Конспект урока по математике для 3 класса Деление с остатком

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Технологическая карта урока

Предмет: математика, УМК «Школа России», 3 класс

Учитель: Коваленко Г.В.

Тема: Деление с остатком.

Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель:познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. Познавательные

- формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы;

- познакомить с правилом деления с остатком;

-выработать алгоритм деления с остатком.

2. развивающие

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Оборудование: учебник «Математика», ч. 2, 3 класс, М.И.Моро, М.: Просвещение, 2014г.; проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки.

Ресурсы для учителя:

- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2014г. - с.26

- Т.Н. Райкина, математика. 3 класс: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2009.- Ч.2. - 64с

- О.И. Герман, Математика. 3 класс. Карточки заданий. - 2 - е изд. - Саратов: Лицей, 2009. - 128с.

Ресурсы для учащихся:

- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2014г. - с.26

- карточки для работы в группах с алгоритмом;

- наглядный материал для исследовательской работы в парах.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деят-сть учителя

Деят-сть учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (орг.момент)

Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. - Проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь. Начинаем работать. Девизом нашего урока станут такие строки: Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. Я желаю вам удачи в открытии нового. (Слайд 1)

- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

- Настраиваются на работу.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать

учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. - Прежде, чем открывать новое, мы с вами повторим таблицу умножения и деления; Сначала я раздам индивидуальные карточки (4 человека) Пока ученики работают по инд-ым карточкам предлагаю вам решить «Весёлые задачи» 1. «Весёлые задачи». Вам необходимо быстро решить задачи и показать результат с помощью матем. веера или палетки.

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
(54 : 9 = 6)
  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
  • У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.
  • (3 • 7 = 21)
  • Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.
(50 : 10 = 5) 3. Игра «Гонка за лидером» На столах у вас лежат карточки, ваша задача, как можно быстрее решить выражения и записать ответ, когда работа выполнена, поднимаем руку вверх. Даю вам на работу 1минуту. «На старт, внимание марш!»

4. Игра «Проверь себя», «Дуэль»(если позволяет время); (знание таблицы умножения и деления) 5. Игра «Лото» Что повторили? Для чего её нужно знать? Как вы думаете, нужна нам будет на уроке таблица умножения? (Слайд 2) 6. Игра «Назови число» (Слайд 3)

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления.

Работают с информацией, решают примеры.

Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

Развивают операции мышления(сходство и различие объектов)

Коммуникативные УУД:

Формируют умения

слушать и слышать собеседника, вести диалог.

3.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деление с остатком.

  1. Постановка проблемы.

Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся,? (ДЕЛЕНИЕ) - Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: 81:9 27:3 7:3 (Слайд 4) Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) - Почему? В чём было затруднение? 7:3 Чем похожи примеры и чем отличаются? ( в примере 7:3 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) Какое возникло затруднение? (Не можем 7 : 3) (Слайд 5) - Так что же получается, если у меня есть 7 конфет, то я не могу их поровну раздать трём ребятам? Давайте попробуем это сделать практически. (3 ученика выходят к доске, а четвёртый раздаёт конфеты по одной.) -Как 7 конфет разделить между 3 учениками? (Раздаем каждый раз по 1 конфете). - Какое число конфет было? (7). -Что мы делали с конфетами? (делили).
- Между сколькими учениками делили? (3).
- Все конфеты раздали? Что получилось? (1 конфета осталась). - Значит можно разделить любое число, просто получается остаток. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока «Деление с остатком») На экране появляется тема урока: (Слайд 5 ) Деление с остатком
  • Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)
ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научиться выполнять действие деление с остатком. Узнать, что такое остаток. ВОПРОСЫ: (Слайд 6) Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти …………..? ( Из числа вычесть разделившееся ) - Какую математическую запись составим по данному действию? Запись на слайде: 7 : 3 = 2 (ост.1) Прочитайте эту запись. (7 разделить на 3 получится 2 и 1 в остатке). - А теперь прочитайте эту запись, используя название компонентов действия деления. (делимое 7, делитель 3, частное 2, остаток 1). Что важно знать при делении? (таблицу ×) Физминутка

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные УУД: Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД:

Уметь формулировать тему и цель урока.

4. Изучение нового материала.

Первичное усвоение новых знаний.

Построение проекта выхода из затруднения. Решение проблемной ситуации.

Цель:организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком.

