- Преподавателю
- Начальные классы
- Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирпичёва М.Н. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Работа над ошибками по русскому языку
(для учеников начальной школы)
- Пропуск, замена букв.
- Слог.
- Большая буква в начале предложения.
- Большая буква в именах собственных.
- Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: Ребята шагают по лесной тропинке. Любите и охраняйте природу! Слава нашей Родине! Как тебя зовут?
- Разбор предложения.
- Перенос слова.
- Гласные после шипящих.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
- Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
- Сочетания чк, чн, нщ, щн.
- Разделительный твёрдый знак.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
-
Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: К берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.
- Ударение.
- Непроверяемая безударная гласная.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре. Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Я́года, я́годка, я́годное.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ - сад, леса́ - лес, волна́ - во́лны.
-
Парные звонкие и глухие согласные.
Делай так: Завод - заводы, лес - леса, ягодка - ягода.
-
Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, праздник, чувство.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный - звезда, солнце - солнышко, честный - честь.
-
Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.
-
Соединительная гласная в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так: Водолаз, землемер.
-
Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: Доехал - досыта, заговорил - заговор.
-
Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не читал, не любит, не верю.
-
Запятая в предложении с однородными членами.
Делай так: Дети смеялись, веселились и кувыркались.
Кто?
Схема:
Что делали?
Что
делали?
Что
делали?
- Запятая в сложном предложении.
- Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных. Запомни: Падежные окончания имён существительных!
Падежи
Вопросы
Предлоги
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл
м.р.
ж.р
м.р.
ср.р
ж.р.
Именительный
кто? что?
-
-а
-я
-о
-е
-----
Родительный
кого? чего?
откуда? где?
без, у, с, до
из, от, около
-ы
-и
-а
-я
-и
Дательный
кому? чему?
куда? где?
к, по
-е
-у
-ю
-и
Винительный
кого? что? куда?
в, на, за, про
через
-у
-ю
-а
-я
-о
-е
-----
Творительный
кем? чем? где?
за, над, с, под.
-ой
-ей
-ом
-ем
(ь) ю
Предложный
о ком?о чём? где?
в, на, об
-е
-е
-и
Контрольные слова
лиса
земля
конь
стол
степь
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так: На опушке - опушка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч., у речки - речка - сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
- Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.
Запомни: проверяй написание по вопросу!
Падежи
М. р. и С.р.
Ж. р.
Мн.ч.
Именительный
-ый, -ий,
-ое,- ее
-ая,- яя
-ые,- ие
Родительный
-ого, -его
-ой,- ей
-ых, -их
Дательный
-ому, -ему
-ой,- ей
-ым,- им
Винительный
-ый, -ий
-ое, -ее
-ую,- юю
-ые, -ие
Творительный
-ым,- им
-ой-ою,
-ей-ею
-ыми, -ими
Предложный
-ом, -ем
-ой, -ей
-ых, -их
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж. Делай так: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед. ч., Д. п. По озеру (какому?) голубому - ср. р., Д.п.
-
Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь - пишешь, стучишь. Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило. Делай так: читаешь - 1сп., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.
- Правописание безударных окончаний глаголов.
Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
-
поставить глагол в начальную форму;
-
определить спряжение глагола;
-
проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа
(они что делают?…, если -ат - ят, то пишем И в окончании);
-
определить окончание данного глагола.
Спряжение глаголов в настоящем времени
-
Лицо
I спряжение
II спряжение
Ед.число
Мн.число
Ед.число
Мн. число
1-е
-у (ю)
-ем
-у (-ю)
-им
2-е
-ешь
-ете,- ёте
-ишь
-ите
3-е
-ет
-ут (-ют)
-ит
-ат(-ят)
Глаголы в неопределённой форме I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить II спряжение: Все глаголы на -ить, кроме 11 глаголов-исключений: Слышать, видеть и обидеть, Гнать, держать и ненавидеть, И дышать, смотреть, вертеть, И зависеть и терпеть.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило Делай так: Строим - строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
- Правописание -тся, -ться в глаголах.
Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? смеётся; что сделает? Распустится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед - ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться.
В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.
стеречь, стричь. Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило. Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;
перестань красоват…ся - перестань (что делать?) красоваться
- Правописание Ы или И после Ц.
- в окончаниях и суффиксах: Куницын, птицы;
- в корнях слов - исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
- Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
Делай так: овцой лестницей
мячом тучей
шалашом крышей
плащом товарищем
чертежом сторожем
- Правописание суффиксов -ЕК, -ИК в именах
Запомни: Надо писать в суффиксе -ек, если при склонении гласный звук выпадает, и -ик, если не выпадает. Например: звоночек - звоночка, ключик-ключика.
- Состав слова.
Делай так: Выпиши слово и разбери его по составу.
Например: поездка.
-окончание (измени число или форму);
-основа (часть слова без окончания);
-корень (подбери несколько однокоренных слов);
-приставка (часть слова перед корнем);
-суффикс (часть сова после корня).
Делай так: поездка - поездку, поездкой, ездить, езда.
- Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется. Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: Луч (м.р.), шалаш, товарищ. Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
- Правописание предлогов с местоимениями.
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. Делай так: У _нас, ко _мне, с _тобой.