 ч)

14

06.04

Знакомство с разными группами слов.

Упражнения на классификацию слов по группам. Чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Подбор «ключей» как решение задачи.Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.Знакомство со старинными учебниками. Выполнение задания на классификацию. Составление загадок. Работа в паре. Составление простейших высказываний (текстов) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений

Определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки, классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам, наблюдать за ролью каждой группы слов в речи. Научатся ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов), раскрывать грамматическое значение предметности за счет слов, обозначающих явления природы

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Познавательные: осуществление классификации слова по группам; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера; формирование логических действий: анализа, сравнения; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать сообщение Ивана Самоварова, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге, проявлять самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Личностные: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

15

07.04

Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета

16

08.04

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

17

09.04

Слова-названия предметов. Слова-признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками

Звуки и буквы. Алфавит (3 ч)

18

10.04

Звуки и буквы

Уточнение понятия «звуки речи». Наблюдение, как в художественных текстах изображают звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Звуковой анализ слов. Уточнение представлений о букве как значке звука

Научатся переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму, различать звуки речи и звуки окружающего мира, уточнять представления о звуковом составе слова и его связи со значением слова, понятие о букве как значке звука

Регулятивные: действовать по плану.

Познавательные: переключение внимания с лексического значения слова на его звуковую форму; формулирование вывода по проблеме (совместно с учителем); формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы учителя, участвовать в обсуждении проблемы.

Личностные: имеют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

19

13.04

Звуки и буквы. Звуковой состав слова.

Разграничение звуков и букв Работа с загадками, сопровождение сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Упражнения в культуре произношения.

Научатся переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму, различать звуки речи и звуки окружающего мира, уточнять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова, обобщать понятие о букве как значке звука

20

14.04

Алфавит.

Проверка знания алфавита в игровой форме. Практическая работа: запись имен собственных
в алфавитном порядке, применение правила записи имен собственных. Работа с пословицами, выполнение письма по памяти (или контрольное списывание)

Закрепят первоначальные знания об алфавите .

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Познавательные: осознание познавательной задачи; чтение и слушание; выполнение логических действий: анализа, сравнения; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: уметь работать в группе, отвечать на вопросы учителя, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч)

21

15.04

Гласные звуки. Обозначение их буквами

Повторения сведений, полученных
в период обучения грамоте о гласных звуках.

Расширение сведений о звуках и буквах.

Сравнение слов
по значению, звучанию, написанию. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков
в художественной речи

Научатся распознавать гласные звуки в слове; обозначать
на письме буквами, совершенствовать фонематический слух, наблюдать над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи, формулировать и применять на практике правило о написании имен собственных

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные: наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи, обобщение и вывод; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач. Коммуникативные: уметь участвовать в учебной дискуссии, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

22

16.04

Согласные звуки. Обозначение их буквами

Расширение сведений о звуках и буквах.

Сравнение слов по значению, звучанию, написанию. Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами. Звукобуквенный анализ слов карандаш, парта по их моделям. Чтение сведений о языке («Узелки на память»). Упражнения в произношении согласных звуков. Подбор к звукам звукоподражательных слов: [г] - гогочет, [х] - хохочет и т. п.

Научатся распознавать согласные звуки по их существенным признакам, работать

Регулятивные: осуществлять самопроверку по данным моделям, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные: выполнение звукобуквенного анализа слов по их моделям; осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры; проявляют интерес и уважение к другим народам

23

17.04

Согласные звуки.

с моделями слов
и проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию, четко произносить отдельные звуки в составе слова

Слоги. Перенос слов (4 ч)

24

20.04

Слоги.

Рассматривание рисунка в учебнике, чтение предложений. Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге. Упражнения в делении слов на слоги.

Списывание слов на основе орфографического проговаривания

Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количества слогов

Закрепят представление о слоге как произносительной части слова.

Научатся соотносить количество слогов в слове
и количество
в нем гласных звуков, проявлять творческое отношение к слову. Закрепят представление о слоге как произносительной части слова.

Научатся соотносить количество слогов в слове
и количество
в нем гласных звуков

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные: осознание познавательной задачи; извлечение нужной информации, самостоятельное нахождение ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения Ивана Самоварова о слоге.

Личностные: проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; проявляют познавательный интерес

25

21.04

Деление слов на слоги.

26

22.04

Деление слов на слоги для переноса.

Чтение рассказа
Н. Сладкова, проведение беседы. Коллективное чтение
и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о правилах переноса.

Воспроизведение правила переноса слов по памяти, приведение собственных примеров

Обсуждение работ, выполненных Аней и Ваней. Исправление ошибок Ктототама. Коллективное составление пословицы, ее запись.

