Толерантность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивная беседа

Тема: Толерантность

Цель:

Познакомить учащихся с понятием толерантность.

Задачи:

1. Изучить основные черты толерантной и интолерантной личности,

толерантного и интолерантного путей.

2.Формировать навыки толерантного общения.

3.Развивать способности оценивать себя и других людей.

Ход занятия: 1.Организационный момент ( нетрадиционная посадка детей -две группы ) 2. Приветствие учителем: - Ребята! Давайте познакомимся и пообщаемся. Выходите в круг. По правилам взаимного уважения мы должны поздороваться друг с другом. (Дети хором здороваются) . А сейчас я говорю приветствие: - Добрый день! А что это значит? Значит день был по доброму начат, Значит день был по доброму прожит Он умножит счастливые дни! У меня в руках чаша знаний. В ней семена. В начале нашего разговора я бы хотела заронить в вас семя знаний по той теме, которую мы будем рассматривать. Это семя начнёт потихоньку расти, а в конце беседы превратится в чудесное растение, о котором вы узнаете позже. Дети садятся по кругу, учитель сеет семя. Покажите, как мы чуть - чуть подросли! Вы согласны пополнить свои знания? Наш разговор я бы хотела начать с притчи. При́тча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.( слайд)

Толерантность

Притча о гвоздях Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Это притча. Но подобные вещи случаются и в нашей жизни. ( слайд)

Тема беседы:

Толерантность

Цель:

Познакомить учащихся с понятием толерантность.

Задачи:

1. Изучить основные черты толерантной и интолерантной личности,

толерантного и интолерантного путей.

2.Формировать навыки толерантного общения.

3.Развивать способности оценивать себя и других людей. Наш разговор будет посвящён толерантности. Кому из вас знакомо это слово? На первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования всех людей на земле. Все люди на свете испытывают потребность в общении. Каково будет ваше общение, зависит от каждого из вас. 16 ноября Международный день толерантности. Так что же такое толерантность? ( слайд)

Толерантность

На разных языках земного шара этот термин звучит так: - в английском языке - готовность быть терпимым, снисходительным ( не судить строго); - в китайском - быть по отношению к другим людям великодушным; - в русском - способность терпеть что - то или кого - то ( быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого - либо или чего - либо); - во французском - отношение, при котором допускается думать или действовать иначе, по - другому, чем ты сам. Что общего во всех определениях? ( Везде говорится о терпимости - что это такое терпении) Сказать одним словом, что такое толерантность нельзя. В этом слове много важных моментов! Внимание на слайд!

Появление качеств толерантности -терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям, обычаям, поведению; - сострадание, милосердие; - принятие другого человека таким, какой он есть на самом деле; - уважение человеческого достоинства; - сотрудничество, дух партнёрства; - уважение прав других; - доброта, прощение. МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. Сострадание - способность почувствовать чужую боль, как свою. Терпимость - это ценность. Чуткость - это то, насколько тонко человек чувствует других, их переживания, эмоции, чувства. Она свойственна людям, имеющим доброе сердце и большой жизненный опыт. Тонко чувствующими являются те люди, которым довелось пережить достаточно много боли, страданий, пройти через какие-либо трудности и не сломаться. Ведь человек устроен так, что хорошо начинает понимать переживания других только после того, как сам пройдет через страдания, слезы, узнает сполна вкус горечи от потерь и невзгод. Отзывчивый человек- это человек, который быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы и т. п., всегда готовый помочь другому. Человек, чутко воспринимающий что-либо., живо реагирующий на что-либо. Социальные образования, как «страна», «город», «семья «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости у многих людей очень сильный.

Вот что обозначает термин толерантность. Теперь, когда мы знаем, что такое толерантность, давайте подумаем почему толерантность важна в современном мире? ( ответы детей) 4. Упражнение «Давайте пофантазируем...» (слайд)
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совер­шенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? Вам захотелось бы жить в таком мире?


  1. Хорошо или плохо, что мы все разные?( слайд)

Различия дополняют и обогащают общество, общение. Мы учимся у других.


  1. Как жить в мире, где столько разных людей?


Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

У всех людей на земле разные роли. Наши роли в жизни: дочери, сыновья, внуки, внучки, ученики, ученицы, соседи, прохожие, друзья, пассажиры, покупатели, зрители, слушатели и т.д. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он проявляет хорошие качества, в других наоборот. От этого зависит, какой личностью вы вырастите. Сейчас, мы будем описывать черты толерантной личности и интолерантной.(слайд) Показать две дорожки и заполнять их качествами. Толерантный путь. Интолерантный путь. Толерантный путь -это путь человека, понимающего других людей, готового прийти на помощь, путь человека с доброжелательным отношением к другим традициям взглядам. Интолерантный путь - противоположность толерантности (нетерпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям…) Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)? Какими качествами обладает человек, который идёт по толерантному пути? ( Напечатать на бумаге, прикрепить к доске, а ребята выходят и магнитами прикрепляют к доске) Доброта- Злость Щедрость - Жадность Милосердие - Равнодушие Сотрудничество - Эгоизм Чуткость, отзывчивость - Равнодушие Снисходительность - Раздражительность Понимание и принятие - Нетерпимость Уважение- Непонимание Юмор Вывод: ( делают вывод дети )

По какой дорожке пойдёте вы, зависит от вас самих.

4. Прием «Поиск» Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)? Поведение человека, идущего по толерантному пути вы, ребята, покажете взявшись за столом за руки. Поведение человека, идущего по интолерантному пути покажете, сделав руки в замок..

  1. Знание себя

  2. Т: Правильно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

2. Защищенность Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей. И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки. И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации. И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

5. Чувство юмора Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой. И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес. Вывод: ( делают вывод дети про толерантный и интолерантный пути)

По какой дорожке пойдёте вы, зависит от вас самих.

А вместе мы пойдём по музыкальной дорожке.

Встали, ручки на пояс, приготовились к прыжкам.

Физкультурная минутка

(Под музыку « Солнышко лучистое любит скакать!)

Камешек в ботинке (слайд) А сейчас мы рассмотрим какие качества есть у вас. Из чаши знаний я вам дам камушек и листочек . Камушек - это ваше уязвимое место. У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «ка­мушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна). У каждого из вас есть качество, которое вам самим не нравится, вы хотите в себе его искоренить, напишите его на бумажке, камушек заверните в бумажку. Сложим камушки в чашу знаний. Теперь вы знаете, как себя вести и со своим качеством справитесь сами.

Моё самое лучшее качество(слайд) Из чаши знаний я достаю клубки жёлтого цвета ( цвета солнца). Передавая клубок, назовите свои самые лучшие качества. Вывод: - Если продолжить этот клубок, то, наверное, нить общения будет более толстой, а значит прочной. Держа эту нить, придумаем и скажем друг другу правила толерантного общения, чтобы и ваш класс, и ваша школа стала пространством толерантности, а отношения в ней стали как можно более толерантными. Чтобы вам было полегче, посмотрите на слайд. Слайд: Будьте…! Уважайте…! Старайтесь не …! Отстаивай правильно…! Стремись быть….! Нить общения положите в чашу знаний.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
  3. Отстаивай своё мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать свою доброту.
  6. Стремись учитывать интересы других людей.

- Ребята! Сделайте вывод о сегодняшней беседе. Что нового вы узнали? Что такое толерантность? Вывод учителя: Сделав добро, человек становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный прохожий или друг, просто любой человек, вы вырастите настоящей личностью. Прощайте и забывайте, не ворчите, не жалуйтесь, терпимее относитесь к другим. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живём, несовершенны. Итог: А сейчас мы вернёмся к тому, с чего начинали. А начинали мы с семян. К концу нашей беседы из семени вырос прекрасный цветок толерантности. А чаша знаний по теме «Толерантность» наполнена. Я предлагаю выйти всем к чаше терпения. Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две горсти щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте веры и надежды, хорошо перемешайте. Усаживайтесь по кругу, начинайте расти, выращенный цветок толерантности уже расцвёл. Щедро делитесь со всеми, кого встретите на своём жизненном пути лепестками цветка. Счастья вам и успеха! - Что особенно запомнилось в нашей беседе?















© 2010-2022