Рабочая программа для одарённых дошкольников к курсу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Детство - пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Мы хотим видеть наших детей самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок-дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию. В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе данного метода в познании ребенком окружающего мира. За использование метода экспериментирования выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения. С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа дополнительного образования «Школа Почемучек». Данная программа имеет научно - познавательную направленность. Занятия направлены на обучение одарённых дошкольников проектированию как универсальному умению. Она является компилятивной и разработана на основе практических материалов А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», Самара, 2010 г.

Рабочая программа «Школа Почемучек» педагогически целесообразна, т.к. полученные дошкольниками знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, накоплению смыслов, оценок, поведенческих отношений, готовят ребёнка к поступлению в школу.

Данные занятия способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию творческих способностей, критического и творческого мышления; развитию исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков.




Цель занятий:

Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес у дошкольников в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

  • Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

  • Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

  • Расширять представления о физических свойствах окружающего мира; об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, сила тяжести, выталкивающая сила воды и др.);
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Новизна программы заключается:

  • в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

  • в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Актуальность программы: Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Взаимодействие с семьей: Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

  • Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
  • Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
  • Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
  • Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;


  • Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
  • Поощрять возникновение проблемных вопросов.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста /6-7лет/ и рассчитана на 9 часов /1 раз в месяц/.

Продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут.

Программа состоит из следующих разделов:


  • «Вода» - 4 часа

  • «Магнит» - 1 час

  • «Электричество» - 1 час

  • «Свет» - 1 час

  • «Звук» - 2 часа

Основные направления работы, формы и способы их реализации:

Основные направления работы

Способы и формы их реализации

1.

Создание предметно-развивающей среды Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых; Создание видеотеки.

2.

Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

3.

Взаимодействие с семьей Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, информационные буклеты, родительские собрания).



Ожидаемые результаты:


  1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
  2. Изменения качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
  3. Повышение уровня познавательных способностей детей.
  4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.


Методическое обеспечение программы:

  1. Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983.

  2. «Познавательные опыты» перевод с английского В.А.Жукова. М., «РОСМЭН», 2002.

  3. «Большая детская энциклопедия» перевод с английского А.И.Кима, В.В.Демыкина. М., «РОСМЭН», 2003.

  4. «Обо всем на свете» перевод с английского И.И.Викторовой. М., «РОСМЭН», 2002.

  5. «Неизвестное об известном» перевод с английского Е.В.Комиссарова. М., «РОСМЭН», 1999.

  6. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников», ИД «Фёдоров», Самара, 2010 г.

Материально - техническое обеспечение программы:


  • Мультимедийные энциклопедии

  • интерактивные уроки «Кирилл и Мефодий»

  • DVD - диски «Хочу всё знать»

  • набор демонстрационных карточек «Методы исследования»

  • библиотечка юного исследователя видеотека

  • компьютер

  • принтер

  • проектор

  • интерактивная доска

Календарно - тематическое планирование


Тема занятия

Цель занятия

Опыты

Час

Дата

Раздел: «ВОДА» - 4 часа



1

Вводное занятие. Знакомство с методами исследования.

Познакомить с содержанием программы, с основными методами исследования.



1



сентябрь



2

«Секреты воды»

Знакомство детей с основными свойствами воды.
«Волшебный лимон»

«Плавающее яйцо»

Растворение соли, сахара, мела.



1



октябрь


3

«Путешествие капельки воды»

Знакомство с тремя состояниями вещества.

Опыт со льдом.

Опыт с кипящим чайником.

Испарение воды.


1


ноябрь

4

«Волшебница - вода»

Фокусы с использованием воды.

«Соломинка - пипетка»

«Стой, руки вверх!» «Секретное письмо»

1

декабрь


Раздел: «МАГНИТ» - 1 час



5

«Чудеса с магнитами»

Дать первоначальное представление о магните. Помочь выявить особенности действия магнитных сил.



«Волшебные магниты» «Волшебная скрепка»

«Рыболовы»

«Рекордный вес»



1



январь


Раздел: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» - 1 час

6

«Внимание, электричество!»

Подвести к пониманию того, как появляется статическое электричество.

«Волшебный шарик»

«Шарики поссорились»

«Магнит для конфетти»



1



февраль

Раздел: «СВЕТ» - 1 час


7

«Да будет свет!»

Рассказать о значении света в жизни человека. Объяснить, как человек использует знания о свете для различных целей.
«Эффект радуги»

«Волшебные зеркала»




1




март

Раздел: «ЗВУК» - 2 часа


8

Откуда берётся звук?

Дать представление о том, откуда берётся звук и как можно его усилить.

«Усилитель звука из воздушного шара»

«Говорящая веревочка»

«Есть ли голос у деревянной линейки?»



1



апрель



9

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Закрепить знания, полученные на занятиях «Школы Почемучек».



1



май

ИТОГО: 9 часов



© 2010-2022