Урок по русскому языку для 3 класса Состав слова. Окончание. Основа

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 3 класса Состав слова. Окончание. Основа.Урок по русскому языку для 3 класса Состав слова. Окончание. Основа.

Урок русского языка в 3 классе

по системе: «Школа 2100»

Тема урока:

«Части слова. Окончание. Основа.»



Учитель: Костылева А.Н.,

высшая квалификационная категория



Цель:

создание условий для закрепления знаний по теме « Части слова», формировать умение разбирать слово по составу;


развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание, умения выделять главное, обобщать изученное;

воспитывать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность. Работать над формированием УУД: Личностных: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; Регулятивных: контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Познавательных: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; делать выводы на основе обобщения знаний Коммуникативных: договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); учитывать другое мнение и позицию; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, парная, коллективная.

Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, рассказ, эврестическая беседа).

Технологии: личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие. Планируемый результат: осознание учащимися ценности изучаемого материала; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке; разбирать слова по составу.



Ход урока.

Ι. Оргмомент.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь, поздоровайтесь ( кивком головы)

Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Будем грамотно писать, Тайны слова «познавать».
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.

Откройте тетради, запишите сегоднешнее число: Одиннадцатое декабря. Выделите орфограммы.

2. Сообщение темы, цели урока

-Начнем урок с высказывания. Прочитайте ее. Слайд №1

«Ни шагу без мысли»

В чем смысл этого высказывания? ( Он будет девизом нашего урока)
ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Рассказ учителя.
- А что бы определить тему урока, послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его. Всё на свете из чего-то состоит: облака - из мельчайших капелек, лес - из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку».
  1. Беседа.
- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.) На доске.
ТЕМА: Части слова.

Рефлексия: определите на какой ступеньке вы находитесь по знанию частей слова.

Поставьте цель урока. ( Узнать все про части слова) Слайд №2

- Молодцы! Спасибо

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем получать новые знания о частях слова, тренироваться в выполнении разбора слова по составу.

Минутка чистописания

нькоре енькор

- Определите закономерность в последовательности букв.

- Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки.

- Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень)

А что такое корень? Как его определить? (Подобрать однокоренные слова- общий лексический смысл)

А какие части слова вы еще знаете, мы вспомним, выполнив задание.
ΙΙΙ. Постанова учебной проблемы. 1) Игра «Соберём слово». Слайд №3 (Ученик с обратной стороны доски пишет слово).

  1. Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку.
  2. Корень, как в слове сказочка. Выделите корень.
  3. Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс.
подсказк Проверка. - Прочитайте, что вы записали (подсказк). - Получилось ли у вас слово? Почему? (Не хватает буквы. Не хватает окончания. Дописать букву на доске зелёным мелом, а дети в тетради - зелёной пастой - подсказка). - Подчеркните орфограммы в этом слове. Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а …тоже является частью слова. - Что же это за часть слова? - Окончание. У. - Молодцы! Это же новая часть слова. Давайте с ней познакомимся.
Послушайте загадку: Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. - О чем эта загадка? (о березе) - Что можете рассказать о слове береза? (Слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных) - Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее» - запишите это слово словарное слово в тетрадь, - подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень (березка, подберёзовик, берёзовый, березняк) работают по одному у доски

IV. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
- Перед вами слайд №4 Прочитайте. Вставьте самостоятельно пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется. _________ называют символом России. Русь моя, люблю твои _______! _______ воспета в произведениях русских поэтов . На _________ распустились почки. Под _______ нашли грибок. V. Выявление места и причины затруднения - Какие слова написали (березу, березы, берёза, на березе, под берёзой) Какая часть слова изменилась? Слайд № 5 Расскажите об окончании. (высказывают….) - У кого были затруднения? - Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает) -Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова, научиться находить ее в слове) -Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.) VΙ. «Открытие» нового знания» Что поможет нам рассказать об этой части слова? (План) Слайд № 6 ПЛАН. Название. Место в слове. Обозначение. Особенность.

