Конспект урока по окружающему миру на тему Почва, ее состав и свойства (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Почва, её состав и свойства Цели: Образовательная: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес. Воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю. Ход урока I. Организационный момент. - Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. (1 слайд) II. Проверка домашнего задания. - Дома вы готовили ответы на вопросы на стр. 86. III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему. 1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. (2 слайд) 1. В чистом поле встретишь склон, Точно знаешь - это… (холм). 2. Далеко, конца не видно, Расстилается... (равнина). 3. Носит бабка Снежную шапку. Каменные бока Закутаны в облака. (гора) 4. Тает снег - и я расту, Дождик льет - и я расту, Но расту не в высоту, А в глубину и в ширину. Полю хлебному я враг, А зовут меня... (овраг). - Как называются одним словом отгаданные слова? - Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли. (3 слайд) 2. Задание в тетради на стр. 38, №82. - Нарисуйте различные формы земной поверхности. - Какие формы суши вы нарисовали? - Где обычно селятся люди? (На равнинах.) - Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.) 3. Задание в тетради на стр. 38, №83. - Прочитайте задание. (4 слайд) - Почему так написали? (5 слайд) 4. Работа по учебнику. - Прочитайте стихотворение на стр. 87. - О какой земле идёт речь? (О почве.) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? (Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.) - Итак, тема нашего урока. (6 слайд) IV. Изучение нового материала. - Посмотрите на слайд. (7 слайд) - Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.) - Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.) - Почему в этих местах нет почвы? (8 слайд) - Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки. V. Физкультминутка. (9 слайд) Спал цветок и вдруг проснулся- (туловище вправо, влево) больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (покружиться) VI. Актуализация знаний. 1. Почва и её состав. - Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (10 слайд) - В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. (11 слайд) - Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. - И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84. - Почему гора снова стала молодой? - Но что такое почва? Как она образуется? - Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88. - Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.) - Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.) - Какие факторы влияют на образование почвы? (12 слайд) - Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.) 2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85). Опыт 1. - Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.) Оборудование: стакан, вода, комок почвы. Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы. Вывод: в почве есть воздух. (Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.) - Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2. Оборудование: стакан, вода, комок почвы. Ход опыта: размешаем почву в стакане. Вывод: в почве есть песок, глина. (Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.) Опыт 3. Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло. Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее. Вывод: в почве есть вода. (Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.) - Зачем в почве вода? Опыт 4 (продолжение опыта 3). Ход опыта: продолжим прокаливать почву. Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.) Опыт 5. Цель: увидеть наличие солей. Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли. Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. - Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему. Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). (13 слайд) 3. Свойство почвы. - С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см. - Посмотрите на слайд. (14 слайд) - Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле - чахлые.) - Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим - плодородием. Цветущие растения, богатый урожай - вот результат плодородной почвы.) - А как вы понимаете это слово - плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? - Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89-90. - Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (15 слайд) - Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет? VII. Физкультминутка. - Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны. - Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности - вы хлопаете в ладоши над головой, если нет - качаете головой. - Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана. VIII. Актуализация знаний. - По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.) - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90. - Что изображено? - Где расположен плодородный слой? - Как вы догадались? - Далее идёт переходный слой - менее плодородный, нижний слой - это горная порода. - В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему? IX. Рефлексия. 1. - Давайте подведём итог. - Что такое почва? - Какая почва называется плодородной? - Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.) 2. Обучающий тест. Вид работы - фронтальная. Взаимопроверка. (16 слайд) - Перед вами 6 вопросов.

  • Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
  • Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
  • Основное свойство почвы. (Плодородие.)
  • Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
  • Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
  • Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.) (17 слайд)
3. Вывод. (18 слайд) - Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты - она переходное звено от неживого к живому. - Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке? X. Домашнее задание: стр. 87-90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40. (19 слайд)
© 2010-2022