Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полежаева Оксана Геннадьевна

Учитель начальных классов

Первая категория

МАОУ «СОШ №12 с углублённым

изучением немецкого языка» город Пермь.
Одним из важнейших направлений в обучении русскому языку является словарно-орфографическая работа. Усвоение правописания трудных слов, как правило, происходит в ходе многократного прописывания их при выполнении различных видов упражнений. Выделяются следующие этапы словарно-орфографической работы:

  1. Предъявление нового слова из словаря.
  2. Работа над «слуховым» образом слова.
  3. Запись слова с «окошком».
  4. Работа над «зрительным» образом слова.
  5. Создание условий для запоминания слова.
6.Формирование навыка правильного написания слова. 7.Проверка навыка написания словарного слова. Отдельно выделим лексическую работу, которая должна вестись на первом, четвёртом, пятом, шестом, седьмом этапах. 1этап. Предъявление нового слова из словаря.
  1. Чтение и отгадывание загадки.
  2. Рассматривание предметной картинки.
  3. Описание признаков предмета.
  4. Предъявление слова-синонима.
  5. Отгадывание ребуса.
  6. Упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.
Задания: №1.Вы сможете определить новое слово, если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них. Е** В**** М*
Д****** Е***** Д*** Ь******* №2. Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два новых словарных слова. О З А Б В Т Е Р А Д К -Какие это слова? Как вы их нашли? (сначала соединили буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединили буквы, у которых точки стоят внизу). Эти упражнения способствуют развитию устойчивости, распределения и объёма внимания, кратковременной произвольной памяти, аналитико-синтетического мышления, обоснованной, чёткой речи, наблюдательности. №3. Нахождение нового словарного слова путём установления смысловой связи или выявления закономерности. 1)Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке? М…ГАЗИН-ПРОД…ВЕЦ, Б…ЛЬНИЦА-ВРАЧ…, Т…АТР -…КТЁР. №4Внимательно рассмотрите запись. Чтобы узнать новое слово из «словаря», нужно найти закономерность в образовании слова НАРОД из букв слов ВЕСНА и ГОРОД. Какое это слово? В…СНА ГОРОД Н…РОД ТР…ВА УГОН ? (ВАГОН) Этот тип заданий развивает логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, связную аргументированную речь. 2этап. Работа над «слуховым» образом слова. Дети проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Таким образом, дети ставят орфографическую задачу. 3этап. Запись слов с «окошком». На этом этапе решается поставленная детьми орфографическая задача. Ученики могут получить ответ через:
  1. Обращение к орфографическому словарю с последующей записью слова.
  2. Использование элементов этимологического анализа.
Например, кАпуста. Название этот овощ получил от латинского слова КАПУТ, которое имело значение «голова», «кочан». -кОрова. Своё название корова получила от латинского слова кор-«рог». -урОжай. Слово образовалось от слова- уродилось(род, родилось) 5этап. Создание условий для запоминания слова. Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста (преобладание образной памяти), трудную орфограмму в написании слова можно связать с ярким ассоциативным образом, который дети вспоминают, когда пишут слово, затем объясняют.
  1. метод образных ассоциаций.
Для запоминания используются карточки, на которых с одной стороны напечатано слово, а с другой картинка-образ. (бал)кон, во(круг), (газ)ета, дев(очки), д(ель)фин, (ком)байн, (пена)л и т.д. 2)метод графических ассоциаций. При изучении слова «искусство» учитель беседует: - Какие виды искусства вы знаете? Мы пойдём в картинную галерею смотреть живопись. Заходим в первый зал. В нём красивая картина, на которой нарисована буква -с-. Идём дальше, а во втором зале целых две картины с такими же буквами, в третьем зале тоже картина, но с буквой -о-. 3)стихи для запоминания. Белые берёзы все, После -б- пишите -е-. и т.д. 4) метод звуковых (фонетических) ассоциаций. На завтрак рак. Дед в деревне. Костя в костюме, а Павел в пальто. и т.д. 6этап. Формирование навыка правильного написания слова из словаря. 1.Записать слова, расположив их по алфавиту. 2.Сопоставление и запись слов с противоположными орфограммами. Например: рр р перрон коридор терраса директор территория капрон 3.Собери из слогов слово. То кар фель (картофель) 4.На доске записаны слова: д…журный, т…традь, уч…ник, м…дведь, учит…ль, Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Какому? 5).Диктант с использованием загадок. Дети отгадывают загадку, объясняют, по каким признакам догадались об отгадке, записывают слово, выделяют орфограмму. 7этап. Проверка навыка написания словарного слова. Упражнения лексического характера. Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Приёмы работы.
  1. Показ предмета или его изображение. Дети рассматривают на предметной картинке предмет, называют его, определяют его значение, объясняют отличительные признаки этого предмета.
  2. Подбор однокоренных слов других частей речи.
  3. Составление предложений с данными словами.
4.Сочинение по опорным словам. 5. Замена описательных оборотов словами- синонимами. Например, выбери из правого столбика слова, соответствующие написанию в первом столбике.
Описательный оборот слова 1. Ящичек для ручек, карандашей. 2.Пассажирский транспорт. 3.Меньше часа, больше секунды. 4.Водитель автомобиля. 5.Собрание засушенных растений.

