Формирование самосознания младшего школьника через изучение родословной

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование самосознания младшего школьника через изучение родословной

Орлова Е.Ю., учитель начальных классов высшей категории

КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска» ВКО РК


Формирование самосознания младших школьников

через изучение родословной

Влияние семейной педагогики на становление личности ребёнка очень велико прежде всего потому, что родители первыми вступают с ним в общение. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь. Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим, т.е. семейное воспитание детей - это одновременно и самовоспитание отцов и матерей. Значительна роль семьи в воспитании системы взглядов, чувств и убеждений - это прежде всего передача личного отношения родителей к своему Отечеству (любви к родной земле, гордости за великое, героическое прошлое и настоящее своего народа). Родители должны помочь детям осмыслить их причастность к прошлому, настоящему и будущему Родины, воспитать у них чувство гражданина. Очень часто семья располагает таким источником влияния на сына или дочь, как личные документы, воспоминания, фотографии, награды - всё то, что принято называть семейными реликвиями. Каждая из них - это повесть о подвиге, о жизни и делах близких людей, Члены семьи своими воспоминаниями, рассказами, демонстрацией семейных реликвий преподносят детям уроки мужества, формируют у них отношение к гражданскому долгу. Вос­пи­та­ние фа­миль­ной чес­ти бы­ло од­ним из су­щест­вен­ных эле­мен­тов на­род­ной пе­да­го­ги­ки. На­ши де­ды зна­ли, что де­ти сох­ра­нят дух на­ро­да, ес­ли по­чувст­ву­ют гор­дость за свой род, за свою фа­ми­лию, за свою семью. Она зна­ли, что чем рань­ше ис­то­рия вхо­дит в ра­зум и серд­це, тем на­деж­нее от­ветст­вен­ность пе­ред бу­ду­щим и за­ни­ма­лись сос­тав­ле­ни­ем ро­дос­лов­ных до седь­мо­го по­ко­ле­ния. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках, и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья. Сов­ре­мен­ные уче­ни­ки в луч­шем слу­чае зна­ют сво­их ба­бу­шек и де­ду­шек, иног­да пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек. Да и эти зна­ния о сво­их род­ных час­то ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся од­ни­ми име­на­ми. А кем бы­ли на­ши пред­ки, ка­кой след они ос­та­ви­ли на зем­ле, как они жи­ли, ка­кая судь­ба у них бы­ла и т.д. остается для детей загадкой. Все это не прос­то ин­те­рес­но, поз­на­ва­тель­но - все это поу­чи­тель­но, по­то­му что зас­тав­ля­ет уче­ни­ков пос­мот­реть с но­вой точ­ки зре­ния на прош­лое, нас­то­я­щее, бу­ду­щее. Судь­ба каж­дой семьи - это час­тич­ка ис­то­рии От­чиз­ны, Суть начатой нами исследовательской работы проста: приобщение к изучению истории Отечества через свою родословную, т.е. историю своей семьи. Я считаю, что это один из лучших вариантов личностно-ориентированного обучения, развития и воспитания. Нуж­но ска­зать, уча­щи­е­ся бе­рут­ся за эту ра­бо­ту с боль­шим ин­те­ре­сом, им ре­ко­мен­ду­ет­ся прив­лечь к по­ис­ку всех род­ных, сос­та­вить уст­ные расс­ка­зы о сво­их пред­ках, соб­рать фо­тог­ра­фии, что хра­нят­ся в до­маш­них ар­хи­вах родст­вен­ни­ков. Ве­дет­ся раз­го­вор и с ро­ди­те­ля­ми, под­чер­ки­ва­ет­ся важ­ность этой ра­бо­ты и для бу­ду­ще­го их де­тей, а без их по­мо­щи ре­бя­та вряд ли смо­гут сп­ра­вить­ся с за­да­ни­ем. Как учителю и классному руководителю данная работа позволяет мне полнее изучить семьи моих первоклассников, их интересы, мир и особенности каждой семьи. Эти знания помогают планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с детьми, работая в тесном сотрудничестве с родительским коллективом, опираясь на примеры близких и родных для учеников людей. Присутствуя на промежуточных презентациях проделанной исследовательской работы, кто-то из родителей задумывается о своих семейных ценностях, своем мире, задавая вопросы «А что у нас?», кто-то находит единомышленников, кто-то из пассивных наблюдателей переходит в заинтересованные исследователи. Дети, изучая свои корни, получают багаж знаний по истории не только своей семьи, но и по истории своей Родины, их переполняет гордость за своих предков и родителей, воспитывается подлинное уважение к старшему поколению.

