Методическая разработка Приёмы работы над текстом на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Каким же мастерством надо владеть, чтобы не только поддерживать у детей интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче,читай ещё раз…» Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приёмами работы над содержанием текста.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, прочтение его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием. Разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться больше внимания уделять обогащению словарного запаса учащихся, чаще использовать различные творческие задания, учить работать с текстом.

, Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала приёмы работы над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером.

Приёмы работы над текстом на уроках лит. чтения.

  1. логически законченным отрывком);

  2. чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;

  3. нахождение слов в тексте на ту или иную орфограмму;

  4. чтение всего текста(по заданию учителя);

  5. чтение, деление на части. Составление плана;

  6. чтение по готовому плану;

  7. чтение, после чтения пересказ;

  8. чтение учеником нового текста, заранее подготовленного учителем;

  9. чтение и сокращение текста(дети убирают предложения и слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу;

  10. чтение цепочкой по предложению;

  11. чтение цепочкой по абзацу;

  12. чтение вполголоса;

  13. чтение и нахождение отрывка к иллюстрации;

  14. чтение и ответы на вопросы;

  15. нахождение в тексте отрывка, который позволит ответить на вопрос;

  16. чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении;

  17. нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение можно заменить нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа;

  18. чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки);

  19. чтение и нахождение предложений. Которые стали поговорками(для басни);

  20. чтение и составление «кадров» к диафильму(дома подготовить иллюстрации);

  21. беседа с сопровождением выборочного чтения;

  22. высказывание своего мнения по поводу того или иного события, отношения к главному герою;

  23. высказывания, что понравилось, что запомнилось в произведении;

  24. установление путём чтения причинно-следственных связей;

  25. озаглавливание текста по-своему;

  26. поиск ответа на вопрос: «название текста у автора - это тема или основная мысль?»;

  27. чтение по ролям;

  28. чтение диалога по ролям, исключая слова автора;

  29. чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, поз;

  30. нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.;

  31. нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаками, запятой, многоточием;

  32. конкурсное чтение стихотворений;

  33. нахождение образных слов и описаний;

  34. нахождение слов, на которые следует поставить логические ударения;

  35. нахождение и чтение слов, предложений, которые следует читать громко, тихо, быстро, медленно;

  36. расстановка пауз в стихотворении;

  37. нахождение слов в тексте на тему, которую сейчас изучают по русскому языку;

  38. нахождение самого длинного слова, предложения в тексте;

  39. чтение и нахождение в тексте непонятных слов;

  40. чтение сложных слов с предварительной разбивкой на слоги;

  41. работа со словарями и поиск объяснения написания и толкования слов;

  42. использование игры «Найди место, где я читаю»;

  43. нахождение и запоминание слов, выражений, которые можно использовать в дальнейшем для написания сочинения;

  44. комбинированное чтение (учитель-ученик)

Учитель сам может продолжить данный список по своему усмотрению.

Благодаря использованию описанных выше приёмов работы над текстом можно добиться высоких результатов на уроках литературного чтения.

© 2010-2022