В царстве слов по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы___________Александрова Т.С.

« »___________________2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«В царстве слов»


(общекультурное направление)


1 КЛАСС



Руководитель: Демочкина А.В.

















г. Балашиха


2015г.




I. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "В царстве слов", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по кружку. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка "В царстве слов" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

II. Общая характеристика курса Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

III. Описание места кружка в учебном плане Программа рассчитана на 4 года. Общий объем 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе)-33 часа, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.


IV. Описание ценностных ориентиров содержания кружка Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


V. Результаты освоения программы во внеурочной деятельности

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


VI. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

VII. Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VIII. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:

  • наличие лингвистических, орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических словарей;

  • карточек с играми и заданиями;

  • компьютер, интерактивная доска и проектор.

IX. Содержание программы.

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

(33 часа)

Тема занятия

Возможные виды деятельности

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Прослушивание сказки «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

2

В страну слов. Первые встречи.

Игры «Слова - братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Разыгрывание сценки «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

3-4

К тайнам волшебных слов.

Прослушивание сказки «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

5

Выбор друзей в Стране Слов

Прослушивание сказки «Игры гномов». Игры «Доброе - злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

6

К несметным сокровищам Страны Слов.

Разгадывание головоломки «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

7

Чудесные превращения слов.

Прослушивание сказки А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

8-9

В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

10

К тайнам звуков и букв.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

11

Встреча с Радугой.

Прослушивание сказки «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

12

В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Разгадывание головоломки «Заколдованные слова»

13

В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

14

В Королевстве ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

15

В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

16

Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

17

В удивительном городе Неслове.

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

18-19

Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова - синонимы.

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова - омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов, головоломок. Инсценирование рассказов.

21-22

На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова - омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами - двойниками.

23

В Театре близнецов.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки - каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

24

Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

25

Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова - синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

26

Слова наоборот.

Головоломка «Все слова на А». Слова - антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами - антонимами.

27

Следопыты развлекают гостей.

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

28

В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

29-30

К словам - родственникам. Почему их так назвали?

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

31

Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова - архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

32

Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

33

Итоговое занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов.







Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Возможные виды деятельности

Оборудование

Примечание


1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Прослушивание сказки «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».


2

В страну слов. Первые встречи.

Игры «Слова - братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Разыгрывание сценки «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».


3-4

К тайнам волшебных слов.

Прослушивание сказки «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».


5

Выбор друзей в Стране Слов

Прослушивание сказки «Игры гномов». Игры «Доброе - злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.


6

К несметным сокровищам Страны Слов.

Разгадывание головоломки «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».


7

Чудесные превращения слов.

Прослушивание сказки А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.


8-9

В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».


10

К тайнам звуков и букв.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».


11

Встреча с Радугой.

Прослушивание сказки «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».


12

В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Разгадывание головоломки «Заколдованные слова»


13

В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.


14

В Королевстве ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.


15

В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».


16

Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.


17

В удивительном городе Неслове.

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».


18-19

Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова - синонимы.


20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова - омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов, головоломок. Инсценирование рассказов.


21-22

На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова - омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами - двойниками.


23

В Театре близнецов.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки - каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.


24

Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.


25

Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова - синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».


26

Слова наоборот.

Головоломка «Все слова на А». Слова - антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами - антонимами.


27

Следопыты развлекают гостей.

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.


28

В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.


29-30

К словам - родственникам. Почему их так назвали?

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».


31

Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова - архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.


32

Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».


33

Итоговое занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов.








Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова.

Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.



CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.
  7. Журналы: "Начальная школа", "Веселые картинки", "Мурзилка".
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение", 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 1995 г.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _______________ Никитина С.С.

« »________________________2015г.


© 2010-2022