- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа для одарённых дошкольников к курсу
Рабочая программа для одарённых дошкольников к курсу
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усынина Е.В. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Детство - пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Мы хотим видеть наших детей самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок-дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию. В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе данного метода в познании ребенком окружающего мира. За использование метода экспериментирования выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения. С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа дополнительного образования «Школа Почемучек». Данная программа имеет научно - познавательную направленность. Занятия направлены на обучение одарённых дошкольников проектированию как универсальному умению. Она является компилятивной и разработана на основе практических материалов А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», Самара, 2010 г.
Рабочая программа «Школа Почемучек» педагогически целесообразна, т.к. полученные дошкольниками знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, накоплению смыслов, оценок, поведенческих отношений, готовят ребёнка к поступлению в школу.
Данные занятия способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию творческих способностей, критического и творческого мышления; развитию исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков.
Цель занятий:
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи:
-
Развивать познавательный интерес у дошкольников в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
-
Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
-
Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- Расширять представления о физических свойствах окружающего мира; об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, сила тяжести, выталкивающая сила воды и др.);
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Новизна программы заключается:
-
в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
-
в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Актуальность программы: Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Взаимодействие с семьей: Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
- Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
- Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
- Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- Поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста /6-7лет/ и рассчитана на 9 часов /1 раз в месяц/.
Продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут.
Программа состоит из следующих разделов:
-
«Вода» - 4 часа
-
«Магнит» - 1 час
-
«Электричество» - 1 час
-
«Свет» - 1 час
-
«Звук» - 2 часа
Основные направления работы, формы и способы их реализации:
№
Основные направления работы
Способы и формы их реализации
1.
Создание предметно-развивающей среды Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых; Создание видеотеки.
2.
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.
3.
Взаимодействие с семьей Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, информационные буклеты, родительские собрания).
Ожидаемые результаты:
- Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- Изменения качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
- Повышение уровня познавательных способностей детей.
- Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
Методическое обеспечение программы:
-
Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983.
-
«Познавательные опыты» перевод с английского В.А.Жукова. М., «РОСМЭН», 2002.
-
«Большая детская энциклопедия» перевод с английского А.И.Кима, В.В.Демыкина. М., «РОСМЭН», 2003.
-
«Обо всем на свете» перевод с английского И.И.Викторовой. М., «РОСМЭН», 2002.
-
«Неизвестное об известном» перевод с английского Е.В.Комиссарова. М., «РОСМЭН», 1999.
-
А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников», ИД «Фёдоров», Самара, 2010 г.
Материально - техническое обеспечение программы:
-
Мультимедийные энциклопедии
-
интерактивные уроки «Кирилл и Мефодий»
-
DVD - диски «Хочу всё знать»
-
набор демонстрационных карточек «Методы исследования»
-
библиотечка юного исследователя видеотека
-
компьютер
-
принтер
-
проектор
-
интерактивная доска
Календарно - тематическое планирование
-
№
Тема занятия
Цель занятия
Опыты
Час
Дата
Раздел: «ВОДА» - 4 часа
1
Вводное занятие. Знакомство с методами исследования.
Познакомить с содержанием программы, с основными методами исследования.
1
сентябрь
2
«Секреты воды»
Знакомство детей с основными свойствами воды.
«Волшебный лимон»«Плавающее яйцо»
Растворение соли, сахара, мела.
1
октябрь
3
«Путешествие капельки воды»
Знакомство с тремя состояниями вещества.
Опыт со льдом.
Опыт с кипящим чайником.
Испарение воды.
1
ноябрь
4
«Волшебница - вода»
Фокусы с использованием воды.
«Соломинка - пипетка»
«Стой, руки вверх!» «Секретное письмо»
1
декабрь
Раздел: «МАГНИТ» - 1 час
5
«Чудеса с магнитами»
Дать первоначальное представление о магните. Помочь выявить особенности действия магнитных сил.
«Волшебные магниты» «Волшебная скрепка»«Рыболовы»
«Рекордный вес»
1
январь
Раздел: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» - 1 час
6
«Внимание, электричество!»
Подвести к пониманию того, как появляется статическое электричество.
«Волшебный шарик»
«Шарики поссорились»
«Магнит для конфетти»
1
февраль
Раздел: «СВЕТ» - 1 час
7
«Да будет свет!»Рассказать о значении света в жизни человека. Объяснить, как человек использует знания о свете для различных целей.
«Эффект радуги»«Волшебные зеркала»
1
март
Раздел: «ЗВУК» - 2 часа
8
Откуда берётся звук?
Дать представление о том, откуда берётся звук и как можно его усилить.
«Усилитель звука из воздушного шара»
«Говорящая веревочка»
«Есть ли голос у деревянной линейки?»
1
апрель
9
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Закрепить знания, полученные на занятиях «Школы Почемучек».
1
май
ИТОГО: 9 часов