- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема урока. Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа
Тема урока. Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никифорова О.К. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку. Учитель первой категории Храмова Татьяна Александровна. Волгоград, Советский район, МОУ СОШ № 58 [email protected]
Тема урока. Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.
Цель урока: научить спрягать глаголы, определять их лицо, число; упражнять в правописании личных окончаний глаголов во втором лице единственного числа; формировать навыки грамотного письма, умение работать со словом;
развивать орфографическую зоркость, умение объяснять свои действия, аргументировать, сравнивать, анализировать.
Воспитывать аккуратность, чувство ответственности, внимание к слову, культуру речи.
Тип урока. Обучающий.
Оборудование. Таблицы по теме «Глагол», опорные схемы для развития орфографической зоркости; словари, карточки для индивидуальной работы, учебники, компьютер, проектор
Методы ведения урока. Индивидуально - групповые, словесные
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Вводное слово учителя. Ребята, мы продолжаем работу по теме «Глагол». Конкретно: изучаем спряжение глаголов. Как считаете, зачем это надо делать? ( Чтобы правильно писать окончание глаголов)
Слова надо писать аккуратно, понятно. Это позволяет формировать навыки грамотного письма.
-
Чистописание.
-
Правила посадки, положение тетради.
-
Смотри соединения, читаем слова.
-
Пишем: сья сье сьн сьм щавель ателье стебель вещь семья (ударение, произношение, орфограммы; проверить умение видеть орфограммы, объяснять)
-
Прочитайте слова. Приведите свои примеры: алфавит магазин музей столяр свитер яичница (ударение, произношение)
-
Работа с предложением (на доске). На син…м неб… по…вились белые …бл…ка.
-Прочитать, объяснить написание слов. Синтаксический разбор предложения: указать основу предложения и второстепенные члены предложения, какими частями речи выражены, показать связь слов в предложении ; этимологический анализ слова облака
4. Актуализация опорных знаний.
-
Словарная работа: (На экране вразбивку слова. Учащиеся читают, объясняют написание пропущенных букв, записывают в столбики по частям речи). В результате получится запись:
сущ прил глагол , 2 лицо, ед ч
в…сел…е в…сёлый в…с…лишь
боль б…льной б…леешь
пл…ток (этимология) пр…красный желаешь
ночь н….чной н…чуешь
-
Прочитай слова в третьем столбике (глаголы). Что интересного заметили? (Все глаголы 2 лица ,единственного числа, настоящего времени, мягкий знак на конце слов).
-
Скажите, когда, в каких случаях в словах пишется мягкий знак? Посмотрите на слова в столбиках. Ученики делают вывод, приводят примеры:
-
Обозначение мягкости согласных: коньки, тетрадь.
-
Разделительный мягкий знак: семья, обезьяна.
-
Имена существительные 3 склонения женского рода: рожь, вещь, мышь.
Буквы ш и ж обозначают твёрдые звуки. Почему написали мягкий знак?
Вывод: Роль мягкого знака - грамматическая: показывает второе лицо глагола единственного числа или 3 склонение имён существительных женского рода.
На доске: схема - опора 2 -ешь
2 -ишь
2 -ёшь
Физминутка: 1) Серый зайка умывался,
Видно, в гости собирался.
Вымыл хвостик, вымыл ухо, вытирался сухо- сухо.
2) Мяч бросали мы друг дружке,
Мячик прыгал ,как игрушка,
А потом исчез куда - то,
Не найти его, ребята. Какие действия выполнил заяц? Как называются эти слова?
5. Сообщение темы и цели урока (формулируют учащиеся).
Учитель. Работая с глаголами, мы должны уметь спрягать глаголы, определять лицо, число; научиться писать окончания глаголов во 2 лице ед. ч.
-
Наблюдение, упражнения в написании окончаний глаголо 2 лица ед. ч.
-
Мастерим - … шагает - … караулят - … В 1 столбике определить лицо, число, спряжение глаголов, выделить окончание. Во второй столбик записать глаголы-синонимы во 2 лице ед.ч. Слова для справок: идти, охранять, работать, сторожить
-
Проспрягать по вариантам: желать, морозить. Как узнать лицо глагола (подставить местоимение, смотри окончание), спряжение?
Проверка: поменяться тетрадями.
-
Замени глаголом 2 лица ед. ч, определи спряжение, окончание Я несу службу - ( ты служишь).
Повесил голову - ( ты грустишь).
Бьёшь баклуши - ( ты бездельничаешь)
Зарубил на носу - (ты запомнишь). Проверка
-
Обобщение. Какая часть слова меняется при спряжении глаголов? Назовите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Роль мягкого знака в окончаниях глаголов.
-
Работа с текстом, предложением.
-
Запишите только глаголы, объясните правописание, смысл (переносное значение). Весенние ручьи бегут по дорожке. Утром ты бежишь в школу.
-
На экране. Прочитайте стихотворение. Смысл? Укажите глаголы, объясните правописание.
Вот они - мать - мачеха, подснежник… Словно звёзды, светятся в траве.
Ты придёшь, сорвёшь и не заметишь,
Как погаснет радость на земле. Н. Цветкова
-
На экране. Работа с пословицами. Без пословицы речь не молвится. Прочитать, объяснить смысл, назвать глаголы, назвать окончания, объяснить написание. Самую интересную записать.
Куришь - здоровье губишь.
Книги читаешь - мир открываешь.
Поспешишь - людей насмешишь.
В чужом глазу соломинку видишь, а у себя бревно не замечаешь.
Хорошо выучишь - хорошо ответишь.
На час отстанешь - за день не догонишь.
Физминутка.
-
Игра. Найди лишнее слово.
Лечишь, глядишь, строишь ,терпишь, обидишь, накормишь, летишь.
Вывод.
-
Обобщение. Какие части речи знаете? Какие слова мы брали для работы? На какие вопросы они отвечают? Назовите окончания глаголов. Какую роль выполняет мягкий знак? Сравните наш вывод с выводом учебника.
-
Домашнее задание. 5 пословиц с глаголами 2 лица ед ч