Организация коррекционной работы в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тюнина О. М., учитель начальных классов. МБОУ №84

Организация коррекционной работы в 1 классе.

В последние годы в 1 класс поступают дети с очень разным уровнем подготовки к школе: одни помимо детского сада посещают ещё подготовительные занятия, другие -домашние, не посещают ничего. Родители готовят их к школе так как считают нужным или не готовят совсем. Поэтому коррекционная работа начинается с 1 класса. Но для того, чтобы проводить коррекционную работу, необходимо провести педагогическую диагностику. Она не подразумевает проверку предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в 1 классе. Учителю важнее знать, как сформированы предпосылки к овладению чтением, письмом и математикой, того, что является основой усвоения этих предметов. В процессе диагностики у учителя появляются данные об уровне развития у каждого ребёнка:

-пространственного восприятия;

-зрительного восприятия;

-представлений, лежащих в основе счёта, представлений об операциях сложения и вычитания;

-умения сравнивать два множества по числу элементов;

-умение классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация;

-сформированности фонематического слуха и восприятия;

-сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом;

-мелкой моторики и зрительно-моторных координаций.

После проведения диагностики заполняется таблица, по которой можно увидеть как общий уровень класса, так и уровень развития каждого ученика, возможные трудности в учении. Например, у ребёнка сниженный фонематический слух, низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом (дети не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трёхсложных словах), объём словаря ниже возрастной нормы. В этом случае велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, ошибки на уровне предложений). Если у ребёнка нарушение зрительного и пространственного восприятия, то велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме.

Зная результаты дигностики, можно строить коррекционные занятия по развитию необходимых умений целенаправленно. Так, например, если ребёнок «путает» буквы Б-П, то работа по выписыванию этих букв будет неэффективна. Начинать работу нужно с развития умения дифференцировать эти звуки в восприятии на слух, при собственном произнесении ребёнком. Затем необходимо отрабатывать связь звонкого звука с буквой «б», а глухого звука с буквой «п», прибегая к дополнительным опорам (горлышко дрожит - пишу «б», горлышко не дрожит - пишу «п»).

Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности в обучении, но и способствовать развитию учащихся. Задания должны быть интересно оформленными, разнообразными, занимательными, Основными методами на занятиях должны быть дидактическая игра, самостоятельная и предметно-практическая работа. Очень удобны для организации коррекционно-развивающей работы тетради на печатной основе. Они дают возможность ребёнку самостоятельно действовать - штриховать, закрашивать, соединять линией, подчёркивать, дорисовывать и т. п.

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. Успехи, достигнутые в процессе занятий, легко и быстро разрушатся, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия одного материала на другой. Например, выученные правила обозначения гласных звуков буквами, будут легко забыты ребёнком, если эти знания не будут отрабатываться в ходе звуко-буквенного анализа. Как же осуществлять коррекционную работу в учебном процессе? Прежде всего, эффективно использовать время на основных уроках. Необходимо разбить класс на группы по уровню готовности к обучению, давать дифференцированные задания. Для детей с высоким уровнем готовности к обучению давать задания на углубление учебного материала.

При работе с детьми с низким уровнем готовности к школе следует учитывать особенности самоорганизации: неумение организовать свою деятельность, запомнить последовательность операций и т. д. Этим детям легче справиться с заданием, если оно выполняется фронтально, всем классом, «вслух». Но фронтальная работа невозможна в течение всего урока. Поэтому увеличивается доля групповой работы (группы подбираются по типу трудностей). Очень важно увеличить количество упражнений, предлагаемых этим учащимся для успешной автоматизации навыка. Для детей с низким уровнем готовности к школе необходимо изменить содержание учебного материала: ввести дополнительные задания, способствующие углублению отрабатываемых действий, восполнению пробелов в подготовке и пропедевтике трудностей усвоения материала. Например, ребёнку трудно сразу включиться в работу по выделению последовательности звуков в словах. Ему необходима дополнительная ступень, цель которой - научить вслушиваться в звучащую речь, переключать своё внимание со смысловой стороны речи на её звуковую сторону, помочь им овладеть интонационным выделением звука. На этой ступени дети должны научиться: выделять первый и последний звуки в слове; интонационно выделять нужный звук; определять частотный звук в стихотворении; называть из стихотворения слова с заданным звуком.

1.«А-а-аист а-а-азбуку учил 2. «Ооблако, облако,

И пятёрку получил. Шёрстка колечками.

И сегодня без подска-а-азки Оочень ты, облачко,

Са-а-ам себе чита-а-ает ска-а-азки» Схооже с овечками»

3. «Улитка просит уточку:

-- Закинь-ка в речку удочку.

Уточка закинула,

Уклейку-рыбку вынула». [y]

В процессе коррекционной работы необходимо верить в ребёнка, идти путём «от успеха к успеху», создать доброжелательную атмосферу на уроке, отмечать самый незначительный успех ребёнка. На начальных этапах коррекционной работы необходимо подстраиваться к темпу ребёнка, согласно его индивидуальным возможностям. Надо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика, опираться на его сильные стороны. Эта работа кропотливая, затратная по времени, но она необходима и для ученика, и для учителя.

Литература.

«Беседы с учителем» Под редакцией Л. Е Журовой, Москва, «Вентана-Граф», 2001

  1. Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова «Готов ли ребёнок к школе?»

  2. Е. Э. Кочурова «Чтобы не возникли трудности»

  3. Н. Ф. Виноградова « Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

  4. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова «Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в первом классе»



© 2010-2022