- Преподавателю
- Начальные классы
- АОП по программе Письмо и развитие речи индивидуальное обучение 2 класс
АОП по программе Письмо и развитие речи индивидуальное обучение 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кустышева Н.И. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В школе для умственно отсталых детей в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении в написании строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения - должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. Цель: формирование навыков грамотного и осознанного письма. Задачи: - выработать элементарные навыки письма строчных и прописных букв; - формировать каллиграфические навыки; - обогащать и уточнить словарь; - побуждать познавательный интерес к родному слову; - корректировать волевые и эмоциональные качества. При обучении письму и развитию речи использую следующие методы:
- словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические - упражнения, карточки, тесты.
- принцип коррекционно-речевой направленности;
- воспитывающий и развивающий принципы;
- принцип доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: · развитие мелкой моторики и пальцев рук; · развитие навыков каллиграфии; · развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: · коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; · коррекция - развитие памяти; · коррекция - развитие внимания; · формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие различных видов мышления: · развитие наглядно-образного мышления; · развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: · развитие умения сравнивать, анализировать; · развитие умения выделять сходство и различие понятий; · умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; · умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: · развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; · формирование умения преодолевать трудности; · воспитание правильного отношения к критике. Коррекция - развитие речи: · развитие фонематического восприятия; · коррекция нарушений устной и письменной речи; · коррекция монологической речи; · коррекция диалогической речи; Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 2-му уровню оценивания (минимально необходимому). Адаптированная образовательная программа по русскому языку и развитию речи учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разносторонние развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.
ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
- Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение, активизацию словарного запаса воспитанника, развитие способности грамотно оформлять устную и письменную речь.
- Работать над формированием познавательных способностей ученика через развитие психологических функций.
- Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для учащегося, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм поощрения использование занимательного материала.
- Соблюдать здоровьесберегающие технологии, используя средства и приемы, направленные на исключение мышечного и зрительного переутомления.
Данная АОП реализуется в течение 1 года, в количестве 66 часов в год и 2-х часов в неделю.
В результате изучения курса обучающийся должен достигнуть результатов согласно основных требований к умениям учащихся.
Тематический план составлен с учетом регионального компонента.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Наряду с повседневным, текущим контролем за качеством усвоения учебного материала по русскому языку и развитию речи проводятся самостоятельные, контрольные работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПОВТОРЕНИЕ. Введение. Слово. Предложение. Текст. Слово, предложение, текст. Связь слов в предложениях, словосочетаниях. Составление предложений с данным словом. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в именах собственных. Упражнение в правописании имён собственных. Звуки и буквы. Слог. Звуки и буквы. Слово и слог. Согласные и гласные звуки и буквы. Выделение гласного звука в начале слова. Выделение согласного звука в начале слова. Пары слов, отличающие одним звуком. Соотнесение звука и буквы. Пары слов, отличающие количеством звуков. Упражнения в написании слов. Пары слов, отличающие последовательностью звуков в слове. Образование слов со стечением согласных. Ударение. Произношение и обозначение на письме. Ударение в двусложных словах. Упражнение в постановке знака ударения в словах. Гласные ударные и безударные. Слог как часть слова. Слог как речевая единица. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. Слова с гласными Е,Ё в начале слова или слога. Буква Ю, Я в начале слова или слога. Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале или слога. Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов со звуками И - Й. Слова с буквой Й. Парные звонкие и глухие согласные. Согласные Б-П. Согласные Д-Т. Согласные Г-К. Согласные В-Ф. Согласные З-С. Слова с парными звонкими и глухими согласными. Способ проверки. Шипящие и свистящие согласные звуки. Различай Р-Л. Упражнения в написании слов с буквами Р-Л. Выделение из слов [р],[л] в начале, середине , конце слова. Упражнения в написании данных слов. Звуки [з, с, ц]-свистящие согласные. Упражнения в написании данных слов. Различай шипящие и свистящие согласные. Звуки гласные и согласные, их различие. Выделение гласного звука в начале слова. Звуки [ж, ш, ч. щ]- шипящие согласные. Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова. Гласные Ы - И после твёрдых и мягких согласных. Гласные О - Ё после твёрдых и мягких согласных. Гласные У - Ю после твёрдых и мягких согласных. Гласные А - Я после твёрдых и мягких согласных. Гласная Е после мягких согласных. Выделение мягких и твёрдых слогов. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Составление рассказа. Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Слово. Предмет и его название. Слова, отвечающие на вопросы что? Названия частей предметов. Различай сходные предметы и их названия. Слова, отвечающие на вопросы кто? Составление предложений по предметной картинке. Обобщающее слово для группы однородных предметов. Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Названия действий, отвечающие на вопрос (что делает?, что делают?). Различай названия предметов и названия действий по вопросам. Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении. Предложение. Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова. Работа с деформированным текстом. Составление предложений по сюжетной картинке. Предложения - вопросы и предложения - ответы. Списывание с печатного текста. Связная письменная речь. Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Письмо и чистописание. Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы. Устная речь. Повторение пройденного за год. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
СТРУКТУРА КУРСА
№ Наименование разделов и тем.
Всего часов 1 Введение. Слово. Предложение. Текст.
3 2 Звуки и буквы. Слог.
11 3 Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога
7 4 Парные звонкие и глухие согласные.
3 5 Шипящие и свистящие согласные звуки.
6 6 Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова.
11 7 Слово
18 8 Предложение
5 9 Повторение в конце учебного года
2
ИТОГО
68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов и тем.
