Конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Гармония» ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре»

Вид: развивающий урок на проблемной основе.

Цели:

  • иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, как формы, так и значения;

  • повторить и обобщить знания по грамматике;

  • обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;

  • развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;

  • уметь в предложении-модели определить основу предложения, определить по грамматическим признакам к каким частям речи относятся слова данного предложения;

  • воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению, желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Формирование УУД:

Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности, формирование способности к самооценке.

Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке, ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме, учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками.

Оборудование урока: учебник русского языка 3 кл. «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко; тетрадь-задачник 3 часть; компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для работы в парах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь друг другу, проверьте всё ли готово к уроку. Итак, мы начинаем.

  1. Актуализация знаний, умений и навыков.

а) Разделите на группы и обоснуйте своё деление: (слайд 2)

сказуемое, подлежащее, имя сущ., имя прил., глагол, предлог, союз

(сказуемое и подлежащее - члены предложения;

Имя сущ., имя прил., глагол, предлог, союз - части речи)

б) найди «лишнее» слово: (слайд 3)

сказуемое, подлежащее, имя сущ., второстепенные члены.

(имя сущ. - часть речи)

в) интеллектуальная разминка. (слайд 4)

Найдите «спрятавшееся» слово.

- Перед вами 4 слова: курицы, железо, варежки, коллекция.

- Чем они похожи? (имена существительные, в Им. падеже)

- Взяв из каждого слова по букве, угадайте задуманное слово. Из слова «курицы» возьмите букву обозначающую гласный звук.

- Задайте умный вопрос, ответ на который, во-первых, может быть «да» или «нет»; во-вторых, будет подсказкой, а не прямым ответом. Например, не подходит вопрос «Эта буква У?»

( Эта буква обозначает ударный (безударный) гласный звук? Эта буква показывает, что предыдущий согласный мягкий (твёрдый)? Из букв «у», «и», «ы» ученики выбирают нужную букву)

- Итак, эта буква… «ы».

- Из слова «железо» возьмите букву согласного звука. Задайте умный вопрос.

( Эта буква обозначает мягкий (твёрдый) согласный звук? Эта буква обозначает парный (непарный) по твёрдости-мягкости согласный звук? Из букв «ж», «л», «з» ученики выбирают нужную букву)

- Итак, эта буква «з»

- Из слова «варежки» возьмите букву согласного звука. Задайте умный вопрос.

(Эта буква обозначает твёрдый(мягкий) согласный звук?

Эта буква обозначает звонкий(глухой) согласный звук?

Из букв «в», «р», «ж», «к» дети выбирают букву)

- Итак, эта буква … «к»

- Из слова «кастрюля» возьмите букву гласного звука. Задайте умный вопрос.

( Эта буква обозначает ударный (безударный) гласный?

Эта буква показывает, что предыдущий согласный мягкий (твёрдый) согласный? Из букв «а», «ю», «я» дети выбирают нужную.)

- Итак, эта буква «я».

- Составьте слово из букв (Язык)

Повторение знаний о словах омонимах.

- Чем интересно это слово? (Слово омоним - имеет разные значения, хотя звучит одинаково)

- Подберите фразеологизмы с этим словом. (На языке вертится, держать язык за зубами, язык проглотил и т.д.)

- Подберите словосочетания со словом язык. (русский язык, язык животных, опухший язык, язык пламени)

- Составьте и запишите предложение с этим словом.

(слайд 5)

- У русского писателя Константина Паустовского есть интересное высказывание с данным словом. «Язык - самое удивительное, что есть на свете! С русским языком можно творить чудеса».

  1. Создание проблемной ситуации.

Работа в задачнике с.39 упр 543

На доске запись:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

- Прочитайте предложение. О чём вы подумали, читая эту фразу?

- Из настоящих ли слов состоит предложение?

- Как это доказать? ( У слов нет лексического значения)

- Можно ли сказать о ком говорится в предложении? ( О куздре)

- Какие действия в нём названы? Поставь над этими словами ⩗ ( будланула, кудрячит)

- Какие ещё есть действующие лица? (бокр и бокрёнок)

- Что-нибудь о них можно предположить? ( Бокр - взрослый, большой, а бокрёнок - маленький)

- Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. Как называют эти слова? (корень, однокоренные, родственные)

- Приведите примеры настоящих слов, похожих по строению.

