Доклад. Урок глазами учителя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок глазами учителя.

Успешность обучения находится в прямой зависимости от отношения учащихся к учебной деятельности. Ещё Я.А.Каменский писал: «…всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению».

Толстой считал, что основная задача школы заключается в том, чтобы ученик учился хорошо. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужно:

1.чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;

2.чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.

Для того, чтобы душевные силы ученика были в выгодных условиях, нужно:

  1. Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц, где он учится;

  2. Чтобы ученик не стыдился учителя или своих товарищей;

  3. (очень важно) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, то есть за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;

  4. Чтобы ум не утомлялся

  5. Чтобы урок был соразмерен силам ученика не слишком лёгок, не слишком труден».

Основной формой обучения является урок, на котором формирование умений и навыков учебного труда, умения пользоваться полученными знаниями осуществляется через взаимную деятельность учителя и учащихся.

На каждом уроке, в зависимости от темы и содержания, учащиеся включаются в индивидуальную, парную и групповую формы работы, в ходе которой ученики организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей, добиваться результатов, получают ответы на вопрос: «Как это сделать?»

Таким образом, у них вырабатываются умения и навыки учебного труда, которые базируются на развитии психических процессов, и на каждой ступени обучения приобретают новые качества.

Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. Каждый учитель знает: чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки. Особенно это относится к непроверяемым написаниям.

Использование загадок даёт возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей и чёткой логике, рассуждению и доказательству.

Материал «Орфограммы в загадках» помогает разнообразить работу на уроке.

Сочетания жи-ши.

Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут.

(Мыши.)

Безударные гласные.

В сенокос - горька;

А в мороз - сладка.

Что за ягодка?

(Рябина.)

Разделительный мягкий знак.

Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

(Свинья.)

При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в корне, предлагаю разнообразные задания, усложняя их: списать задачки с доски; вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово; подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слово с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т.е. подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нём знак ударения, подчеркнуть ударный гласный двумя чертами, и в том, и в другом слове выделить корень.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

1.Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

2.Игра «Из каких слов выпали гласные?»

3.Игра «Собери слово».

4. Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

Берег

Гореть

Агроном и т. д.

5.Ребусы.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчёркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм. Находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнения, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появления.

При обобщении полученных знаний использую различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с 1 класса.

Знакомство учащихся с фразеологизмами стало для меня целенаправленным элементом лексической работы в системе развития речи детей. Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращении к многозначности слова. Например, разные выражения: брать в свои руки; держать себя в руках; золотые руки; мастер на все руки; как без рук; на скорую руку; как рукой снимает и другие - помогают учащимся определить прямое и переносное значение слова рука.

На уроках математики использую фразеологизмы, связанные с понятием единиц измерения :как аршин проглотил ;от горшка два вершка; косая сажень в плечах и другие. При изучении темы «Меры времени» включаю в урок такие выражения: не по дням, а по часам; час от часу; без году неделя и т.д.

Большое количество образных выражений, связанных с природой и животным, включаю в уроки «Окружающий мир». Например: божья коровка; черепашьим шагом; синяя птица; море по колено; кто в лес, кто по дрова и многие другие.

Всю работу над развитием речи своих детей направляю на то, чтобы они широко открытыми глазами смотрели на окружающий мир. Где каждый предмет и каждое событие подобны чуду. Об этом чуде природы можно сказать словами Ф.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не безумный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…



© 2010-2022