  1. Работа по учебнику с. 26
  2. Давайте с вами рассмотрим объяснение Знайки
  3. №1(фронтально с проговариванием)
  4. № 2 - 1 ученик показывает решение на доске 1-го примера, далее работаем самостоятельно, взаимопроверка и обсуждение. «Светофор»
2)Работа в парах: (полоски = 10 см). Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10? - Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост. 1) - Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).-А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм или план решения) Работа в группах: (Слайд 8) Перед вами карточки - помощники, нужно подумать, посовещаться и пронумеровать их в нужном порядке, т.е. поставить нужный этап работы на своё место) ●Составление алгоритма (Слайд 9) Алгоритм деления с остатком.
  1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем из делимого наибольшее число - это остаток.
  4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.
Сравнить алгоритм по слайду. Завтра мы разберём более подробно шаг алгоритма. Для этого вы дома понаблюдаете за делителем и остатком. Д.З. При выполнении д/з обратите внимание на делитель и остаток при решении примеров на деление с остатком

Давайте решим пример 32 : 5 по алгоритму с проговариванием.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

































- Контролирует процесс составления алгоритма. Направляет учащихся на верный путь решения.



































Контролирует и направляет детей.

Выполняют работу

в парах, доказывают свой ответ. Пытаются сформулировать правило.













































Составляют алгоритм в группах, затем проверяют под руководством учителя, в дальнейшем решают выражения, опираясь на него.































Решают пример с проговариванием алгоритма

Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль



Познавательные УУД: классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи.



5.Первичное закрепление.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Пользуясь алгоритмом, решаем самостоятельно 1 ряд - 10: 6;

2 ряд - 11 : 4; 3 ряд - 17 : 4

(Взаимопроверка по эталону)

(Слайд 10- 11)

  • У кого сосед не допустил ни одной ошибки покажите палец вверх.

  • У кого сосед допустил ошибку, поставьте ладонь на ребро.

Решение задачи с.26 №3

Дополнительный вопрос

(Из 20листов?)

Проверяет понимание способа действия.

Учитель контролирует решение задачи.

Проговаривают алгоритм работы при решении примеров.

Ученик у доски решает и объясняет задачу

Регулятивные УУД: Планировать решение учебной задачи, встраивать алгоритм действий

Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор.

Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность во взаимодействии.

7.Практическая деятельность. Самостоятельная работа.

Цель: проверить навык усвоения новых знаний.

По новой теме я приготовила для вас задания. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности.

Карточки

1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15 : 6 23 : 3

12 : 6 40 : 5

10 : 3 8 : 4

2 уровень: соедините выражение с результатами действий.

8 : 3 3(ост.3)

11 : 4 2 (ост.1)

9 : 4 2 (ост.2)

15 : 4 2 (ост. 3)

- Проверьте по эталону (на доске). Как вы выполнили задание. Оцените свою работу. Светофор

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся


Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.


Регулятивные УУД: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Развивать операции мышления. Коммуникативные УУД: Осуществлять самоконтроль.












7. Итоги урока.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности







8. Дом.задание.

Расскажите чему мы учились на уроке?

Какую цель мы ставили ?

Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

Помогло вам открытие достичь цели?

(Слайд 12)

- А сейчас я вам предлагаю заполнить табличку. «+» - да; «-» - нет.

Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет.

  1. Новая тема мне понятна

  2. Я хорошо понял(а) алгоритм

  3. Я знаю, как пользоваться алгоритмом

  4. Я сумею найти частное и остаток

  5. В самостоятельной работе у меня всё получилось

  6. Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки

  7. Я доволен(а) своей работой на уроке

  8. На уроке я учился(ась)учиться:

Я узнал(а)….

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я научился...

Я бы хотел… (Слайд 13)

А теперь я хотела бы оценить вашу работу на уроке.

С. 26 зад. №3 дорешать; №5

Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей. Подводят итог под руководством учителя, оценивают свои результаты деятельности на уроке.

Личностные УУД: Способность к самооценке.

Регулятивные УУД:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности



Девиз к уроку: Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.



Алгоритм деления с остатком.

  1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Вычитаем из делимого наибольшее число - это остаток.

  4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.


Карточки

1 уровень: Решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15 : 6 23 : 3

12 : 6 40 : 5

10 : 3 8 : 4

2 уровень: соедините выражение с результатами действий.

8 : 3 3(ост.3)

11 : 4 2 (ост.1)

9 : 4 2 (ост.2)

15 : 4 2 (ост. 3)

Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет.

  1. Новая тема мне понятна

  2. Я хорошо понял(а) алгоритм

  3. Я знаю, как пользоваться алгоритмом

  4. Я сумею найти частное и остаток

  5. В самостоятельной работе у меня всё получилось

  6. Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки

  7. Я доволен(а) своей работой на уроке

© 2010-2022