Доклад Деятельностный подход в обучении по программе Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад Солововой Натальи Федоровны, учителя МАОУ СОШ № 35 г.Тамбова 2014-2015 учебный год

«ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ ПО ПРОГРАММЕ «Перспектива»

(Русский язык)


План.

  1. Общая характеристика деятельностного подхода.

  2. Деятельностный подход в обучении русскому языку.


Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру в условиях ФГОС второго поколения . Основные задачи обучения:

  • Обучение деятельности;
  • Формирование личностных качеств и системы ценностей;
  • Формирование целостной картины мира.
ФГОС задает вектор развития российской школы в направлении перехода к реализации в образовании системно-деятельностного подхода. Одним из вариантов такой системы учебников, реализующей современный методологический системно-деятельностный подход, является система учебников УМК«Перспектива» издательства «Просвещение». Система учебников «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой − системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». В учебниках «Перспектива» разработана система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД, творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций. Во всех учебниках данного комплекса при изучении любой темы формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. Важным ресурсом достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования в системе учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, адекватной деятельностному методу организации образовательного процесса. Исходя из условий воспроизводимости базового процесса в системе деятельности «учитель - ученик», реализация технологии деятельностного метода обучения. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Использование деятельностного подхода является необходимостью предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе. Деятельностный подход предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
  • Постановка учебной задачи.
В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
  • «Открытие» нового знания.
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
  • Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
  • Обучающая самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
  • Выполнение заданий на повторение.
Соответственно в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний. Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами - действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие). Таким образом, деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Деятельностный подход в обучении русскому языку При обучении младших школьников русскому языку возникают различные сложности. Применение в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода помогает решить многие проблемы. Например, деятельностный подход развивает в детях умение пользоваться правилами русского языка в начальной школе. Многие учителя сталкиваются с тем, что дети, заучивая правила, не в состоянии воспроизвести их спустя некоторое время и, соответственно, не могут воспользоваться ими на практике. Эта проблема заставляет искать иной подход к обучению детей правилам русского языка. При реализации поставленной цели необходимо опираться на следующие теоретические положения. 1. В качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения выступает деятельностный подход к организации учебной работы. Для повышения интереса к такому сугубо теоретическому материалу, как правила русского языка учителю необходимо «расшевелить» школьников, разжечь в них искорку желания познавательной деятельности. 2. Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если он активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Для этого требуется сместить акцент с информирования ученика на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе учения. 3. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию учебного материала путём многократного его повторения без осознания смысловых связей, и это приводит к тому, что дети часто заучивают материал дословно, отсюда и недостаточность развития некоторых мыслительных процессов: неумение дифференцировать задачи запоминания (что запомнить дословно, а что в общих чертах), плохое владение речью. 4. Ученики самостоятельно добывают знания, процесс учения носит поисковый характер, важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя, в качестве опорных используются два основных принципа обучения - доступность и наглядность. 5. Понимая значимость работы по усвоению правил русского языка, необходимо проводить работу с детьми по следующему алгоритму: 1. Постановка учебной задачи. 2. «Открытие» детьми нового знания. 3. Применение новых знаний. 4. Самостоятельная работа. 5. Контроль и самоконтроль. Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила русского языка важно использовать следующие методы и приёмы работы: - развивающая игра; - творческий диктант; - сопоставление правил; - использование схем; - составление плана; - установление сходства или различия; - приём рассуждения; - приём словесной наглядности. Приведём примеры применения каждого приёма. Развивающая игра является одним из наиболее действенных средств, так как поддерживает детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Игра «Снежный ком». Цель: развитие памяти. Ход игры: называется тема, на которую предстоит подбирать существительные. 