Методическая разработка урока Если мы войну забудем по рассказам Ф. А. Абрамова, презентация к уроку

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное чтение

4 класс

Тема: Если мы войну забудем Цель: познакомить учащихся с трудом и тяжелой жизнью детей в годы Великой Отечественной войны через чтение рассказов Ф.А.Абрамова. Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Ф. Абрамова.
  • Формировать читательскую самостоятельность.
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям старшего поколения.
Оборудование: Презентация «Федор Александрович Абрамов; Видеофильм А.Алина «Наедине с природой», "РАБА БОЖИЯ ЛЮДМИЛА" ; Портрет Ф.А.Абрамова, набор открыток, презентация к уроку, книги Ф.Абрамова, детские работы проекта «Дети войны», рисунки, посвященные Великой Отечественной войне, кусочек хлеба весом 200 граммов, записи песен Л.Кумача «Священная война», «Деревня моя» Оформление доски: Экран Стихи Р.Рождественского Проект «Дети войны» «Если мы войну забудем» Эта память, верьте люди, всей Земле нужна, Если мы войну забудем, вновь придет война. Эта память, верьте люди, всей земле нужна. Детские работы, рисунки «Елка Победы» Выставка книг Ф.Абрамова Ход урока:
  1. Расскажите о своих прадедах, переживших эти страшные годы. (Ответы детей)
  2. Объявление темы урока.
- Чем знаменателен 2015 год? (70 лет со дня Победы) - Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? - Кто их автор? Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с биографией нашего земляка Федора Александровича Абрамова, с его произведениями, посвященными событиям 1941-1945 годов, о жизни людей на Севере. (Портрет Ф.Абрамова)
  1. Рассказ учителя о Ф. Абрамове (Тихо звучит песня Лебедева-Кумача «Священная война»)
Справка для учителя. Родился в д. Веркола Архангельской обл. в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца; помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой; начальную школу (в Верколе - показ по карте) окончил первым учеником, но, несмотря на это, при переходе в среднюю школу возникли трудности: Абрамов был из середняцкой семьи, и его не сразу перевели в следующий класс. Уже в 9-10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Моя мама, Амосова Анна Федоровна, тоже училась в этой школе, позднее на 2 года. Она вспоминает, как учитель литературы читал ученикам сочинения Абрамова. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937 году. Однако к мысли стать профессиональным писателем Абрамов пришел не сразу. После окончания Карпогорской средней школы в 1938 году Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны: в 1941 записывается добровольцем в народное ополчение. Дважды был ранен, причем во второй раз только чудом избежал гибели. В 1942 году, оказавшись после второго ранения на Большой земле, Абрамов посещает родную деревню: впечатления от этой поездки лягут в основу будущих произведений писателя. Как «нестроевик», Абрамов был оставлен в тыловых частях. Служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть шпионам). После победы Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру (1948), успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова (влияние М. Шолохова на Абрамова впоследствии будут отмечать критики). К этому времени относится публикация статьи о космополитизме в советской литературе, написанной Абрамовым в соавторстве с Н. Лебединским и направленной против ряда еврейских литературоведов. Чуть позже Абрамов становится зав. кафедрой советской литературы при Ленинградском университете, в соавторстве с В. В. Гурой выпускает книгу, посвященную М. Шолохову («М. А. Шолохов. Семинарий», 1958).
Творчество Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих его произведений разворачивается в д. Пекашино, «прототипом» которой является Веркола. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.
Из блокадного города, где война прервала университетскую его жизнь, Федора Абрамова Дорогой жизни вывезли в эвакогоспиталь города Сокола, откуда 10 апреля сорок второго он уехал в отпуск по ранению. В родном северном краю он работал учителем в карпогорской школе, работал на колхозных полях. Три месяца пролетели, как один день. Но военная служба Абрамова проходит уже не на фронте: запасной стрелковый в Архангельске, затем Архангельское военно-пулеметное училище - помощник командира взвода, назначение на должность помощника оперативного уполномоченного резерва, но уже в августе становится следователем, а через год с небольшим - старшим следователем Следственного отдела. Дело в том, что Федор Александрович Абрамов с 17 апреля 1943 года по 2 октября 1945 года служил в отделе контрразведки СМЕРШ Беломорского военного округа.
