Программа кружка по математике Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»


Занимательная математика

Программа дополнительного образования детей 9-10 лет

Срок реализации 1 год


Разработала: Гайнутдинова З.Х.

учитель начальных классов

высшей категории


2015-2016 учебный год

Введение.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2011. с.6.). Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной. Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше - одна из важнейших задач учителя начальных классов. Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 - 40 минут.


Цель и задачи программы


Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе


Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:
  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах

  • Выпуск математических газет


Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол час

Виды деятельности

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1

решение задач и ребусов

2

Старинные системы записи чисел.

1

решение задач и ребусов

3

Иероглифическая система древних египтян.

1

решение задач и ребусов

4

Римские цифры.

1

решение задач и ребусов

5

Как читать римские цифры?

1

решение задач и ребусов

6

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребус, конкурс на лучший математический ребус

7

Пифагор и его школа.

1

работа с информацией презентации, викторина

8

Бесконечный ряд загадок.

1

конкурс на лучшую загадку

9

Архимед.

1

работа с информацией, презентация

10

Умножение.

1

решение задач и ребусов

11

Конкурс знатоков.

1

решение нестандартных заданий

12

Деление. Четные и нечетные числа.

1

решение задач и ребусов

13

Делится или не делится.

1

решение задач и ребусов

14

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

15

Проектная деятельность «Газета любознательных»

1

конкурс на лучшую математическую газету

16

Математический КВН.

1

работа в группах

17

Старинные меры длины.

1

работа с информацией презентации

18

Задачи - смекалки.

1

решение задач и ребусов в парах

19

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

20

Экскурсия в компьютерный класс.

1

экскурсия, конкурс рисунков

21

Компьютерные математические игры

1

решение задач и ребусов

22

Время. Часы.

1

работа с информацией презентац

23

Математические фокусы

1

решение задач и ребусов

24

Интеллектуальный марафон

1

работа в группах

25

Открытие нуля.

1

исследов. работа «Почему так?»

26

Решение задач и ребусов. Международная игра «Волшебный сундучок».

1

решение нестандартных заданий

27

Денежные знаки.

1

работа с информацией презентац

28

Решение задач повышенной трудности.

1

схематическое изображение задач

29

КВМ «Царица наук»

1

работа в группах

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

решение заданий повышенной трудности

31

Решение задач повышенной трудности.

1

решение заданий повышенной трудности

32

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

работа в группах

33

Час занимательной математики.

1

работа в группах

34

Круглый стол «Подведём итоги».

1

кол-я раб. по сост. отчета

Всего:

34

Список литературы


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис - пресс,2008
  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  12. Инфоурок 2015 . Задачи, решения, итоги.


© 2010-2022