Конспект урока по чтению на тему Звук [й], буквы Й, й

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ЗВУК [й'], БУКВЫ Й, й Цели: познакомить учащихся с условным обозначением звонкого мягкого звука [й'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда. Оборудование: шаблоны для составления схем предложений (прямоугольники и треугольники); карточки-буквы для игры «Превращения слов»; загадки.

Ход урока I. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. - Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

- Отгадайте загадки:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держит он на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь -

На себе их все найдешь. (Репей.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей.) - Сравните слова-отгадки. Что их объединяет? (Слова оканчиваются на одинаковый звук [й'].) - Сформулируйте тему урока. - Исходя из темы, сформулируйте цель урока. - Сегодня к нам на урок пришел еще один сказочный герой. В его имени два слога. Он много читает и поэтому много знает. 3. Работа по теме. - Какой герой у нас в гостях? Из какой сказки он пришел? - Произнесите «Знайка», выделяя в нем последний звук первого слога. Назовите выделенный звук. - Произнесите звук й еще раз. Определите, какой это звук. Дайте ему характеристику. Й - согласный, звонкий, мягкий. Знайка прослушал сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике й требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Знайка просит вас назвать слова, в котором й был бы глухой и твердый. - Вы назвали много слов с й, но среди них нет ни одного, в котором этот звук был бы глухой и твердый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод из этого явления? Й - согласный, всегда звонкий, всегда мягкий. -Знайка не только любит читать. Он привык очень бережно обращаться с книгами. Вам он предлагает составить правила обращения с книгами и соблюдать их. Постарайтесь, чтобы в каждом составленном вами предложении было хотя бы одно слово с й. - Кто составил первое предложение. Открывай книгу чистыми руками. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой. Читай, не делая пропусков. Вовремя меняй книги в библиотеке. - Молодцы, ребята! Хорошие правила составили. Не забывайте их выполнять. А теперь давайте узнаем несколько знайкиных тайн. Что Знайка больше любит: кисель или йогурт? Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок? Какой месяц в году для Знайки самый лучший? 4. Физминутка. - На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах. Если в названном мною слове есть й, вы киваете головой. Если нет - качаете головой вправо - влево. О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, о йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде. 5. Знакомство с новой буквой. - Я буду перелистывать книгу, на каждой странице которой изображена та или иная буква. Если вы знакомились раньше с ними на уроках, то называете их. Если встретится незнакомая буква, хлопаете в ладоши. - Вот вы и поприветствовали новую букву. - А как она называется? - На что похожа? - Знайка приготовил для вас интересное задание. - Определите место звука [й'] в словах: май чайка йогурт шайба йод автобус 6. Чтение. Знайка предлагает прочитать текст, который называется «Снайперы». - Кто такой снайпер? - Прочитайте этот текст, дважды повторяя слова, в которых есть й.

Снайперы. Есть у нас удивительные растения. Они стреляют своими семенами. Вот бешенный огурец. Его плод - маленький огурчик. Созревает такой огурчик. Ничего про него не подумаешь. Но стоит его задеть, как он тотчас выстрелит семена. Семена у него мокрые и клейкие. В кого попадет, тот и унесет их с собой. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много. Это и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.
- Что в тексте названо снайперами? Почему? - Знапйке понравилось, как вы читали. Но нам пора научиться печатать букву Й,й. 7. Печатание буквы. Й, й. 8. Схемы слов. Зайка, рейка, лейка 9. Рефлексия. - С каким звуком мы познакомились? - Дайте ему характеристику. - какой буквой он обозначается на письме?.













Если останется время.

СКАЗКА ПРО Й Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно И краткое ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что И краткому никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что? - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало И краткое, зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. - А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. - Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. - А что, разве нельзя? - Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось И краткое, поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:

- Я согласный!

- Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит И краткое, раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.

Так И краткое решило и сказало:

- Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный. Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно быть согласным не заставишь. - До свидания, - говорят, - ищи себе работу по нраву. Без работы в алфавите не проживешь. Ходит И краткое, ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии. С трудом перебивается И краткое на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно И краткому, хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного. Вопросы. - Что нового вы узнали о звуках? - Дайте характеристику звуку [й'].



© 2010-2022