Служба началась вначале не слишком удачно. Бывший студент университета в одном из разговоров с сослуживцами как-то сказал, что не видит смысла в конспектировании приказов главнокомандующего товарища Сталина: это отнимает много сил и времени. Естественно, такое "крамольное" высказывание дошло до ушей начальства. Грянуло разбирательство, грозившее по тем временам весьма и весьма серьезными последствиями для вольнодумца, осмелившегося посягнуть на святое из святых - мысли "Отца Народов". Тяжел и изнурителен труд военного контрразведчика. Подопечная территория огромна, как говорится "два лаптя по карте миллионке". Активность разведок противника чрезвычайно высока. Только осенью 1943 года в Вологодской и Архангельской областях было выброшено на парашютах 27 разведывательных и диверсионных групп. Далеко не все бывшие военнослужащие Красной Армии записывались в разведшколы абвера и финской военной разведки для того, чтобы вернуться на Родину и сдаться властям. Было среди них достаточно людей, готовых выполнить задание немцев или финнов.
Любая диверсия на железной дороге или в портах, принимающих важнейшие для страны и армии грузы, могла серьезно сказаться на наших войсках на фронтах. Ответственность "охотников за шпионами" была большой.
Следователь отдела контрразведки СМЕРШ Абрамов, как удалось на сегодняшний день установить по документам, из указанных 27 разведгрупп противника принимал участие в производстве следствия по восьми. С осени 1943 года Вологодская область становится постоянным местом его командировок. "Расскажите правила шифрования"
В ночь на 8 октября 1943 года у деревни Дорки Мяксинского (ныне Череповецкого) района Вологодской области с немецкого самолета была десантирована разведгруппа абвера из 2-х человек. Старший группы Головенченко Николай, выпускник советского училища МВД им. Дзержинского, попавший в немецкий плен под Вязьмой. У немцев он обучался в разведшколах в городах Валга и Стренч под кличкой Варламов. Радист группы Арсеньев Афанасий был снабжен радиостанцией "Север" для передачи разведдонесений в штаб абвера в Пскове.

Оба они после приземления сдались в ближайший сельсовет. Следствие по делу этой разведгруппы вел Федор Абрамов и допрашивал радиста лично. Протокол содержит подробнейшее описание техники шифрования.
Молодой следователь досконально разобрался в этом вопросе, изучил все приемы шифрования буквенными (по кодовой фразе) и цифровыми шифрами, работу с шифротаблицами, гаммирование (сложение цифр с отбрасыванием десятичного знака у результата), нумерацию телеграмм, расписание радиосеансов. Особое внимание при допросах уделялось выявлению условных сигналов в шифрограммах (на языке того времени "условностей"), которые обозначали, что радист разведгруппы работает под контролем органов контрразведки. Это могли быть и разные подписи под радиограммами, и заранее условленные цифры, вставляемые в текст, и определенное время радиосвязи. Уловок у разведок всегда много.
Такое детальное изучение нужно было для организации радиоигр с немецкой и финской разведками, в процессе которых можно предавать дезинформацию противнику и выманивать новых агентов, создавая видимость активной работы за линией фронта. В случае успеха игры противник посылает все новые и новые группы, и его разведка начинает работать вхолостую, так как все группы захватываются советской контрразведкой. Абрамов играет с абвером
Опыт, накопленный за год работы по разоблачению немецких агентов, образование, полученной в университете, знание психологии, военный опыт, позволяющий разговаривать, как фронтовик с фронтовиком, сделали из Федора Абрамова хорошего специалиста-контрразведчика. Ему поручили участвовать в одной из радиоигр с немецкой разведкой с территории Вологодской области.
Игра получила название "Подрывники" и вошла в золотой фонд операций против немецкой разведки во время Великой Отечественной войны. Органы НКВД Вологодской области совместного со СМЕРШЕМ Архангельского военного округа создали легенду, что на территории Сямжинского и Вожегодского районов существует многочисленная группа недовольных советской властью переселенцев с Западной Украины, готовых начать повстанческое движение. Нужна помощь от немцев. Немецкая разведка клюнула на это и осенью 1943 года выбросила группу разведчиков под руководством Григория Аулина у разъезда Ноябрьский. Целью ее выброски было начать организацию этого самого повстанческого движения и проведение диверсий на железных дорогах.
Группа была задержана контрразведкой, и включена в радиоигру "Подрывники". Немецкое командование в результате умелой дезинформации советской контрразведки поверило в возможность работы в глубоком тылу русских и 1 ноября 1943 года выбросило десант диверсантов в 14 человек для соединения с Аулиным. Несмотря на трудности, все члены группы были задержаны, старший группы Мартынов был ранен, и застрелился из нагана, так как сдаваться не хотел.
