Обобщение опыта Использование ИКТ на уроках

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта " Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - проектов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания в виде создания презентаций, состоящих из нескольких слайдов, в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений и др. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой - нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Я работаю по учебникам УМК "Гармония". В своей работе использую компьютер как - средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке; - на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, проведения контрольных работ, тестирования. На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение. Русский язык - «Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Части речи», «Падежные окончания имен существительных», «Падежные окончания имен прилагательных», « Спряжение глаголов». Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. Работая со словарными словами на уроках использую такие упражнения:

  • Картинный тематический диктант. ( Учитель показывает слайды, дети называют изображённый предмет, записывают слово по памяти, выделяют орфограмму. В конце работы выполняют проверку.)
  • Картинный диктант на заданную букву.
  • Творческий диктант. ( Учащимся необходимо заменить развёрнутое определение одним словом).
  • Диктант с использованием загадок. (На слайде записана загадка, дети отгадывают её, объясняют по каким признакам они догадались об отгадке, затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.)
  • Диктант с использованием русских народных пословиц. (К данной пословице необходимо подобрать пропущенное слово, записать его, выделить орфограмму).
  • Буквенный диктант. (Учащимся необходимо записать в столбик только пропущенные безударные гласные, выполнить проверку)
  • Словарная работа «Описание». (По данным именам прилагательным учащимся необходимо подобрать имя существительное с непроверяемой безударной гласной).
  • Словарная работа «Корректор». (Необходимо исправить ошибки в словах, записать в тетрадь, выделить орфограммы, выполнить самопроверку)
  • Словарная работа «Ребусы».
  • Словарная работа «Собери слово». ( Необходимо из данных слогов на слайде составить слово).
  • Словарная работа « Найди слово». ( Необходимо вставить пропущенные буквы и найти спрятавшиеся слова).
  • Словарная работа « Для умников и умниц». ( По транскрипции необходимо правильно записать слова из словаря).
  • Словарная работа «Рассказ». (Записать рассказ, вставляя пропущенные буквы, заменить картинки словами).
  • «Буквенный дождик». (Детям предлагается задание: выбрать пропущенную букву, кликнув по ней мышкой. Если ответ верный, буква займет свое место в слове. В случае неправильного ответа буква изменит цвет).
Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки. Например: программа МS PowerPoint дает мне великолепную возможность создавать таблицы. Таблицы по русскому языку для 2-4 классов являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания. В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые. В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам. Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. На уроках окружающего мира подобрала наглядный материал и разработала следующие презентации по темам:
  • времена года;
  • животные;
  • птицы;
  • правила дорожного движения;
  • органы чувств.
Работа с презентациями предусмотрена на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний. К каждой презентации подобраны упражнения. В зависимости от темы и этапа урока применяются иллюстрации-слайды, задания. Рассмотрим применение презентации на одном из уроков окружающего мира, по теме: «Времена года - зима».На этапе «открытия» новых знаний предлагаю учащимся рассмотреть иллюстрации. Далее анализируем, сравниваем сюжеты и выясняем, какие изменения происходят в природе с приходом зимы, как люди одеваются, как меняется труд людей в зимний период. Мой опыт работы показывает, что применение информационных технологий способствуют более глубокому усвоению знаний. Применение такого вида работы на уроках способствуют активизации внимания и мыслительной деятельности учащихся, развитию речи. Дети учатся делать самостоятельно выводы. Результаты показывают, что учащиеся с удовольствием учатся, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности. В настоящее время, когда школа имеет подключение к сети Интернет, появилась возможность проведения уроков в форме виртуальных экскурсии, что особенно значимо при изучении предмета окружающий мир. Виртуальная экскурсия с помощью слайдов, (созданных при помощи программы Microsoft Power Point) позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу изучаемого материала, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд этого урока, снабженный музыкальным сопровождением. Считаю, что в ходе такой работы увеличивается зрительно-эмоциональное воздействие на ученика, т. к. в этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся .Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог. Широко применяю интерактивные программы по предметам из серии «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа». Это сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по предметам: Математика, Русский язык, Окружающий мир, Обучение грамоте. Интерактивные уроки делают обучение ребенка интереснее и увлекательнее, а также поможет быстро и легко освоить программу начальной школы. Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды. В функции учителя компьютер представляет:
  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющей учителя)
  • наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникациями)
  • индивидуальное информационное пространство.
  • тренажёр.
  • средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
  • средство подготовки тестов, их хранение.
  • текстовой редактор.
  • графопостроитель, графический редактор.
  • средство моделирования.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;
  • Организация внутри классной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутренней сетью;
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребёнком;
Подготовка компонентов информационной среды (виды учебного демонстрационного оборудования). Для эффективного использования презентаций в педагогическом процессе необходимо соблюдать требования к составлению мультимедийных презентаций.

Свои разработки я размещаю на всероссийских сайтах: инфоурок и педсовет.

© 2010-2022