Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ с. Хилково

муниципального района Красноярский Самарской области.









Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.

Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.












Учитель начальных классов, председатель МО, Зацепина Татьяна Николаевна

2012 уч. год.


План:



  1. Актуальность КЦП

  2. Цель и задачи программы

  3. Предполагаемые результаты

  4. Пути осуществления преемственности

  5. Основные этапы и направления работы

  6. Программа деятельности по реализации программы

  7. Используемая литература

  8. Приложения



















Актуальность программы для школы. Как показывает медицинский осмотр учащихся школ за последние несколько лет, практически здоровых детей по школе - …..%, хотя в 1 класс школы поступают и относительно здоровые дети.
Показатель успешности в начальном звене зависит от степени готовности дошкольника к обучению в школе. У учащихся 5 класса ………………………… Диагностика учащихся и их родителей, выявила причины отрицательной тенденции:

  • частые болезни ( дети часто жалуются на головную боль);
  • трудно даются предметы;
  • не умеют рационально организовать свой учебный труд;
  • частые пропуски по неуважительным причинам;
  • некоторым родителям необходима психолого - педагогическая помощь в подростковый период их детей;
  • некоторые дети считают, что их не понимают их родители или учителя, даже хотели бы прогулять урок у конкретных учителей;
  • низкий уровень социальной адаптации у 57% учащихся 5 кл.;
  • высокий уровень тревожности - 67%.

Как считают психологи, адаптация очень сложный процесс. Дети в 1 классе проходят адаптацию к школе; к учителю, к определённому режиму; ученики 5 класса - после лета, к новым условиям, различным требованиям по предметам, к новым учителям; учащиеся 10 класса - после лета, к новым условиям ( профильная подготовка, оценивание по полугодиям).
Чтобы адаптация не перешла в дезадаптацию, которая проявится в негативных моментах, таких как: нарушение учёбы, поведения, конфликтных отношениях, заболеваниях, необходима чёткая программа действий, которая будет направлена на профилактику дезадаптации, облегчит период адаптации у школьников. Необходимость в разработке такой программы была вызвана ещё решением педагогического совета, тема которого «Совершенствование преемственности образовательного процесса как важнейшее условие его эффективной реализации».



Цель КЦП: обеспечение безболезненной адаптации учащихся к новым условиям в период перехода: из детского сада в первый класс школы; из начальной школы в среднюю; из среднего звена в старшее. Задачи:
  1. Социально - трудовая адаптация учащихся, сохранение здоровья детей.
  2. Коррекция недостатков эмоционально - личностного и социального развития.
  3. Нормализация учебной деятельности.
  4. Активизация познавательной деятельности.
  5. Повышение уровня умственного развития.
Для этого:
  1. Использование методик:
  1. Методика личностно - ориентированного обучения, которая предоставляет каждому ребёнку возможность стать личностью, сохранить и развить собственные возможности, с их помощью развить свою индивидуальность.
  2. Метод продуктивного обучения основывается на личностном аспекте обучения и индивидуализации деятельности школьни-ков.
  3. Методы адаптивной педагогики, направленные на реализацию возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Они обеспечиваются комплексом социальной, эко-номической, педагогической и психологической подготовки и будут осуществляться через систему непрерывности и взаимодействия на разных ступенях образования.
  4. Методика гуманизации обучения осуществляется, исходя из принципа «не навреди», и будет направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивиду-альности каждого ребёнка.
  5. Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном периоде и более широкое её использование в сравнении с традиционными, использование в первый год обучения в начальной школе. Будут направлены на развитие свободной развивающей деятельности, творческой инициативы, освоение диалектики общения.
II. Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эф- фективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обу- чение и воспитание на ступенях образования через связь и со- гласованность компонентов образования: целей, задач, содер- жания, методов, средств, форм организации. III. Создание условий, благоприятных для адаптации к обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка.
  1. Формирование психологической готовности к школе.
  2. Создание комплекса учебно - методической документации.
  3. Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.
  4. Отслеживание результатов.

Основные предполагаемые результаты:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их полном объёме;

  • обеспечение выполнения государственных образователь-ных стандартов при переходе к следующему возрастному этапу;

  • выполнение гарантии прав ребёнка на равные возмож-ности успешного обучения в школе.

Критерии ожидаемых результатов:

критерии

показатели

методики и техно-логии отслежива-ния

1

психологическая готовность детей к школьному обуче-нию

определение школьной зрелос-ти

4,5 кл диагностика, опре-деляющая готов-ность детей к про-должению обучен.

2

адаптация

динамика измене-ния здоровья,ком-фортность, моти-вационная сфера,

сохранность кон-тингента

изучение мотивов деятельности,со-циальной адапта-ции, уровня здо-ровья.