Через десять дней "на Аулина" немцы в Харовском районе выбросили еще троих диверсантов и 14 грузовых парашютов с оружием, взрывчаткой, деньгами и обмундированием. Старший группы Федор Сергеев сразу же согласился работать на нашу контрразведку, и его рацию включили в новую игру. Этой игре дали название "Подголосок" и назначили ее руководителем Федора Абрамова.
Абрамов через рацию Сергеева передал немцам, что группа Аулина не найдена. Немцы приказали Сергееву работать самостоятельно. Долго водили за нос немцев работники СМЕРША. Две рации подтверждали данные, передаваемые немецкой разведке, что делало игру очень правдоподобной, и немцы полностью верили им.
Когда стало ясно, что если группы не объединятся, то немцы могут усомниться в легенде их успешной работы, группы Аулина и Сергеева "объединили" и игра "Подголосок" исчерпала себя.
За участие в радиоиграх и успешную дезинформацию противника лейтенант Федор Абрамов был награжден именными часами. А "Подрывники" еще долго "действовали" на Вологодчине, немцы весной 44-го последний раз сбросили им 28 грузовых парашютов и двух агентов, а потом фронт откатился далеко, но "дезу" контрразведка СМЕРШ передавала, чуть ли не до конца войны. Снова в университет.
От автора: agentura.ru/…/people/kononov/abramov/
«Что я больше всего ценю в жизни? Работа! Работа! Это самое большое счастье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца… Работа - это, вероятно, самая высокая любовь, любовь к своей семье, любовь к своему дому, любовь к Родине, любовь к народу…» Ф. Абрамов.
  1. О тяжелой жизни северян Федор Александрович написал роман «Братья и сестры», его вы будете изучать в старших классах.
Сегодня мы познакомимся с рассказами-миниатюрами из книги «Трава-мурава». (Показ книги с автографом Л.Крутиковой-Абрамовой») 5. Подготовка к восприятию. - Как вы думаете, откуда брал сюжеты для рассказов писатель? Словарная работа. Председатель - руководитель колхоза. Финансы - денежные средства. Бухгалтер - специалист по ведению учета денег. Резвый - быстрый. Ступа - емкость, выдолбленная в части бревна. Наяриваю - делаю с усердием. Амвон - возвышение перед алтарем. Квашня - тесто. Пожня - поле. Рационализаторское предложение - предложение, которое позволяет выполнить что-то с меньшей затратой времени и сил. Сокращенно - рацпредложение. Кубики - так называли кубометр заготовленной древесины. (Куб с длиной, высотой и шириной 1 метр)
  1. Непосредственное целостное эмоциональное восприятие. Чтение рассказа «Рацпредложение» учителем.
  2. Проверка первичного восприятия.
- Поделитесь своими впечатлениями. - Что вам особенно запомнилось? - Какое прозвище получил герой рассказа? - За что?
7. Постановка учебной задачи. - Вам понравилось, как я прочитала рассказ? - А вам самим хочется его прочитать? - Я дома готовилась к чтению, и вам надо подготовиться. Как это надо делать? (поработать над текстом) А) Определить авторское отношение к рассказу. - Какова же задача нашего урока? (представить себе ту ситуацию, в которой оказались дети во время войны) Б) Понять, что хотел показать нам автор. 8. Вторичное целостное восприятие. - Читайте не спеша, внимательно, отметьте непонятные слова. 9. Работа в парах. Объясните друг другу, если встретились непонятные слова. Работа над содержанием текста. А) Выборочное чтение. - Найдите в тексте и прочитайте отрывок о том, как…. Б) Работа над выразительностью чтения. - С какой интонацией надо прочитать слова…. - Постарайтесь прочитать с такой интонацией. - Как вы считаете, удалось ли передать интонацию? (взаимоконтроль и самооценка) Рацпредложение - Ноги у меня резвые, говоришь? Дак ведь у меня и прозвище резвое - Председателевы ноги. Откуда прозвище-то? С войны. У нас в деревне всех мужиков на войну забрали, а кому командовать? И вот думали-думали и придумали рацпредложение: к умной голове резвые ноги приделать. Умная голова - Иван Васильевич Махрюков. Бухгалтер колхозный. Ну, министр финансов. Бывало, чтобы там счетами пользоваться или еще какой подмогой - ни за что. Все в уме. Глаз только эдак прижмурит, и готово: умножил сто двадцать пять на двадцать девять. Одна беда - смалу на костылях. И вот к этому самому Ивану Васильевичу и приставили мои ноги. Мне тогда тринадцать было. Три года я бегал. Председатель, бывало, в правлении сидит или на крыльце, а я бегаю по полям, по деревне, по покосам - передаю его распоряжения. Ничего у нас получалось: колхоз всю войну районное знамя держал.