гербарий

шофёр

пенал

минута автобус

6.Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении, в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком - о сирени как о цветке этого растения.
  1. Сирень посадили у нас под окном.
Весною красивым становится дом.
  1. Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём сирень. 7.Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов. Выделите корень в каждом слове. Какой вывод о написании однокоренных слов можно сделать?
  1. Вот и лето подоспело - земляника покраснела.
  2. Земляничка, земляничка - красная невеличка, беленький
цветочек и тройной листочек. 8.Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: МОРКОВЬ - МОРКОВКА, ВЕТЕР - ВЕТРИЩЕ, ЖЁЛТЫЙ - ЖЕЛТОВАТЫЙ, КОРОВА - КОРОВЁНКА. 9.Объясните, кого так называют: библиотекарь, директор, шофёр, часовщик и т.д. 10. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из « Словаря»:
  1. Сапоги, ботинки - это обувь, а ………….-это одежда.
  2. Заяц, …….-это звери, а ….., ….., ……- это птицы.
11. Рассмотрите картинки (ворона, сорока) и расскажите об этих птицах. Составьте и напишите небольшой рассказ о любой птице. 12. Наблюдение за синонимами. Выпишите из предложений слова, близкие по значению слову СОЛДАТ. 1) Только взял боец трёхрядку, сразу видно - гармонист. 2) Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт в атаку смело, победит врага в бою. 3) Служит в рядах советской армии рядовой Петров. 13. Наблюдение за антонимами. Найдите в тексте, противоположные по смыслу слова. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. 14.Подберите к каждому слову близкое по значению (синоним): друг (товарищ), труд (работа), холод (мороз) ….... 15.Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово: справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста, белый, юг, запад, грустно, медленно, прощай, плохо. 16. Наблюдение за фразеологизмами. Объясните смысл пословицы: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». 17. Составь предложение (небольшой рассказ), где можно употребить выражения «медведь на ухо наступил», «бежать во все лопатки», «воробью по колено». 18. Выберите из правого столбика выражения, соответствующие словам левого столбика.
-обмануть; -очень много; -неизвестно когда; -свободный для транспорта путь; -очень давно; - зелёная улица; -обвести вокруг пальца; -яблоку негде упасть; -после дождичка в четверг; -при царе Горохе;
19.Наблюдение за архаизмами. Прочитайте и объясните значение выделенных слов. Употребляются ли эти слова в нашей речи? Каким современным словом, близким по значению, их можно заменить? 1) И в светлицу входит царь, стороны той государь. 2) Дверь тихонько отворилась. И царевна очутилась в светлой горнице. 20. Подготовьтесь правильно прочитать слова вслух: километр - километры - километров - километровый; килограмм - килограммы - килограммов - килограммовый. Составьте предложение с одним из этих слов. Приготовьтесь прочитать его вслух. 21. Записать пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя слова. Не велик …….., да краснеет нос, (МОРОЗ). Проведённые исследования подтвердили, что материал даёт возможность для организации систематической комплексной работы, как по развитию орфографических умений, так и речевых.




© 2010-2022