3

творческая активность

уровень интелек-та, участие в кон-курсах, предмет-ных олимпиадах

4

успеваемость

результаты мони-торинга

эффективность обученности, отслеживание уровня сформи-рованности ОУУН

Пути осуществления преемственности педагогической работы с детьми:

  1. Совещания, семинары, конференции по обмену опытом работы на разных ступенях.

  2. Взаимопосещение педагогами уроков с целью наблюдения за организацией и руководством различных видов деятельности (в том числе взаимопосещение школа - сад)

  3. Составление учителем первого класса социально - психологи-ческой характеристики на каждого ребёнка, с целью дальней-шего отслеживания динамики развития на последующих эта-пах.

  4. Шефство школы над дошкольным отделением детский сад «Колосок»; среднего звена над начальным. (совместное проведение воспитательных мероприятий, посещение дошкольниками школы и наоборот.)

Основные направления и этапы работы с детьми

вКомплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период. период адаптации.

Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.

аКомплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.дминистративная деятельность психолого-коррек- консультативная

по совершенствованию педаго- ционная работа работа с педаго-

гического процесса и созданию с детьми на осно- гамии, родителями

социально - педагогических ве диагностичес- методическая ра-

условий. ких данных. бота.

Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.

Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.

Комплексно-целевая программа преемственности в обучении в адаптационный период.диагностика аналитическая работа

(фронтальная индивидуальная) мониторинг итогов деятельности

Цель: определение готовности детей педагогов и родителей

к продолжению обучения на следу- психолого - педагогический

ющей ступени. консилиум по результатам

Ориентационный всеобуч для родителей в адаптационный период.

(тематика классных родительских собраний)

  1. Анатомо - физиологические особенности детей. (в определён-ный возрастной период)

  2. Воспитание здорового ребёнка.

  3. Как создать здоровую психологическую атмосферу в семье.

  4. Воспитание трудолюбия.

  5. Нравственное воспитание.

  6. Эстетическое воспитание в быту.

  7. Развитие познавательной активности.

  8. Развитие самостоятельности в условиях семьи.

  9. Режим дня ребёнка.

10.Как помочь детям в выполнении домашнего задания.

11.Самоопределение ребёнка в семье.

12. Как противостоять наркомании.

13. Работа над ошибками.

14. Заметки на полях жизни.

15. Дорога в четырнадцать шагов.

16. Красные сигналы опасности.

17. О внушении как самом распространённом методе воспитания.

18. Понимающий мир.

19. Эмоции и чувства: помощники или?..

20. О «саморазрушающем» поведении и инстинкте самосохране-ния.

Чтобы работа давала хороший результат необходимо:

  • формирование у детей психологической готовности , поло-жительного эмоционального отношения к занятиям;

  • преемственность в методах работы и в стилях педагоги-ческого общения;

  • использовать больше воспитательные возможности сов-местной деятельности;

  • формировать способности к ролевому и личностному об-щению как важному условию в подготовке смены веду-щей деятельности;

  • при организации работы учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.

Тематика психолого - педагогических семинаров; педагогических чтений:

  • психологические причины неуспеваемости, пути их устранения в условиях личностно ориентированного обучения;

  • стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности;

  • новые образовательные технологии;

  • дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников;

  • организация домашнего задания при дифференцирован-ном обучении;

  • коммуникативная культура учителя как условие личностно - ориентированного образования.;

  • Методическая конференция « Активизация познаватель - ной деятельности учащихся, преодоление дискретности через личностно ориентированную направленность ур

Обеспечение непрерывности и взаимодействия в образовании на разных его ступенях:

1. согласованность целей и задач образования на разных ступенях.

  • валеологическое направление

  • адаптация

  • диагностический комплекс

2. обогащение образовательного содержания

  • программы

  • единое педагогическое пространство

  • педагогическая инновация

  • административные структуры

3. совершенствование форм и методов обучения

  • развивающее и обучающее пространство

  • эффективность взаимодействия с семьёй

  • внеурочная деятельность



Программа деятельности по организации преемственности в ГБОУ СОШ с. Хилково.

Цель: обеспечение непрерывности и взаимодействия в образовании на разных его ступенях.

название месяца

организация работы с учащимися

организация работы с учителями

с родителями

сентябрь

1. заполнение медико-педагогических ха-рактеристик на учащихся 1,5,10кл.

(соц.пед., учитель)

2. стартовые срезы знаний 5,10 кл. (срав-нение результатов с прошлым годом)

1.закрепление за учителем группы детей из д/с. Определение целей и задач совместной работы.

2. заседания МО с целью анализа и путей коррек-ции

октябрь

1.первое знакомство с учениками 1 класса (полный день наблюд.)

завуч

2.классно-обобщающий контроль в 10 кл. Цель: уровень адаптации к новым условиям (адм.)