  1. Непосредственное целостное эмоциональное восприятие. Чтение рассказа «Отрыжка войны» учителем.

  1. Проверка первичного восприятия.
- Сколько лет было Ивану, когда началась война? - Чем он мог помочь семье? - Как могли получить муку из мха? - Как «отрыгается» Ване его пляска?
12. Постановка учебной задачи. - Вам понравилось, как я прочитала рассказ? - А вам самим хочется его прочитать? - Я дома готовилась к чтению, и вам надо подготовиться. Как это надо делать? (поработать над текстом) А) Определить авторское отношение к рассказу. - Какова же задача нашего урока? (представить себе ту ситуацию, в которой оказались дети во время войны) Б) Понять, что хотел показать нам автор. 13. Вторичное целостное восприятие. 14. Работа в парах. Объясните друг другу, если встретились непонятные слова. Работа над содержанием текста. А) Работа над выразительностью чтения. - С какой интонацией надо прочитать слова…. - Постарайтесь прочитать с такой интонацией. - Как вы считаете, удалось ли передать интонацию? (взаимоконтроль и самооценка) - Подготовка к выразительному чтению по ролям. - Чтение по ролям всего рассказа. - Оцените чтение.
«Отрыжка войны» У Ивана Ф. со Слуды больная печень. Даже водки мужик в рот не берет. А лет ему - пустяки: 1935 года рождения. - Война, война, видно, берет свое, - вздыхает Иван Ф. - Я в войну две ступы березовых расколол. Солому да мох толок. Ступа высока, а я маленький, дак что сделаю? Поставлю ступу ко крыльцу, да с крыльца и наяриваю. Раз дедко Иван, сосед, подходит: «Чего ты, Ванька, каждый день на крыльце часами пляшешь? Ведь нехорошо, говорит, это, война у людей, а ты веселишься». А потом заглянул в ступу и заплакал: «Ох, Ваня, Ваня, отрыгнется тебе эта пляска» Вот она и отрыгается.
15. Инсценировка рассказа Офимьин хлебец - Справедливости на земле нету. Бог одной буханкой всех людей накормил - сколько молитв, сколько поклонов. Я еще маленькой была, отей Христофор с амвона пел: возблагодариша господа нашего, единым хлебом накормиша нас… А про меня чего не поют? Я не раз, не два свою деревню выручала. Всю войну кормила. Мохом. Раз стала высаживать из коробки капустную рассаду на мох. Смотрю: ох, какой хорошенький мошок! Чистенький, беленькой. А дай-ко я его высушу да смелю. Высушила, смолола. Ну мука! Крупчатка! Я квашню засыпала, развела, назавтра замесила (мучки живой, ячменной горсть была), по сковородкам разлила - эх, красота! Ладно. В обед, на пожне, достаю, ем - села на самое видное место. Женки глаза выпучили - глазами мои хлебы едят. «Офима, что это?» А это, говорю, мука пшенична моей выработки. Дала попробовать - эх, хорошо! «Где взяла? Где достала?» На болоте. Назавтра все моховиков напекли - ну, не те. Скус не тот. Опять: сказывай, где мох брала. Я отвела место на болоте - всю войну не знали горя. Уродило, не уродило - мы сыты. Думаешь, мне благодарность была? Спасибо сказали? Тепере-ка клянут. У всех желудки больны. От Офимьиного хлебца, говорят. От моха. - Показ хлебца - Назовите просторечные слова. 17. У учеников тексты: «Я все это видел, и, когда говорят, пишут, что второй фронт в эту войну был открыт в 1944 году, - это неверно. Второй фронт был открыт русской бабой еще в 1941 году, когда она взвалила на себя всю эту мужскую непосильную работу, когда на нее оперся всей своей мощью фронт, армия, война. Я не говорю уже о подвигах той же русской женщины после войны. Ведь бедная думала, что война кончилась - начинается жизнь, а война кончилась - к ней снова: давай хлеб, давай молоко, корми города, давай лес, кубики. И если бы вы знали нашу лесную Россию, сколько поколений девушек было повенчано с пнем в лесу вместо мужика. Трудно даже выразить, что все это пало на плечи русской женщины» Ф.Абрамов. - Какой «второй фронт» был открыт русской женщиной в войну? - А после войны? 18. Инсценировка Бабий разговор - Ох, робили, робили! «Надоть! Война… Победу куем, бабы». Это все Хрипунова Александра Фалилеевна. «Хошь умрите, а сделайте…» «Бабы, я-то могу вас отпустить с поля, а война не отпустит…» - Мастерица была речи говорить. Где она сейчас? - Хрипунова-то? В город укатила. Вскорости после замиренья. - Все укатили, одни мы остались. Одну войну отмахали, вторую стали ломить - послевоенную. - Давай дак не плети. Какая война после войны? - А голод-то? А налоги-то? А займы-то? Завыла? А работа? - Да, да, было пороблено. Сколько лет задарма спину гнули. Теперь какие пензии огребают, а мы? Двадцать рубликов… - А я, женки, то говорю: бога забыли. - Не плети! Не забыли. Пущай вместо молитв наша работа будет. Как думаешь, примет бог-то заместо молитв нашу работу?