1. Тема исследования: формирование самосознания младших школьников через изучение родословной

2. Объект исследования: формирование самосознание младших школьников 3. Предмет исследования: родословная учащихся. 4. Цели исследования:
  • помочь формированию мировоззрения и ценностных ориентиров учащихся;
  • создать условия для формирования творческих способностей, исследовательских навыков учащихся.
5. Задачи исследования:
  1. воспитать любовь к малой родине, предкам, семье;
  2. повысить роль семьи, как социума, формирующего личность;
  3. использовать невостребованные возможности семьи;
  4. с учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана-вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с архивными материалами, и т.д.);
  5. расширить мотивацию изучения истории Отечества;
  6. создать комфортную, доверительную обстановку на уроке.
6. Гипотеза: если существует непрерывность и единство составляющих звеньев воспитания (семья - школа - социум), стимулируется активный творческий поиск, формируются навыки поисково-исследовательской деятельности, то возможно эффективное развитие самосознания и творческих способностей младших школьников, формирование активной жизненной позиции.. 7. Сроки исследования: 4 года 8. Этапы исследования: 1-й этап. 1-2 класс. Вводный курс по истории семьи. Работа по темам:
  • а) «Как мне имя выбирали» (Имя ребенку родители дают не вдруг и не случайно. Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Или оно даётся по святцам - церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь известных уважаемых людей.
  • б) «Что в имени моем…»;
  • в) «Моя семья - моя радость»;
  • г) «Мир семьи» (реликвии, традиции, обычаи и т.д.). Семейные традиции играют важную роль в развитии культуры общения. Они отражают вкусы, уровень воспитанности, характер общения. Семья - микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей.В семье ребёнок проходит своеобразную школу любви, сострадания, доброты, чуткости, деликатности, терпимости. Из простых детских переживаний выкристаллизовываются сложные, высшие качества - патриотизм, коллективизм, гуманизм.;
  • д) «Герб и девиз моей семьи»;
  • е) «География моей семьи» (Издревле семья жила в одном месте, на одной земле. Время, годы, различные жизненные обстоятельства иногда разбрасывают родственников по разным уголкам страны и мира. Бывает и наоборот - семьи сплачиваются, собираясь вновь на одной территории);
  • ж) «Родословное дерево» (самые ближайшие родственники);
  • з) «Мир дому моему» (пожелание своей семье; мир в большом общем Доме начинается с очень маленького - с мира в семье каждого человека. Когда человек стремится к миру в своей семье, в своей душе, он находит мир в отношениях с окружающими, если человек умеет любить свою семью, он будет любить и окружающих близких ему людей и сохранять мирное, доброе отношение со всеми).
На первом этапе важно учитывать мотивации и особенности мышления детей 7-9 лет: 1. Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необычность содержания урока, т.д.). 2. Существует тяга к открытиям, к творчеству и исследовательской деятельности. Важно не упустить этот момент и решить такие учебно-воспитательные задачи:
  • а) продолжать формирование мировоззренческих позиций;
  • б) формировать навыки исследовательской работы;
  • в) развивать эмоциональную сферу (положительное отношение к самостоятельной работе), воображение, радость открытия.
2-й этап. 3-4 классы. На этом этапе идет основная работа над родословной по темам;
  • а) «Профессии моих родителей» или «Я - будущий представитель династии» (в формировании интереса к общественно полезной деятельности важную роль играет пример родителей, дети должны знать о трудовых успехах своих родителей);
  • б) «Истории моих бабушек и дедушек» (При изучении тем школьной программы обязательно делается ссылка на эту информацию. К урокам по теме "Великая Отечественная война" ребята собирают воспоминания своих близких не только о том, как они воевали, но и о повседневной жизни - чем питались, во что одевались, какими игрушками играли дети; ищут военные фотографии тех лет, предметы быта того времени. Параллельно ребята готовят ответы на вопросы с помощью родных и близких: Какие чувства пережили ваши родные, когда узнали о начавшейся войне? Если ваши родные воевали, то где, каких наград удостоены? Если работали в тылу, то какую работу выполняли? Какое самое сильное воспоминание осталось в памяти со времен войны? );
  • в) «Ими гордится семья» (путешествие детей в мир подвигов, совершённых во имя чести, славы, независимости Родины,- это начало их жизни в мире возвышенного, великого, начало формирования патриотизма)
  • г) «Наследие моего рода» (направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения);
  • д) «История отчего дома»
  • е) «История семьи» (рассказ, основанный на документах и воспоминаниях родственников, семейных легендах и т.д.);
  • ж) «Моя родословная» (построение генеалогического древа рода).
  • з) «Летописец» (на зак­лю­чи­тель­ном эта­пе по­ис­ков пи­шет­ся со­чи­не­ние «Моя ро­дос­лов­на­я», к ко­то­ро­му при­ла­га­ет­ся схе­ма ге­не­а­ло­ги­чес­ко­го де­ре­ва семьи. Уча­щи­е­ся уз­на­ют име­на не прос­то пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек, но и то, ка­кой след ос­та­ви­ла семья в ис­то­рии род­но­го края, ка­кую они прош­ли жизнь, ка­ких вос­пи­та­ли де­тей);
Прогнозирование при подготовке исследования. Положительный прогноз:
  1. Возрастает мотивация к изучению истории семьи и Отечества.
  2. Учащиеся приобретают ценный опыт исследовательской работы и написания рефератов. .
  3. Исчезает напряженность на уроке, приходит чувство уверенности в успехе. Между учителем и учеником возникают доверительные партнерские отношения.
  4. Крепнет взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье, чувство семьи.
Отрицательный прогноз:
  1. Неприятие некоторыми родителями (даже в благополучных семьях) этой формы работы, отказ своим детям в помощи, нежелание потратить часть времени на поиск материалов для родословной.
  2. Невозможность доверительных отношений в неблагополучных семьях.