3.диагностика уч-ся 10 класса. Цель: изучение уровня комфортности. администрация

4. проведение дня диагностики. Цель: выявить уровень сфор- мированности ОУУН (4;9кл)

проведение консилиума по итогам контроля в 10 классе. (администрация)

2.классно - обобщающий контроль в 10 кл.

1. диагностика родите-лей 10 класса. Цель: изучение уровня удов-летворённости органи-зацией УВП. (завуч)

2. проведение консили-ума по итогам контро-ля. (администрация)

3. родительский всеобуч в 1,10 кл. (соц. пед., завуч, кл. руков.)

ноябрь

1. классно - обобщаю-щий контроль в 5 кл. Цель: уровень адапта-ции, проблемы преемс-твенности. (админист.)

2.диагностика уч-ся 5 класса Цель: изучение комфортности, соц. адапт. и т.д. (первичн. срез) завуч, психолог

3. проведение «Фестиваля Наук»

(1-11классы)

1. классно - обобщающий контроль в 5 классе

2.консилиум по проблеме адаптации и преемствен-ности (администрация)

3. психолого - педагоги-ческий семинар. (завуч)

1. диагностика родите-лей 5 класса. Цель: сте-пень родительской удовлетворённости ор-ганизацией УВП; степень участия роди-телей в УВП. (завуч)

2.родительский всеобуч 5 кл (соц. пед., завуч, кл. рук.)

декабрь

1. наблюдение за учащимися 1 класса. Цель: степень адапта-ции к школе; степень формирования ОУУН в соответствии с требова-ниями программы. (завуч)

итоговое инспектирова-ние за первое полугодие; сравнительный анализ успешности в прошлом и нынешнем году. (завуч, руководители МО)


январь

день открытых дверей

февраль

1. классно - обобщающий контроль в 4 классе. Цель: уровень сформированности ОУУН; готовность к обучению в среднем звене. (администрация, учителя, которые будут работать в 5 классе)

2. заполнение психолого- педагогических характе-ристик 4 кл. (кл. руков.)

родительский всеобуч 4 класс.

Проведение кл. родит. собрания в 4 кл.

март

классно - обобщающий контроль в 9 классе. Цель: выявление готовности к обучению в старшем звене. ( администрация)

диагностика уч-ся 9 кл.

Цель: изучить «жизнен- ; Цель: изучения уровня

ные ориентиры» выпус- сформированности ОУУН;

кников. (завуч) готовности к прод. обучен.

родительский всеобуч

9кл. (администрация, классный руководит.)

апрель

1. классно - обобщающий контроль в 11 классе. Цель: выявление уровня подготовки выпускников к самомтоятельной жизни. (администрация)

2. диагностика уч-ся 11 кл.

Цель: изучить жизненные

ориентиры выпускников.

1. родительское собра-ние 11 класс по итогам контроля. (админ.)

2. диагностика родите-лей будущих первок-лассников (завуч)

май

1. диагностика учащихся 5, 10 классов (повторный срез). Цель: изучение уровня социальной адаптации; учебной мотивации; комфортности) завуч

2. итоговое инспектирование за год (завуч, руководители МО, будущие учителя) 4, 9 классы

1.повторная диагнос-тика родителей 5,10 кл.

Цель: удовлетворённость УВП (завуч)

2.родительский всеобуч 5, 10 классы (завуч, кл. руководитель)

3. родительский всеобуч (будущих пер-воклассников) (админ.)

июнь

организация школы дошкольника




в течение года:

  1. посещение школы с 1 сентября детьми подготовительной группы ДО; (зав. д/о.; воспитатель, администрация школы)

  2. посещение воспитателями детского сада занятий в 1 классе начальной школы; учителя будущих первоклассников в д/о.;

  3. взаимопосещение уроков преподавателей последнего класса предыдущей ступени и первого последующей (по графику);

  4. проведение анализа успеваемости; (завуч)

  5. организация родительского всеобуча;(завуч)

  6. изучение личности ребёнка;(психолог,завуч)

  7. изучение семьи и бытовых условий.(соц. педагог, кл. руков.)

Используемая литература:

  1. Е.А. Ямбург. « Школа для всех» М. «Новая школа» 2001г

  2. Серия « Портфель руководителя школы» А.М. Моисеев «Заместитель директора школы по научно - методической работе» Москва 2001г под редакцией М.М. Поташника

  3. Т.И. Шамова, Н.П. Капустин « Управление образовательными системами» Москва 2001г

  4. Реформирование образования в документах и комментариях. Общее среднее образование. Москва 2001г

  5. Брянская учительская газета №1 - 4 (52 - 55) 2004г.

  6. Журналы: « Завуч», «Завуч начальной школы»

  7. Материалы курсов для руководителей школ при БИПКРО.



13

© 2010-2022