Роль окончания.


Что мы должны узнать про новую часть слова? ( Роль окончания)

Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте слова 1 строчки.

- Понятен ли смысл каждого из них?

- Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)

- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).

- Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса)

1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.

- Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли? (Чтоб был понятен смысл предложения) Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Прочитайте слова на 2 строчке.

- Что вы можете сказать?

- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

- Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) 2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы. (Возможно устная работа: см. по времени).

(- Записали, проверяем.).

- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)

- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)

У. Роль окончания. ( Служит связи слов в предложении.) Краткий итог учителя……Окончание служит для связи слов в предложении

Физминутка

«Слуховая зарядка»

Хлопните всего разок,

Если в слове есть предлог

А приставку услыхали -

Хором все её назвали.

Если же их в слове нет - То молчание в ответ.. (Поехать, помидор, на улице, нарубил, замок, за горой, запомнил)

- Ребята, а о какой части слова мы сегодня ещё не говорили на уроке?

- Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова? …….

Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)

Уточните тему урока (Основа)

- Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если не верное, то -

Утверждение

+ Да/нет -

+ Да/нет -

1.

Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание

2.

Верите ли вы, что окончание значимая часть слова

3.

Верите ли вы что, это в основу слова входит суффикс, приставка и корень, и это изменяемая часть слова

4.

Верите ли вы, что основа слова - это изменяемая часть слова


Отложите в сторону лист к таблице вернемся позже Где можем еще узнать о новой части слова? VΙΙ. Работа с текстом Слайд №7 Прочитайте текст, делая соответствующие пометы по ходу чтения. Логичнее знаки здесь: -Что знали? (+) -Что новое в этом тексте для вас? (!) -Какие остались вопросы? (?) Энциклопедическая справка В русском языке есть значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание. У каждой части слова есть своя работа. Поэтому их называют значимыми. В корне заключен смысл всех однокоренных слов. Приставка и суффикс образуют новые слова. Но есть неизменяемая часть слова. Это основа слова. В нее входят корень, приставка и суффикс. - Где можем проверить наши знания, которые открыли (в учебнике, в энциклопедии, в справочниках) Вернитесь к таблице и заполните 2 колонку Где проверим наши выводы? - Откройте учебник с. 122, прочитайте правило - Какое уточнение нужно внести в правило (что окончание - значимая часть слова) -Что входит в основу слова? (корень, суффикс, приставка) -Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове (изменить слово) - Теперь я предлагаю вернуться к карточке с утверждениями и исправить ошибки в утверждениях если они есть.

Вывод. Слайд № 8

Физминутка для глаз. Слайд №9


VΙΙΙ. Первичное закрепление с проговариванием - Правило вывели, какой следующий шаг? (тренировка) Упр. № 176 - Дополняю вам задание. Выделите в слове окончание и основу. Нахожу окончание Нахожу основу - ежик- Потренировались. Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу) Упр.177 ( по вариантам) Проверка: обмен тетрадями. Оцените работу соседа. I. Проверка знаний умений и навыков. - Перед вами тест, проверьте свои знания по теме урока.

Тест (вариант 1)

1) Часть слова без окончания называется

Е - корень

У - основа

2) Чтобы найти корень надо

Л - изменить форму слова

М - подобрать однокоренные слова

3) Окончание - это

Н - изменяемая часть слова

П - неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И - для образования новых слов

Ы - для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?

Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

Тест ( вариант 2)

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5. Корень - это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Какое слово у вас получилось? (Знатоки)

Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?

. Итог урока: Какие цели ставили? Достигли их?

Как мы работали? : Не покладая рук. Или Сложа руки.

Как усвоили тему? : В одно ухо влетело, в другое вылетело. Мотали на ус.

Рефлексия: определите на какой ступеньке теперь вы находитесь по знанию частей слова.

Синквей ( по теме: «Окончание слова»)

Выставление и комментирование оценок

VIII. Домашнее задание: упр.182


© 2010-2022