1-й игрок называет слово, 2-й повторяет это слово и называет своё, 3-й - повторяет слова 1-го и 2-го игроков и тоже добавляет слово. Кто не может назвать новое или забывает предыдущее - выбывает из игры. Соревнование проводится по рядам или вариантам. Творческие диктанты играют важную роль в формировании познавательных интересов школьников, затрагивают их личный опыт. 1. В начале каждого урока детям предлагается составить три предложения с заданным «словарным» словом, желательно из жизни ребёнка. 2. Даётся готовый текст. Перед каждым глаголом необходимо добавить частицу НЕ. Приём сопоставления правил используется, когда дети переходят от репродуктивного метода обучения в 1-м классе к частично-поисковому, а затем и к творческому, овладевают такими понятиями, как «сходство» и «различие», стараясь определить общие закономерности и увидеть различия в написании слов при изучении правил по темам. На большом количестве примеров дети учатся составлять правила в сопоставлении - т.е. проводят наблюдение на примерах, данных учителем, осуществляют классификацию слов и пытаются вывести правило, которое учитель впоследствии помогает сформулировать и оформить в виде таблицы. Составление таблицы вместе с учащимися является ярким примером того, как осуществляется проблемное обучение на основе деятельностного подхода с опорой на данную схему при работе над правилами русского языка. Использование схем для самостоятельных выводов, а также как опоры. Для изучения правил по теме ученикам предлагаются схемы, по которым они самостоятельно делают выводы (формулируют правила), или, напротив, сами составляют подобные схемы, исходя из той информации, которая была ими выявлена и получена. Задания, основанные на установлении сходства или различия, выполняются с помощью наблюдения детьми за языковыми явлениями с целью что-либо найти, назвать, указать, подчеркнуть и т.п. Тема урока «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова» отражает способ выполнения заданий. Нахождение корня слова происходит с помощью наблюдения над однокоренными словами и определения значением корня. И снова игра как развивающее средство повышает интерес учащихся и помогает в проведении урока. Например: Работа на доске. - Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. (На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова.) Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым - Был он только словом. (Е. Измайлов) - Хотите стать такими садовниками? Посадим слово-корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - Стало много новых слов. Каких? (стол, столик, настольный, застолье) - Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово? - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Вне состава слова они (другие части слова) не имеют значения. Вывод: В корне слова заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него растут другие слова. Такие «словесные деревья» называются словообразовательными гнёздами. Как вы могли заметить, в данном примере (кроме перечисленных) было использовано другое средство - это приём рассуждения и доказательства. Он используется с целью развития связной учебно-научной речи, активации познавательной деятельности, тренировки мышления, памяти, внимания. Целесообразно также использовать данный приём при обучении видам грамматического разбора с созданием схем-рассуждений. При этом не требуется заучивать схемы разбора. Многократное произнесение монологов в форме рассуждения помогает добиться поставленных целей. Главное условие успеха в обучении - постоянство использования этого приёма. Уже в 1-м классе составляется схема предложения: Белка уронила шишку. ‌‌‌‌‌‌ ‌‌‌‌|_____ _______ _______ .‌
Разбор предложения детьми: «В предложении три слова, они связаны между собой по смыслу. Первое слово предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. Предложение выражает законченную мысль». Схема выступает как опора мыслительной и практической деятельности учащихся при составлении ими рассуждений и доказательств. По мере накопления знаний о предложении синтаксический разбор усложняется, изменяется содержание анализа, но доказательства остаются. Следующее средство деятельностного подхода - это приём словесной наглядности. Приём словесной наглядности включает использование различных грамматических сказок, загадок, мнемотехники. Чаще применяется для случаев, которые необходимо запомнить. Данный приём облегчает запоминание и увеличивает объём памяти за счёт выстраивания ассоциаций. Всякое запоминание (особенно механическое) будет лёгким и привлекательным для детей, если оно опирается на интересные, занимательные темы, ритмику, стихи и т.д. Например, словарные слова легко запоминаются в таких сочетаниях: морковь с помидором, а картофель с капустой. КОСТя пришёл в КОСТюме, а Павел в Пальто. Делая вывод о современном содержании обучения младших школьников русскому языку, необходимо отметить: благодаря использованию деятельностного подхода при усвоении правил русского языка (и не только) у детей появляется интерес к поисковой деятельности, а уровень усвоения существенно вырастает, необходимо включать в работу приёмы, формы и методы развивающего обучения, учитывать психологические особенности учащихся и создавать атмосферу психологического комфорта и личностной заинтересованности школьников, потому что их активная деятельность - залог успешного обучения на всех уровнях, и как результат - повышение качества обучения, что особенно актуально в условиях ФГОС второго поколения.




© 2010-2022