Всего часов НРК
I семестр
11
Введение. Слово. Предложение. Текст.
3
1 Слово, предложение, текст. Связь слов в предложениях, словосочетаниях.
1
2 Составление предложений с данным словом. Знаки препинания в конце предложения.
1
+ 3 Заглавная буква в именах собственных. Упражнение в правописании имён собственных.
1
+
Звуки и буквы. Слог.
11
4 Звуки и буквы. Слово и слог.
1
5 Диагностический срез.
1
6 Согласные и гласные звуки и буквы. Выделение гласного звука в начале слова. Выделение согласного звука в начале слова.
1
7 Пары слов, отличающие одним звуком. Соотнесение звука и буквы.
1
8 Пары слов, отличающие количеством звуков. Упражнения в написании слов.
1
9 Пары слов, отличающие последовательностью звуков в слове.
1
10 Образование слов со стечением согласных.
1
11 Ударение. Произношение и обозначение на письме. Ударение в двусложных словах.
1
+
II семестр
10
1 Упражнение в постановке знака ударения в словах. Гласные ударные и безударные.
1
2 Проверочный диктант.
1
3 Работа над ошибками. Слог как часть слова. Слог как речевая единица.
1
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога
7
4 Слова с гласными Е,Ё в начале слова или слога.
1
5 Буква Ю, Я в начале слова или слога.
1
6 Слова с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале или слога.
1
7 Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов со звуками И - Й. Слова с буквой Й.
1
8 Диктант
1
9 Работа над ошибками. Словарь.
1
10 Контрольное списывание.
1
+
III семестр
9
Парные звонкие и глухие согласные.
3
1 Согласные Б-П. Согласные Д-Т
1
2 Согласные Г-К. Согласные В-Ф.
1
3 Согласные З-С. Слова с парными звонкими и глухими согласными. Способ проверки.
1
Шипящие и свистящие согласные звуки.
6
4 Различай Р-Л. Упражнения в написании слов с буквами Р-Л. Выделение из слов [р],[л] в начале, середине , конце слова.
1
5 Упражнения в написании данных слов. Звуки [з, с, ц]-свистящие согласные.
1
6 Упражнения в написании данных слов. Различай шипящие и свистящие согласные.
1
+ 7 Проверочный диктант.
1
8 Работа над ошибками. Звуки гласные и согласные, их различие. Выделение гласного звука в начале слова.
1
9 Звуки [ж, ш, ч. щ]- шипящие согласные.
1
IV семестр
12
Мягкие и твёрдые согласные. Мягкий знак на конце слова.
11
1 Гласные Ы - И после твёрдых и мягких согласных.
1
2 Гласные О - Ё после твёрдых и мягких согласных.
1
3 Гласные У - Ю после твёрдых и мягких согласных.
1
4 Гласные А - Я после твёрдых и мягких согласных
1
5 Гласная Е после мягких согласных.
1
6 Выделение мягких и твёрдых слогов. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
1
7 Составление рассказа по картинке «Щенок».
1
+ 8 Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.
1
9 Контрольный диктант.
1
10 Работа над ошибками. Словарь.
1
11 Контрольное списывание.
1
Слово
18
12 Предмет и его название. Слова, отвечающие на вопросы что?
1
+
V семестр
12
1 Контрольное списывание.
1
2 Названия частей предметов. Различай сходные предметы и их названия.
1
3 Списывание с печатного текста.
1
4 Слова, отвечающие на вопросы кто?
1
5 Составление рассказа по картинке «Будка для щенка». Составление предложений по предметной картинке.
1
6 Обобщающее слово для группы однородных предметов.
1
7 Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.
1
8 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
1
+ 9 Составление рассказа по картинке «Заботливая хозяйка»
1
10 Обучающий диктант.
1
11 Работа над ошибками.
1
12 Названия действий, отвечающие на вопрос (что делает?, что делают?).
1
VI семестр
12
1 Различай названия предметов и названия действий по вопросам.
1
2 Картинный диктант. Закрепление.
1
3 Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении.
1
+ 4 Контрольный диктант.
1
5 Работа над ошибками.
1
Предложение
5
6 Упражнение в правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова. Работа с деформированным текстом.
1
7 Составление рассказа по картинке «Шалун». Составление предложений по сюжетной картинке.
1
8 Предложения - вопросы и предложения - ответы.
2
9 Контрольный диктант.
1
10 Работа над ошибками.
1
Повторение в конце учебного года.
2
11 Списывание с печатного текста.
1
+ 12 Повторение в конце учебного года
1
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ АОП
2-й уровень оценивания (минимально допустимый):
Обучающийся должен уметь: -анализировать слова по звуковому составу; - различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие; - списывать слова и предложения с рукописного и печатного текста; - писать под диктовку слова, написание которых не расходуется с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; - правильно оформлять предложение на письме; - составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Обучающийся должен знать: -правила написания имён собственных; - правило написания предложений.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
На основании «ПОЛОЖЕНИЯ о системе оценки знаний, умений, навыков учащихся ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с.Читаево» п. 2.5. «Оценивание уровня знаний и умений учащихся, занимающихся по индивидуальным программам обучения проводится по зачетной системе. (Ставится оценка «зачет»)».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы /под ред. В.В. Воронковой. М.: Просвещение, 2003.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1. Учебник Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык Москва «Просвещение», 2006
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- В.В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы - под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.
- Учебник: Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык Москва «Просвещение», 2006