АОП по программе Письмо и развитие речи индивидуальное обучение 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В школе для умственно отсталых детей в старших клас­сах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении в написании строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. Обучение грамматике будет действенным при установле­нии тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систе­матизировать даже элементарный языковой материал, да­вать простейшие объяснения - должны способствовать кор­рекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Умственно отсталые школьники овладевают фонетичес­ким составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонети­ческим, а фонематическим, т. е. передающим основные зву­ки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них откло­нений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на ос­нове анализа морфемного состава слова, а путем сопостав­ления ударных и безударных гласных, согласных в кон­це и середине слова с согласными перед гласными. Цель: формирование навыков грамотного и осознанного письма. Задачи: - выработать элементарные навыки письма строчных и прописных букв; - формировать каллиграфические навыки; - обогащать и уточнить словарь; - побуждать познавательный интерес к родному слову; - корректировать волевые и эмоциональные качества. При обучении письму и развитию речи использую следующие методы:

  • словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
  • наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр;
  • практические - упражнения, карточки, тесты.
Принципы:
  • принцип коррекционно-речевой направленности;
  • воспитывающий и развивающий принципы;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности в обучении;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Адаптированная образовательная программа по предмету «Русский язык и развитие речи» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы под редакцией Воронковой В.В.., М.: ВЛАДОС, 2000 г. Реализация данной образовательной программы осуществляется с использованием учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель В.В.Воронкова, Русский язык: учеб. для 2 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ В.В.Воронкова. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 127 с.: ил. - (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа) и предназначена для индивидуального обучения Василия К. (… г. р.). Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития обучающихся коррекционной школы непосредственно в учреждении. Василий обучается по программе ГОУ РК «СКШИ №…» с. … на основании решения районной ПМПК, протокол от … г. Поступил в 1 класс школы-интерната … г. и на основании АКТа КЭК № … г. Василий К. выведен на индивидуальное обучение. Василий - инвалид. С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает как новое. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Работоспособность у мальчика низкая, малопродуктивная, ребёнок крайне неусидчив. Быстро устаёт, начинает отвлекаться, требуется постоянная смена деятельности. В работу включается неохотно, часто просто отказывается работать. Задания выполняет под контролем учителя, посильные упражнения самостоятельно. С интересом выполняет задания, проводимые в игровой форме. Буквы знает, с трудом читает двух-, трёхсложные слова. Часто отказывается читать, говорит, что у него не получается и читать он не умеет. Знакомые сказки рассказывает отдельными фразами. Прочитанное учителем не пересказывает, передаёт по наводящим вопросам, учить наизусть не может. У учащегося чтение не сформировано. Общий уровень развития не соответствует возрасту, в связи с этим обучение по предмету «Русский язык и развитие речи» проводится по курсу 2 класса.
Коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: · развитие мелкой моторики и пальцев рук; · развитие навыков каллиграфии; · развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: · коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; · коррекция - развитие памяти; · коррекция - развитие внимания; · формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие различных видов мышления: · развитие наглядно-образного мышления; · развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: · развитие умения сравнивать, анализировать; · развитие умения выделять сходство и различие понятий; · умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; · умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: · развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; · формирование умения преодолевать трудности; · воспитание правильного отношения к критике. Коррекция - развитие речи: · развитие фонематического восприятия; · коррекция нарушений устной и письменной речи; · коррекция монологической речи; · коррекция диалогической речи; Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 2-му уровню оценивания (минимально необходимому). Адаптированная образовательная программа по русскому языку и развитию речи учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разносторонние развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.








































ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
  1. Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение, активизацию словарного запаса воспитанника, развитие способности грамотно оформлять устную и письменную речь.
  2. Работать над формированием познавательных способностей ученика через развитие психологических функций.
  3. Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для учащегося, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм поощрения использование занимательного материала.
  4. Соблюдать здоровьесберегающие технологии, используя средства и приемы, направленные на исключение мышечного и зрительного переутомления.

Данная АОП реализуется в течение 1 года, в количестве 66 часов в год и 2-х часов в неделю.
В результате изучения курса обучающийся должен достигнуть результатов согласно основных требований к умениям учащихся.
Тематический план составлен с учетом регионального компонента.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Наряду с повседневным, текущим контролем за качеством усвоения учебного материала по русскому языку и развитию речи проводятся самостоятельные, контрольные работы.














СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПОВТОРЕНИЕ. Введение. Слово. Предложение. Текст. Слово, предложение, текст. Связь слов в предложениях, словосочетаниях. Составление предложений с данным словом. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в именах собственных. Упражнение в правописании имён собственных. Звуки и буквы. Слог. Звуки и буквы. Слово и слог. Согласные и гласные звуки и буквы. Выделение гласного звука в начале слова. Выделение согласного звука в начале слова. Пары слов, отличающие одним звуком. Соотнесение звука и буквы. Пары слов, отличающие количеством звуков. Упражнения в написании слов. Пары слов, отличающие последовательностью звуков в слове. Образование слов со стечением согласных. Ударение. Произношение и обозначение на письме. Ударение в двусложных словах. Упражнение в постановке знака ударения в словах. Гласные ударные и безударные. Слог как часть слова. Слог как речевая единица. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. Слова с гласными Е,Ё в начале слова или слога. Буква Ю, Я в начале слова или слога. Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале или слога. Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов со звуками И - Й. Слова с буквой Й. Парные звонкие и глухие согласные. Согласные Б-П. Согласные Д-Т. Согласные Г-К. Согласные В-Ф. Согласные З-С. Слова с парными звонкими и глухими согласными. Способ проверки. Шипящие и свистящие согласные звуки. Различай Р-Л. Упражнения в написании слов с буквами Р-Л. Выделение из слов [р],[л] в начале, середине , конце слова. Упражнения в написании данных слов. Звуки [з, с, ц]-свистящие согласные. Упражнения в написании данных слов. Различай шипящие и свистящие согласные. Звуки гласные и согласные, их различие. Выделение гласного звука в начале слова. Звуки [ж, ш, ч. щ]- шипящие согласные. Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова. Гласные Ы - И после твёрдых и мягких согласных. Гласные О - Ё после твёрдых и мягких согласных. Гласные У - Ю после твёрдых и мягких согласных. Гласные А - Я после твёрдых и мягких согласных. Гласная Е после мягких согласных. Выделение мягких и твёрдых слогов. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Составление рассказа. Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Слово. Предмет и его название. Слова, отвечающие на вопросы что? Названия частей предметов. Различай сходные предметы и их названия. Слова, отвечающие на вопросы кто? Составление предложений по предметной картинке. Обобщающее слово для группы однородных предметов. Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Названия действий, отвечающие на вопрос (что делает?, что делают?). Различай названия предметов и названия действий по вопросам. Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении. Предложение. Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова. Работа с деформированным текстом. Составление предложений по сюжетной картинке. Предложения - вопросы и предложения - ответы. Списывание с печатного текста. Связная письменная речь. Расположение двух-трех коротких предложений в после­довательном порядке (по картинкам или после устного раз­бора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Письмо и чистописание. Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражне­ний по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложе­ний, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущен­ных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной бук­вы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрез­ной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с ка­лендарем природы. Устная речь. Повторение пройденного за год. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложен­ную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при от­ветах на вопросы и составление предложений. Использова­ние предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).





СТРУКТУРА КУРСА
№ Наименование разделов и тем.
Всего часов 1 Введение. Слово. Предложение. Текст.

3 2 Звуки и буквы. Слог.

11 3 Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога

7 4 Парные звонкие и глухие согласные.

3 5 Шипящие и свистящие согласные звуки.

6 6 Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова.

11 7 Слово

18 8 Предложение

5 9 Повторение в конце учебного года

2
ИТОГО

68





























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов и тем.
Всего часов НРК

I семестр

11



Введение. Слово. Предложение. Текст.

3


1 Слово, предложение, текст. Связь слов в предложениях, словосочетаниях.

1


2 Составление предложений с данным словом. Знаки препинания в конце предложения.

1

+ 3 Заглавная буква в именах собственных. Упражнение в правописании имён собственных.

1

+
Звуки и буквы. Слог.

11


4 Звуки и буквы. Слово и слог.

1


5 Диагностический срез.

1


6 Согласные и гласные звуки и буквы. Выделение гласного звука в начале слова. Выделение согласного звука в начале слова.

1


7 Пары слов, отличающие одним звуком. Соотнесение звука и буквы.

1


8 Пары слов, отличающие количеством звуков. Упражнения в написании слов.

1


9 Пары слов, отличающие последовательностью звуков в слове.

1


10 Образование слов со стечением согласных.

1


11 Ударение. Произношение и обозначение на письме. Ударение в двусложных словах.

