- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему: «Метод проектов на уроке и во внеурочной деятельности»
Статья на тему: «Метод проектов на уроке и во внеурочной деятельности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буданова И.А. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель начальных классов
МБОУ лицей № 3
им. академика В.М.Глушкова Г. Шахты Ростовская область Буданова И.А.
Прое́кт (от лат. projectus - брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) - замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Каждый проект имеет:
-
Временность - четкие временны́е рамки.
-
Уникальность - в противном случае становится серийным производством.
-
Последовательность - любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги.
Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих характеристик:
-
Выполняется людьми
-
Ограничен доступностью ресурсов
-
Планируется, исполняется и управляется.
(Материал из Википедии - свободной энциклопедии). Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде. Суть метода проекта - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, использование разнообразных методов, средств обучения, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результатом выполненного проекта должны быть, что-то, «осязаемое».
При выборе метода проектов необходимо выполнять следующие требования:
- Наличие проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структура содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
По количеству участников проектов можно выделить следующие типы проектов:
-
Личностные;
-
Парные;
-
Групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
-
Краткосрочные ( в рамках одного урока или даже его части);
-
Средней продолжительности (от недели до месяца);
-
Долгосрочные (до нескольких месяцев)
Приведу примеры некоторых проектов созданных моими учащимися.
-
Краткосрочный проект. (часть урока)
2.Краткосрочный проект «Подснежник».(урок)
При подготовке к уроку дети получили задание:
-
собрать информацию о первоцветах;
-
выучить стихи о первых весенних цветах.
На уроке при помощи весенней считалочки были распределены на группы:
-
художники (рисовали подснежники) ;
-
мастера (изготавливали из бумаги) ;
-
скульпторы (лепили из пластилина);
-
Средней продолжительности (индивидуальные проекты).
Проекты, над которыми учащиеся работали самостоятельно, темы проектов выбраны по интересам детей.
А) Проект «Часы». Изобретение - электронные часы.
В) Проект «Вязание крючком». Итог - вязаные крючком игрушки.
Г) Проект «Древний город Ма́чу-Пи́кчу». Итог - макет города.
Д) Проект «Мой дед на Великой Отечественной войне». Итог - макет сопки.
-
Долгосрочный проект (индивидуальный).
Проект «Муравьи». Итог - муравьиная ферма.
Защита проекта на научно-практической конференции в лицее.
-
Долгосрочный проект (групповой).
А) Проект по обучению грамоте «Наша Азбука». В проекте принимают участие дети и родители всего класса. Продолжительность работы 6 месяцев.
Итог - книга-раскладушка «Наша Азбука».
Защита проекта на научно-практической конференции в лицее.
В) Проект по окружающему миру «Красная книга. Ростовская область. Животные». В проекте принимают участие дети и родители всего класса. Итог - Объемная карта Ростовской области и книга на подставке.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Защита своей страницы на уроке и классном часе.
Представление и защита проекта на VIII научно-практической конференции «Наука. Творчество. Развитие» 20 марта 2015г.
Практика показала, что в результате целенаправленной работы получены определенные положительные результаты. Во-первых, учащиеся получают возможность расширить свой кругозор в различных областях знаний. Они учатся свободно оперировать полученными знаниями. Во-вторых, повышается интерес учащихся к предмету. Ведь работа над проектом требует усилий и учителей, и учеников, и, нередко, их родителей. Совместное творчество объединяет. В-третьих, участие детей в творческом процессе подготовки проекта позволяет ощутить успех, повышает заинтересованность. В-четвертых, внеурочная деятельность, позволяет ученику приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни. В-пятых, создание проектов вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда