- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шашкина О.Г. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наумовская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМС и рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМС
____________/СоколоваН.Ф./ Протокол №1 От «27» августа 2013г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета и рекомендовано к утверждению:
Протокол №1 от «29» августа 2013г.
Утверждаю:
Директор МБОУ Наумовская ООШ
_____________/Бибиков В.В./
Приказ№ от «30» августа 2013г.Пролетарского района Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку « Юный эколог »
Общеинтеллектуальное направление
Внеурочная деятельность (ФГОС)
(2 класс)
на 2013- 2014 учебный год
Составитель: Шашкина О.Г.
Пояснительная записка Цель программы: «Юный эколог» - формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 - 4 классов. Количество часов в год: 1 класс - 33 часа, 2-4 класс - 34 учебных часа в год. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты: - овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - формирование коммуникативных навыков.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях. Вопросы для самоанализа могут быть следующими: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все - или наиболее значимые - результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331с.
Материально- техническое обеспечение
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Цифровая фотокамера.
Д
Д
Д
Д
Д/П
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса.
Презентации соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы.
Д
Д
Д
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К
Д
Д
Д
К
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Учебно-тематический план
1
Вода - источник жизни
7
5
05,09
1
Вода в моём доме и в природе
1
12,09
2
Стихи, рассказы о воде и природе
1
19,09
3
Экскурсия к водоёму
1
26,09
4
Весна в нашем селе
1
03,10
5
Экскурсия в лес
1
10,10
6
Вода в жизни растений
1
17,10
7
Вода в жизни животного мира
1
24,10
8
Вода и здоровье человека
1
07,11
9
Личная гигиена
1
14,11
10
Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»
1
21,11
28,11
11-12
Защита проектов «Вода - источник жизни на Земле»
2
2
Солнце и свет в нашей жизни
7
3
05,12
13
Солнце, Луна, звёзды - источники света
1
12,12
14
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
1
19,12
15
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света
1
26,12
16
Отношение к свету и теплу различных животных
1
16,01
17
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»
1
23,01
18
Электрический свет и тепло в моём доме
1
30,01
19
Откуда приходит свет и тепло в мой дом
1
06,02
20
Телевизор в моём доме
1
13,02
21
Сколько стоят свет и тепло
1
20,02
22
Итоговое занятие
1
3
Воздух и здоровье
1
1
27,02
23
Воздух и здоровье человека
1
06,03
24
Практическое занятие «Уборка в классе»
1
4
Мой край
3
1
13,03
25
Растительный мир области
1
20,03
26
Животный мир области
1
03,04
27
Исчезающие растения и животные родного края
1
10,04
28
Экскурсия в краеведческий музей
1
5
Весенние работы
5
17,04
24,04
29-30
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
2
08,05
15,05
31-32
Практическое занятие по посадке растений и уход за ними
2
22,05
33
Итоговое занятие
1
Итого: 33 часа
Корректировка: В связи с тем, что занятия выпали на праздничные дни: 01.05, программа будет выполнена за счет сокращения занятий резервного времени на повторение и закрепление пройденного материала.
Содержание программы
(33 ч)
-
Вода - источник жизни (12 ч)
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч) Солнце, Луна, звёзды - источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз - орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (2 ч) Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (4 ч) Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
5. Весенние работы (5 ч) Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.
Список литературы
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
- Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС,
- Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. - М. : Недра, 1991.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С.19-22.
- Ишутинова, Л. М. Грибы - это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. - 2000. - № 6.- С.68.
- Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. - М.: Издательский дом «С - ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
- Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. - М.: Вита - Пресс, 1995.
- Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.
- Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. - Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. -М.: Московский лицей, 1996.
- Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. - М.: Учпедгиз, 1961
- Моисеев, В. Земля Донская Текст /В. Моисеев. 1986 Мир и человек Атлас. - М.,1987.
- Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. - Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
- Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник - тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. -М.: Дрофа, 1997.
- Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. - М., 1993.
- Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. - Кемерово, 1993.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. - 1991. - № 5. - С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.
- Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. - М.: Просвещение, 1988.
- Соловьёв, Л. И. География Ростовской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. , 2006.
- Соловьёв, Л. И. Книга о природе Донского края. Текст /Л. И. Соловьёв. , 2008.
- Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. - Чапаевск, 1998.
- Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. - М.: Просвещение, 1986.
- Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. - М.: Знание, 1986.
- Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. - М.: Агропромиздат, 1991.
- Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. - Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). - М.: Просвещение, 1989.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Юный натуралист: журнал. - 1988. - № 5.
Электронные ресурсы:
-
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/ (09.03.11)
-
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
-
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
-
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
-
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
-
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)