Этапы работы над родословной Хотя методика работы над историей своего рода глубоко индивидуальна, можно указать основные этапы, структуру исследовательской деятельности генеалога. 1) Мотивационный этап Прежде всего, нужно убедить родителей, для чего занятие генеалогией, составление родословной может быть полезно и нужно ребенку и всей семь.. Как привлечь школьников к родоведению? А именно, данное исследование позволяет решить широкий круг педагогических задач как образовательного так и воспитательного уровней, является частью духовно-нравственного воспитания в рамках определенного общественно-исторического этапа истории 2) Опрос родственников, их друзей и соседей; работа с семейным архивом А. Алексеев выделяет три основные группы ресурсов "истории жизни": 1) личный (семейный) архив: вся совокупность документальных материалов, как личностных, интимных, так и официально-публичных, относящихся к данному индивиду (семье); 2) живая память ныне здравствующего человека (память о своей жизни, о своей семье); 3) память других - о данном человеке или людях (ныне здравствующих или покойных) - как "живая", так и документированная. Личностные документы - это не только дневники и письма, но и фотографии, аудио- и видеозаписи» 3) Работа в Интернете, библиотеках, музеях и пр. Иногда этот этап предшествует предыдущему: 4) Работа в архивах Самый трудный этап. Здесь помощь взрослых необходима. 5) Фиксация найденной информации для членов рода. Построение родословного древа, родословных таблиц, рисунки, сочинения и пр. 6) Способы презентации семейной памяти другим: оформление стенда (плаката) и/или книги (альбома) для выставки А. Алексеев обозначает два вида фиксации семейно-родовой памяти для других. Первый вид относится, скорее, к изобразительному искусству - это наглядный (стенд, плакат), содержащий как само родословное древо, так и необходимые комментарии к нему Второй вид больше относится к словесному искусству - это книга (альбом, «раскладушка») с подробным рассказом о роде, его истории, о наиболее выдающихся представителях и пр. Здесь ведущим является текст, а изображения (родословное древо, герб, фотографии с видами местности, копии документов и пр.) - сопровождающими, иллюстрирующими его. Воспитание - процесс длительный. Его результаты проявляются не сразу. Опрометиво возлагать надежды на сиюминутную педагогическую отдачу. В лучшем случае можно пробудить в детях жажду стать лучше. Взгляд на события, происходившие в стране через призму каждой отдельно взятой семьи, позволяет сделать эти события зримее, понятнее, ближе. Что-то учеников поражает, что-то вызывает удивление, но в любом случае, и это главное, никто из них не остается равнодушным, ибо участниками этого исторического события становятся родные и близкие каждому люди: прадедушки, прабабушки, матери и отцы. Ученик становится исследователем, соучастником исторического процесса. Эта работа укрепляет связь поколений, ведь, как сказал писатель Л. Андреев, "чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти". Те­ма ис­то­рии ро­да вз­вол­но­ва­ла и стар­ших, и млад­ших. Сколь­ко за­ме­ча­тель­ных ве­че­ров бы­ло про­ве­де­но в семь­ях за вос­по­ми­на­ни­я­ми, что очень сб­ли­зи­ло де­тей с ро­ди­те­ля­ми. Ро­дос­лов­ные по­мо­га­ют ре­ше­нию не толь­ко вос­пи­та­тель­ных, но и об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач. Они поз­во­ля­ют зри­мо приб­ли­зить ис­то­рию род­но­го края к се­год­няш­ним маль­чиш­кам и дев­чон­кам, ил­люст­ри­ро­вать её конк­рет­ны­ми при­ме­ра­ми. Их по­ис­ко­вая ра­бо­та цен­на тем, что со­бы­тия, о ко­то­рых ре­бя­та зна­ли по учеб­ни­кам, из книг и кар­тин, вд­руг предс­та­ли в яр­ких конк­рет­ных че­ло­ве­чес­ких судь­бах, в сви­де­тельст­вах оче­вид­цев. Присутствуя на промежуточных презентациях проделанной исследовательской работы, кто-то из родителей задумывается о своих семейных ценностях, своем мире, задавая вопросы «А что у нас?», кто-то находит единомышленников, кто-то из пассивных наблюдателей переходит в заинтересованные исследователи. Дети, изучая свои корни, получают багаж знаний по истории не только своей семьи, но и по истории своей Родины, их переполняет гордость за своих предков и родителей, воспитывается подлинное уважение к старшему поколению.



Литература: 1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. 2 изд. М., 1985; 2. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. 2 изд. М., 1980 3. О.Н. Доброхотова, учитель истории и обществознания СОШ N 9 г. Куйбышева Новосибирской области, учитель высшей квалификационной категории.- Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной в курсе истории Отечества 4. Колмаков А.И. История становится ближе// Преподавание истории. - 1998. - №5. - с.44 5. Чернова М.Н. Изучение истории семьи// Преподавание истории. - 2001. - №3. - с.47





© 2010-2022