- Преподавателю
- Начальные классы
- «Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка через подвижные игры на переменах и уроках физической культуры»
«Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка через подвижные игры на переменах и уроках физической культуры»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черемисина А.С. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова одного классика о том, что «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» Толстой Л. Н. Работа школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся становится всё сложнее и ответственнее. Деятельность учителя можно представить как системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Работая учителем начальных классов и учителем физкультуры, я столкнулась с проблемой, которая заставила целенаправленно заняться здоровьем детей. В последнее десятилетие всё больше учеников приходят в школу с отклонениями в здоровье. В классах таких детей бывает до 70%, часты пропуски занятий по болезни. Причин этого немало, а как следствие - многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает. Значит необходимо искать новые приемы, а именно организовать и построить грамотно работу по двигательной активности младших школьников для сохранения и укрепления здоровья. Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Я поставила перед собой цели и задачи, которые поспособствуют физическому улучшению здоровья учащихся. Целью формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. А также задачи, которые приведут к поставленной цели Задачи:
- Развитие координационных способностей (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы)
- Формирование элементарных знаний о влиянии физических упражнений на состояние здоровья,
- Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
Двигательный режим учащихся начальных классов. Виды движений Продолжительность(мин) Ответственный за проведение Утренняя гимнастика 10-15 Учитель физической культуры Физкультминутки на уроках 5-7 Учитель класса Гимнастика для глаз 1-2 Учитель, дежурный ученик Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию) 1-2 Учитель класса Комплекс упражнений для формирования правильной осанки 2-3 Учитель класса Динамическая перемена 25-35 Учитель класса Урок физической культуры 45 Учитель физической культуры Занятия в спортивных секциях 2 раза в неделю Учитель физической культуры
Внутришкольные спортивные праздники ежемесячно Учитель класса, учитель физической культуры Внутришкольные спартакиады По плану школы Уч.физкульт.
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности и в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр Четвёртый этап считается итоговым, где через полтора года стали возможными некоторые сравнения: прививались здоровые привычки, создавались условия для естественного развития учащихся в образовательном учреждении. Результатом проекта можно считать, что в классах заметно возросли показатели физического развития детей, в положительную сторону изменилось умственное развитие, стали видны результаты труда, улучшились спортивные достижения учащихся. Проект рассчитан на 4 года. Выявление и дальнейшее развитие, и улучшение физических и психологических качеств должно проходить на протяжении всего становления и формирования личности ребенка. Но именно начальные классы являются синзетивным периодам для улучшения и формирования начальных навыков, качеств развития ребенка. Для того чтобы на протяжении всего обучения отслеживать динамику улучшений я организую подвижные игры как на переменах так и во внеурочное время. А так же предлагаю продолжать проводить диагностики, игровые моменты на уроках и различные мероприятия направленные на физическое и психологическое развитие учащихся.