Определение односложных и двусложных слов

Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки
на другую на письме, озаглавливать текст

Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки
на другую на письме, озаглавливать текст

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: осознание познавательной задачи; извлечение информации, самостоятельное нахождение её
в материалах учебника, рабочих тетрадей; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные: уметь участвовать в коллективном чтении и обсуждении сообщения Ивана Самоварова о правилах переноса, работать в группах и парах, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

27

23.04

Перенос слов.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч)

28

24.04

Ударение.

Работа с моделями слов «кру́жки» - «кружки́». Определение в словах ударения через выяснение значения слова на основе контекста. Развитие речи учащихся на основе текста
К. Д. Ушинского «Два петушка». выразительное чтение и определение основной мысли

Научатся находить в слове ударный слог, уточнять представление о правильной постановке знака ударения, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные: уметь участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества; признают общепринятые морально-этические нормы

29

27.04

Ударение. Контрольное списывание

Работа с орфоэпическим словарем. Контрольное списывание: учитывание орфографической
и каллиграфической стороны письма

Научатся находить в слове ударный слог, наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении

30

28.04

Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно»

Литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения в слове.

Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака.

Сравнение выражений «Спáла с деревьев листва»; «Ах, как долго я спалá!».

Работа с текстом
Л. Толстого: чтение, озаглавливание (о чем?), выделение основной мысли (о чем предупреждают птичку?).

Научатся выполнять упражнения в орфоэпическом произношении отдельных слов, составлять связный рассказ

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные: подбор заглавия текста; осознание познавательной задачи; чтение и слушание с извлечением нужной информации; самостоятельное нахождение её в материалах учебника, рабочих тетрадей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.

Коммуникативные:уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Личностные: осваивают новые виды деятельности; участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (4 ч)

31

29.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Работа с моделями слов, сравнение количества звуков
и букв. Сравнение пар слов, различающихся своим значением и звучанием. Отгадывание загадок. Звуковой анализ слов, при записи которых требуется писать на конце мягкий знак (конь, гусь). Дополнение предложений словами, подходящими по смыслу. Выполнение задания в паре: кто быстрее распределит слова по группам

Научатся различать мягкие
и твердые согласные звуки, выполнять упражнения
в обозначении мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь).

Научатся различать твердые
и мягкие согласные звуки в середине слова, применять правило переноса слова с мягким знаком, раскрывать значение слова через его определение

Регулятивные: планировать необходимые действия.

Познавательные: работа с моделями слов; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме;

Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, желание учиться

32

30.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

33

04.05

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я

Обобщение представлений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Составление предложений по уточнению смысла употребления слов. Нахождение мягких согласных звуков в словах, их подчеркивание. Объяснение способов обозначения мягкости согласных на письме в словах. Классификация слов.

Работа с текстом
Л. Толстого: чтение.

Научатся обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я, обобщать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме, обогащать лексический запас, выполнять упражнения в делении текста на предложения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять настойчивость в достижении цели.

Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебной дискуссии, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляют желание учиться

34

05.05

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (3 ч)

35

06.05

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний
жи - ши, ча - ща,
чу - щу

Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Выполнение характеристики согласных звуков [ж], [ш], [ч'], [щ'] как шипящих. Повторение правил правописания буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу. Коллективное составление цепочек слов. Изменение слов в форме единственного числа на слова в форме множественного числа (устно). Игровые тренировочные упражнения.

Закрепят представления о твердых согласных звуках [ж], [ш].

Научатся выполнять упражнения
в традиционном написании сочетаний жи - ши
с буквой и, ча - ща с буквой а,
чу - щу с буквой у.

Научатся писать изложение текста по вопросам, выполнять упражнения в правописании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу

Регулятивные: осуществлять взаимопроверку выполненного задания, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные: использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач; выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные: уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах
и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности

36

07.05

Правописание буквосочетаний
жи - ши, ча - ща,
чу - щу

37

08.05

Закрепление правописания буквосочетаний
жи - ши, ча - ща,
чу - щу

Восприятие текста про Третьяковскую галерею через организацию заочного путешествия. Работа по вопросам. чтение текста. Нахождение в тексте ответов на вопросы, осмысление их, обсуждение прочитанного.

Научатся соблюдать правила правописания буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч)

38

11.05

Разделительный мягкий знак

Сравнение на слух произношения слов с разделительным мягким знаком и без него: «Коля» - «колья», «семя» - «семья». Чтение сведений рубрики «Узелки на память», слов и противопоставление их по произношению и смыслу:
солю - солью,
пылю́ - пы́лью.

Сочинение шуточного поздравления одноклассникам
с днем рождения как «с днем варенья» с использованием рифмованных слов

Научатся наблюдать за произношением и написанием слов с ъ, списывать и самостоятельно записывать слова с разделительным мягким знаком, обогащать словарный запас

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь составлять поздравление
с днем рождения, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, демонстрировать согласованность усилий по достижению общей цели.