- Можно ли определить какими членами предложения являются данные слова, и какими частями речи они выражены? (Дети высказывают своё мнение:

Нет, ведь это ненастоящие слова, они не имеют лексического значения, у них нет значения основы.

Да, так как у слов есть грамматическое значение, значение окончания.)

- Каковы же цели нашего урока? (определить к каким членам предложения относятся данные «ненастоящие» слова и какими частями речи они выражены; уметь доказывать свой выбор.)

  1. Поиск решения проблемы. Синтаксический разбор предложения.

- Давайте, разберёмся в загадочном предложении. Составим план действий. А подскажет нам задачник с 40 упр.544)

  • Дайте характеристику предложения по цели. По интонации, по наличию второстепенных членов. (Повеств., невоскл., распростр.)

  • Найдите главные члены, подчеркните их, укажите части речи которыми они выражены. (Кто? Куздра - что делала? будланула, что делает? - кудрячит.)

  • Дай письменную характеристику подлежащего и двух сказуемых как частей речи (по памятке), выдели в них окончания, а в одном из сказуемых - ещё и примету прошедшего времени.

  • К какой части речи отнесёшь первое слово? Поставь × над его «командиром» и дай слову характеристику как части речи.

  • Выпиши члены предложений парами, ставя вопросы от слова-командира к слову подчинённому.

  • Есть ли в предложении служебное слово? Какой оно части речи? (и - союз)

  • Назови одно самостоятельное слово, которое пока не можешь отнести ни к одной известной тебе части речи. (штеко)



  1. Физминутка

Игра на внимание «Заданное движение»

- Ведущий называет разные слова - вы при этом можете показывать разные движения, но, если услышите название какой-либо части речи, вы должны хлопнуть руками над головой.

(Ведущий называет сначала первый слог, делает паузу, а потом договаривает слово)

Ска-зуемое, су-ществительное, под-мигнул, под-лежащее, со-юз, при-ступил, при-лагательное, пред-лог, гла-за, гла-зурь, гла-гол, час-тица.


  1. Применение полученных знаний. Работа в парах (Слайд 7)

- Вернёмся к загадочному предложению. Оказывается, его придумал русский языковед, академик Щерба Лев Владимирович для своих учеников. Зачем он придумал это предложение? (Учебник с.91 упр 545)

(Ученики объясняют, зачем нужны «ненастоящие» слова и как сделать их понятными, привычными.

Предположительные ответы детей:

- Надо сделать так, чтобы корни (основы) слов стали иметь значение, чтобы у них появилось лексическое значение.)

- Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали понятными? Как вы думаете это легко сделать? Давайте проверим. (учебник с 92 упр 546)

- Итак, какое же предложение по формам слов повторяет предложение о глокой куздре?

- Почему не подходят остальные предложения? (слайд 8)

(Дети предлагают варианты предложений, обсуждают грамматические и лексические значения слов, обосновывают выбор подходящего предложения:

- Первое предложение не годится из-за слова «курицу» - это имя существительное женского рода имеет окончание -у , а нужно существительное мужского рода с окончанием -а (бокра).

- Второе предложение тоже не подходит из-за рода слова подлежащего - нужно имя существительное женского рода (куздра), а служитель - мужской род.

- Подходит предложение " Белая собака сердито прогнала кота и лижет котенка".)

7. Домашнее задание

С. 92 упр 547 (слайд 10)

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, какими были цели нашего урока? ( определить какими членами предложения являются эти «ненастоящие» слова; какими частями речи они выражены) (Слайд 9)

- У вас на парте есть конверт, посмотрите содержимое. Это существо может быть той самой загадочной куздрой? Сейчас мы оценим смогли мы достичь цели.

- Кто считает что цели достиг, поместите существо на верхнюю ступеньку;

- Кто считает, что не всё удалось поместите существо на вторую ступень;

- Если считаете, что цель недостигнута совсем, поместите существо на нижнюю ступеньку.

- Понравилось ли вам раскрывать дайны русского языка? Кто хочет и дальше разгадывать загадки нашего языка? Спасибо за урок. (Слайд 11)

Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

Выбери и выпиши только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.

Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.



© 2010-2022