19. Какими вы представляете этих женщин сейчас?
«Это простые, незаметные, рядовые люди - травка-муравка. Но вместе с тем, это люди незаурядные, одаренные самым высоким талантом - человечностью, добротой, чистотой помыслов, любовью к земле, к своему делу и, в первую очередь, высокой совестливостью, состраданием, верностью слову. Это люди, много проработавшие на своем веку, много претерпевшие, но не утратившие самого главного - чистоты сердца, умиротворенности» Л.Крутикова.
20. Звучит песня «Деревня моя» - любимая песня Ф.Абрамова. 21. Обобщение. - Какую учебную задачу решали? - Поделитесь своими успехами. Кому легко было на уроке читать? - Кто испытывал трудности, в чем? - Оцените свою работу на уроке. У каждого из нас свое видение и понимание рассказов - ведь все люди разные. И как хорошо, что среди нас есть особые люди - поэты и писатели, которые умеют увидеть в самом обычном что-то удивительное. Они учат видеть красоту, которая нас окружает, бережно относиться к ней. Стихи Р.Рождественского. 12.Комментирование домашнего задания. Прочитать рассказ Ф. Абрамова «Вкус Победы», подготовиться к выразительному чтению. Вкус победы - Я долго, до восьми лет, хлеб победой называла. Как сейчас помню. Бегаем, играем с девочешками возле нашего дома, и вдруг: «Санко, Санко приехал!», а Санко - старший брат Маньки, моей подружки из соседнего дома. Вот мы и чесанули к Маньке. Солдат. Медали во всю грудь. С каждой за руку здоровается, у каждой спрашивает, как звать, каждую по головке гладит. А потом и говорит: «Я, говорит, Победу вам, девки, привез». А мы, малоросия, что понимаем? Вылупили на него глаза, как баран на ворота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда бы до нас дошло. Ну, догадался Санко, что у нас на уме. Достает из мешка буханку хлеба. «Вот, говорит, девки, так Победа-то выглядит». Да давай эту буханку на всех резать. Долго я после того капризила. За стол садимся, мама даст кусок, скатанный из моха да картошки, а я в слезы: «Победы хочу…»
Литература.
1.Абрамов Ф.А. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5. СПБ., 1993. 2.Абрамов Федор. Комплект открыток. М.; 1990. 3. А.Алин. Видеофильм "НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ" (По мотивам рассказов из одноименного цикла Ф.А.Абрамова. Природа предстает в его заметках как радостный праздник постоянно меняющейся красоты, как целительное, врачующее начало и как могучая первооснова бытия. Все времена года в Верколе передают эту поэзию и очарованность) Веркола, 1999. 0ч. 51мин. 4. А.Алин. Видеофильм "РАБА БОЖИЯ ЛЮДМИЛА" (Гражданская исповедь и автобиография вдовы Ф.А.Абрамова Л.В.Крутиковой-Абрамовой в трех частях: "Дорога к храму", "Не от мира сего", "Живи за двоих") 5.Национально-региональный компонент в начальной школе. АОИППК, 2004. 6.Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников. Архангельск; 2002. 7.Федор Абрамов и Север/ Сост. Е.Ш.Галимова. Архангельск, 1992. 8.Федор Абрамов. Трава-мурава. Были-небылицы. Санкт-Петербург, 1993. 9.Сайт: ХРОНОС - Всемирная история в Интернете Сергей Кононов. Федор Абрамов - писатель и контрразведчик. 10.fabramov.ru



© 2010-2022