Личностные: признают общепринятые морально-этические нормы; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

39

12.05

Разделительный мягкий знак, его употребление
на письме

40

13.05

Разделительный твердый знак

Практическое усвоение слов с разделительным твердым знаком. Повторение сведений о разделительном твердом знаке. Развитие чувства языка через сопоставление значения приставок. Рассматривание рисунка, чтение отрывка из сказки Э. Успенского, обсуждение текста объявления, который написал дядя Федор. Коллективное обсуждение возможных текстов объявлений

Повторят сведения о разделительном твердом

знаке, которые получили в период обучения грамоте.

Научатся писать слова с разделительным твердым знаком, составлять текст небольшого объявления

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действии в материализованной и умственной форме; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов.

Коммуникативные: уметь составлять текст объявления, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч)

41

14.05

Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами

Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. Развитие творческого воображения

Повторят сведения о звонких
и глухих согласных, полученные в период обучения грамоте.

Научатся проводить звуковой анализ слова, различать звонкие
и глухие согласные

Регулятивные: планировать (необходимые действия.

Познавательные: выполнение звукового анализа слова, учебно-познавательных действий в материализованной
и умственной форме; осуществление рефлексии способов и условий действия; контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды

и своего здоровья

42

15.05

Правописание парных звонких
и глухих согласных

43

18.05

Диктант с грамматическим заданием.

Проверка умения писать под диктовку. Ознакомление
со способом проверки парных согласных на конце слова. Упражнение в правописании слов с парными согласными на конце. Составление ответов на вопросы к тексту (коллективно), их запись (самостоятельно). Развитие поэтического слуха, наблюдение над ролью согласных звуков в поэтических текстах рубрики «Словесное творчество»

Проверить умение писать под диктовку, применять на практике изученные орфограммы и правила. Познакомятся
со способом проверки парных согласных на конце слова.

Научатся правильно писать слова с парными согласными на конце, наблюдать над ролью согласных звуков в художественном тексте

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: наблюдение над ролью согласных звуков в поэтических текстах; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова
и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

44

19.05

Работа над ошибками. Правописание парных звонких
и глухих согласных

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 ч)

45

20.05

Предложение. Отличие слова от предложения

Сопоставление отдельных слов и предложений через сравнение их функций. Упражнения в составлении предложений, пословиц на основе связи слов по смыслу. Составление длинных предложений
с помощью вопросов.

Работа по составлению предложений. Обучение написанию изложения: коллективное составление предложений по вопросам к тексту, запись предложений с комментированием

Научатся различать слово и предложение, наблюдать над связью слов в предложении, строить предложения, выражающие определенную мысль.

Закрепят представление о предложении как сочетании связанных по смыслу слов, выражающих мысль
(сообщение)

Научатся различать предложения по интонационным особенностям, использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный или восклицательный знак), составлять предложения
по вопросу, видеть границы предложения в тексте, совершенствовать литературно-творческие способности

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы.

Познавательные: сопоставление отдельных слов и предложений; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь строить небольшие монологические высказывания, осуществлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляют желание учиться

46

21.05

От слова
к предложению

47

22.05

Знаки препинания в конце предложения

Работа с текстом учебника - учебная дискуссия. Работа по озаглавливанию текста - передать в заголовке ласковое отношение к животному.

Формулирование ответа на проблемный вопрос:
«А почему автор
К. Ушинский озаглавил рассказ не "Корова", а "Коровка"?».

Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их

Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: озаглавливание текста; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: проявляют положительное отношение
к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся

От предложения к тексту (3 ч)

48

25.05

Текст. Отличие предложения от текста

Составление текста записки. Рассуждение по вопросу
(в упражнении), который не предполагает однозначного ответа: «Если записка или письмо состоит хотя бы из двух предложений, связанных по смыслу, то это уже текст». Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам по теме

Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов.

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, составлять текст записки.

Личностные: осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества; признают общепринятые морально-этические нормы

49

Отличие предложения от текста

50

Обобщающий урок. «Чему мы научились».


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Литература для учащихся. 1. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе ./Л.Ф. Климанова, Л.Ф.Макеева. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2014. 2. Климанова Л.Ф.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. 4-е изд. М.: Просвещение, 2014. 2. Литература для учителя. 1. Уроки русского языка. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2013. 2. Т.Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК «Перспектива» - Москва - «Вако», 2013. 3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1-4 классы : пособие для учителя. - М. : 5 за знания, 2007. 4. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 5. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. - М.: Цитадель-Трейд, 2010. 6. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. - М. : Дрофа, 1999. 7. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. - М. : АСТ : СЛОВО, 2009.
3. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. school-collection.edu.ru 2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». :gramota.ru 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). nsc.1september.ru/urok

4. Детские электронные презентации.:viki.rdf.ru 4. Технические средства обучения. 1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор

11


© 2010-2022