Конспект урока Времена глагола

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока русского языка в 3 классе по теме

«Изменение глаголов по временам»

УМК: Перспективная начальная школа

Обучающие цели:

  • повторить знания об имени существительном, об изменении имен существительных;

  • повторить знания об имени прилагательном, об изменении имен прилагательных

  • повторить знания об образовании глаголов от имен существительных и наоборот;

  • познакомить с изменением глаголов по временам;

  • учить определять время глаголов;

  • расширять словарный запас учащихся;

  • учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.

Развивающие цели:

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;

  • развивать умение работать в группах;

  • развивать адекватную самооценку своей деятельности.

Воспитательные цели:

  • воспитывать интерес к занятиям русским языком;

Тип урока: урок изучения нового.

Единица содержания образования: знакомство понятием «изменение глаголов по временам».

Граница знания-незнания: дети знают, что другие части речи могут изменяться (по числам, по родам).

Оборудование урока: класс, презентация, карточки для домашней работы, тест.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность). Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

- Начинаем урок.

- Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.

- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число, Классная работа в рабочей тетради.

Оформляют работу в тетради

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(цель: повторть словарные слова, работа по развитию речи, актуализировать представления о понятиях " имя сущ.", "имя прилаг.", «изменения частей речи»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний). 1. Прочитайте. Распределите данные слова в 2 группы. - По какому признаку? (части речи)

[жот], [иний], [жужжал], [зайац], [сонцэ], [празнуйу],

[искуства], [паработайэм]. - Устно составьте предложение с существительным солнце. Подчеркните основу предложения. -Какие части речи в 1-м столбике, во 2-м столбике?
Докажите!

2. Работа в парах.

- Задание-тренинг

1) какое слово является именем существительным?

-морозная, заморозил, заморозок, за мной.

-Докажите!

2) какое слово является именем прилагательным?

- подвиг, под, подвинул, подвижная.

-Докажите!

3) какое слово является глаголом?

- перед, передал, переход, передняя.

-Дайте определение глагола.

3. Языковая разминка.

- И верно, глагол это одна из двух частей речи, без которых невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.

-Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи.

-Приведите примеры.

Работа на доске

Существительные и глаголы.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Постановка проблемы.

(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

- Вспомните, как изменяются имена существительные?

-Имена прилагательные?

-Верно. Каждая из изученных частей речи изменяется. Мы сейчас изучаем глаголы.

- Значит, на какой вопрос сегодня мы должны ответить?

-Какова тема урока?

-Откройте учебник. Какая страница?

-Прочитайте тему урока.

- /по числам/.

- / по родам и числам/

Глаголы.

- /Как изменяются глаголы

Времена глагола.

IV. Поиск решения

(цель: подвести к формулированию ответа на поставленный вопрос).

1. Коллективная работа. (выписать вопросы) Уч. с.165, №190

-Работа по вопросам учебника.

- Значит, действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время.

- Продолжите фразу Глаголы изменяются … по временам.

- Прочитайте глаголы.

-Определите, являются ли эти слова родственными или формами слова?

Обычно суффиксы образуют новые слова, но суффиксы неопредел ф. -ть, -ти, -чь, и прошедшего времени -л образуют не новые слова, а форму одного слова.

2. - Вставить пропущенные орфограммы, доказать.

- Выделить глаголы. Что обозначают глаголы?

Запись на доске:

Закончилась з..ма.

(По) з..мле в..сна движется.

Проб..ется в..да и отожмет лё.. от б..р..гов.

- Вывод: глаголы могут обозначать действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет происходить.

Прочитайте правило на с. 165.

Расскажите в парах.

Устно отвечают.

- во времени совершенствования действия


Физминутка.

1.Тренировочное упр. (под руководством учителя) А)Прочитайте предложения, записанные на доске. Весной солнце светит и греет. Зимой солнце мало светило и хуже грело. Летом солнце будет ярко светить и сильно греть. - Перечислите имеющиеся в предложении глаголы. -Докажите, что это глаголы.

1. Выберите предложение, в котором выполняется действие сейчас, в данный момент./ 2-е/

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делает?

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени. (н.вр.)

Укажем над словами «светит, греет» н.вр.

2. -Выберите предложение, в котором уже давно выполнил свое действие в прошлом./ 1-е/

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делало?

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос

Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени. (п.вр.)

Укажем над словами «светило, грело» п.вр.

- Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.

Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делало?

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос

Что делать? Что будет делать?, то это глагол…. Настоящего времени. (н.вр.)

Укажем над словами «бедет светить, греть» н.вр.

Б) Сделаем общий вывод:

Как изменяются глаголы?

- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? Кроме вопроса « Что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы: Настоящее время Что делаю? Что делает? Что делаешь? Что делает?

- Приведите примеры глаголов, обозначающим действие, происходившее в прошедшее время. -Назовите вопросы прошедшего времени. - Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени. Прошедшее время Что делало? Что сделали? Что делал? Что сделал? - Приведите свои примеры. Будущее время Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать? - Как изменяются глаголы? В) Послушайте стихотворение о времени глагола(выступление учеников): Этот хитренький глагол Себе время изобрел. « Ухожу»,- кричит сегодня. « А вчера,- кричит,- ушел». « Завтра,- скажет, -я уйду!» Позавидуйте ему!

- Можете и вы определить время глагола Г) Выборочный диктант. Выписать глаголы из стихотворных отрывков, указать время. Мы вставали ночью даже, Из окна смотрели в сад. Ну кода же, ну когда же Гости наши прилетят? А сегодня поглядели- На ольхе сидит скворец. Прилетели… Прилетели! Прилетели наконец! - Какое время года описывается в стихотворении? Как вы догадались?

- Выпишите глаголы и определите их время.


Что делает?

Светит, греет

Что делало?

Светило, грело.

Глаголы изменяются по временам.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Текст.

«Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из окна замка. Я помахал им всем сразу и побежал за Кузей»

- Дети называют глагол, ставят к нему вопрос, определяют по вопросу время, указывают время над словом./ Следующие предложения расположите в таблице:

№п/п

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

1.

2.

3.

Тест « Изменение глаголов по временам».

- Теперь предлагаю показать свои знания по теме. Выполнить тест.

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;

Б. признаки предметов;

В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.

Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?

Б. что сделает? что будет делать?

В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;

Б. действие произошло или происходило ранее;

В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?

Б. что делает? что делают?

В. что делал? что сделал?

По карточкам

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы). VIII. Итог урока- - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? - Как изменяются глаголы? - Как определить время глагола?

- Что обозначают глаголы в настоящем времени, в прошедшем времени, в будущем времени? - Все ли вы знаете о части речи- глагол? Мы продолжим знакомство со словами этой части речи на следующих уроках.

Домашнее задание: по индивидуальным карточкам


© 2010-2022