1

+

II семестр

10


1 Упражнение в постановке знака ударения в словах. Гласные ударные и безударные.

1


2 Проверочный диктант.

1


3 Работа над ошибками. Слог как часть слова. Слог как речевая единица.

1



Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога

7


4 Слова с гласными Е,Ё в начале слова или слога.

1


5 Буква Ю, Я в начале слова или слога.

1


6 Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале или слога.

1


7 Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов со звуками И - Й. Слова с буквой Й.

1


8 Диктант

1


9 Работа над ошибками. Словарь.

1


10 Контрольное списывание.

1

+

III семестр

9



Парные звонкие и глухие согласные.

3


1 Согласные Б-П. Согласные Д-Т

1


2 Согласные Г-К. Согласные В-Ф.

1


3 Согласные З-С. Слова с парными звонкими и глухими согласными. Способ проверки.

1



Шипящие и свистящие согласные звуки.

6


4 Различай Р-Л. Упражнения в написании слов с буквами Р-Л. Выделение из слов [р],[л] в начале, середине , конце слова.

1


5 Упражнения в написании данных слов. Звуки [з, с, ц]-свистящие согласные.

1


6 Упражнения в написании данных слов. Различай шипящие и свистящие согласные.

1

+ 7 Проверочный диктант.

1


8 Работа над ошибками. Звуки гласные и согласные, их различие. Выделение гласного звука в начале слова.

1


9 Звуки [ж, ш, ч. щ]- шипящие согласные.

1



IV семестр

12



Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова.

11


1 Гласные Ы - И после твёрдых и мягких согласных.

1


2 Гласные О - Ё после твёрдых и мягких согласных.

1


3 Гласные У - Ю после твёрдых и мягких согласных.

1


4 Гласные А - Я после твёрдых и мягких согласных

1


5 Гласная Е после мягких согласных.

1


6 Выделение мягких и твёрдых слогов. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

1


7 Составление рассказа по картинке «Щенок».

1

+ 8 Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

1


9 Контрольный диктант.

1


10 Работа над ошибками. Словарь.

1


11 Контрольное списывание.

1



Слово

18


12 Предмет и его название. Слова, отвечающие на вопросы что?

1

+

V семестр

12


1 Контрольное списывание.

1


2 Названия частей предметов. Различай сходные предметы и их названия.

1


3 Списывание с печатного текста.

1


4 Слова, отвечающие на вопросы кто?

1


5 Составление рассказа по картинке «Будка для щенка». Составление предложений по предметной картинке.

1


6 Обобщающее слово для группы однородных предметов.

1


7 Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

1


8 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1

+ 9 Составление рассказа по картинке «Заботливая хозяйка»

1


10 Обучающий диктант.

1


11 Работа над ошибками.

1


12 Названия действий, отвечающие на вопрос (что делает?, что делают?).

1



VI семестр

12


1 Различай названия предметов и названия действий по вопросам.

1


2 Картинный диктант. Закрепление.

1


3 Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении.

1

+ 4 Контрольный диктант.

1


5 Работа над ошибками.

1



Предложение

5


6 Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова. Работа с деформированным текстом.

1


7 Составление рассказа по картинке «Шалун». Составление предложений по сюжетной картинке.

1


8 Предложения - вопросы и предложения - ответы.

2


9 Контрольный диктант.

1


10 Работа над ошибками.

1



Повторение в конце учебного года.

2


11 Списывание с печатного текста.

1

+ 12 Повторение в конце учебного года

1















ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ АОП
2-й уровень оценивания (минимально допустимый):
Обучающийся должен уметь: -анализировать слова по звуковому составу; - различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие; - списывать слова и предложения с рукописного и печатного текста; - писать под диктовку слова, написание которых не расходуется с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; - правильно оформлять предложение на письме; - составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Обучающийся должен знать: -правила написания имён собственных; - правило написания предложений.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
На основании «ПОЛОЖЕНИЯ о системе оценки знаний, умений, навыков учащихся ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с.Читаево» п. 2.5. «Оценивание уровня знаний и умений учащихся, занимающихся по индивидуальным программам обучения проводится по зачетной системе. (Ставится оценка «зачет»)».

















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы /под ред. В.В. Воронковой. М.: Просвещение, 2003.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

1. Учебник Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык Москва «Просвещение», 2006


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. В.В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988.
  2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы - под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.
  3. Учебник: Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык Москва «Просвещение», 2006






















© 2010-2022