- Преподавателю
- Начальные классы
- Тетрадь - помощница по развитию речи
Тетрадь - помощница по развитию речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Брюховецкая Е.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕКСТ - ПОВЕСТВОВАНИЕ
Последовательно сменяющие друг друга события
СТРУКТУРА
ПЛАН
ИСПОЛЬЗУЙ
Начало
действия
Что
сучилось?
Однажды…
Развитие
действия
Где? Как?
Почему?
Как-то раз …
Когда-то…
Кульминация
Когда?
Вдруг…
И вот… Вот и все.
ТЕКСТ - ОПИСАНИЕ
Рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов
(Что вижу, о чем рассказываю)
СТРУКТУРА
ПЛАН
ИСПОЛЬЗУЙ 1.Общий признак.
Как будто…
2. Признаки частей
- рост, вес, цвет
- лицо, голова
- слева - справа
- вблизи - вдали
Что? Какое?
Что? На чем?
Словно …
Похожее на…
3.Оценка предмета
ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЕ
Объяснение событий, причин их появления
СТРУКТУРА
ПЛАН
ИСПОЛЬЗУЙ
1. Тезис
(основная мысль).
Почему?
Потому что…
Поэтому…
2. Доказательства
- примеры
- объяснения
(Во-первых, во-вторых)
Кроме того
Так как…
Ведь…
Значит…
Следовательно…
Итак…
3. Вывод
Требования к сочинению
1. Предложения должны быть правильно построенными, не косноязычными. Порядок слов в предложениях не должен нарушать их смысла и звучания.
Сравни:
- Кошка - неутомимый охотник за мышами. Очень это ловкий зверь.
- Кошка - неутомимый охотник за мышами. Это очень ловкий зверь.
2. Переход от одной части сочинения к другой должен быть плавным. Используй в своих предложениях такие приемы: не только, но и..., поэтому..., за это я его..., этим он мне... Сочинение должно быть последовательным. Для этого излагай мысли по порядку, не повторяй одну и ту же мысль.
3. Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.
Сравни: 1) Петя приблизился поближе. 2) Петя подошел поближе.
4. Избегайте в своих сочинениях тавтологии - повторения одной и той же мысли другими словами, не уточняющими смысла. В твоем сочинении не должно быть пустых рассуждений.
Например: Я люблю хорошую погоду. Хорошая погода мне очень нравится. А плохая мне не нравится.
5. Сочинение должно быть интересным. Для этого пиши о том, что интересно тебе самому.
6, Нужно, чтобы сочинение было самостоятельным. Для этого не повторяй мыслей товарищей.
7. Нужно, чтобы сочинение было грамотным. Пиши внимательно, вспоминай правила.
8. Нужно, чтобы язык сочинения был ярким. Для этого подбирай точные слова.
9. Желательно, чтобы сочинению предшествовал эпиграф. Эпиграф вкратце раскрывает основную мысль.
10. Сочинение должно быть написано по плану. Оно начинается вступлением и оканчивается выводами, заключением.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ
1. Нужно, чтобы сочинение было интересным, для этого пиши о том, что интересно тебе самому и будет интересно товарищам.
2. Нужно, чтобы сочинение было самостоятельным. Для этого не повторяй мыслей товарищей.
3. Сочинение должно быть последовательным. Для этого излагай мысли по порядку, не повторяй одну и ту же мысль.
4. Нужно, чтобы язык сочинения был ярким. Для этого подбирай точные слова.
5. Сочинение должно быть грамотным. Пиши внимательно, вспоминай правила.
6. Сочинение должно быть написано по плану.
7. В сочинении не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме, но тему необходимо раскрыть полностью.
8. Каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами. Изложение раздела (пункта плана) следует начинать с красной строки.
9. Желательно, чтобы сочинению предшествовал эпиграф. Эпиграф вкратце раскрывает основную мысль сочинение.
10. Сочинение начинается вступлением и оканчивается выводами, заключением.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
1. Подбери эпиграф 2. Напиши вступление 3. Пиши на тему, соблюдая последовательность 4. Сделай вывод 5. Проверь, не пропустил ли ты буквы? 6. Правильно ли написал безударные гласные? 7. Проверь слова со звонкими и глухими согласными 8. Слова с непроверяемыми гласными и согласными проверь по словарю
НЕ УВЕРЕН ~ СПРОСИ УЧИТЕЛЯ!
ПАМЯТКА
«Как нарисовать словесную картину к рассказу»
- Перечитай отрывок из рассказа.
- Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чем каждая из них?)
- Что и кто будет изображен на каждой картинке? Назови.
- Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.
- Представь свою картину.
- Расскажи о каждой картинке.
ПАМЯТКА
«Как составить краткий пересказ»
- Внимательно прочитай текст, который нужно кратко пересказать.
- Раздели текст на части. Озаглавь их.
- Перескажи кратко рассказ, используя план.
- Проверь, нельзя ли рассказать еще короче, но не пропуская главного.
ПАМЯТКА
«Как составить выборочный пересказ»
- Внимательно прочитай название выборочного пересказа.
- Найди в тексте учебника отрывки, которые тебе нужны.
- Определи, о чем говорится в каждом отрывке. Дай ему название.
- Составь план своего рассказа.
- Перескажи рассказ по плану тихо, шепотом.
- Проверь себя.
Литературные заготовки
Слово
Эпитет
Сравнение
Осень
(Какие? Какая?
Какой? Какое?)
(Как что?
Словно, будто)
Небо
Бархатное, сердитое, бледное, бездонное, пасмурное, улыбчивое, хмурое, тяжёлое.
Как море, как океан, словно бирюза.
Солнце
Нежаркое, нежное, радостное, рыжее, утомлённое, живое, творящее.
Как мама, будто рыбка золотая в небесном океане.
Облака
Пушистые, густые, тяжелые, клочковатые, мглистые, влажные, причудливые.
Будто белоснежные корабли, волшебные замки.
Листья
Жёлтые, красные, золотистые, сухие, летящие, падающие, танцующие, кружащиеся.
Словно золотистый, разноцветный ковёр, как золотое кружево.
С каждым словом из первой колонки таблицы составь предложение
З ОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Наступила дивная пора Осень самое красивое ...
Жила - была на свете...
После знойного лета наступила...
Пришла в наши края...
Незаметно вошла в природу...
Шагает по земле яркая...
Природа открыла свои двери...
Дивная пора
Удивительная пора
Золотая осень
Природа в пору золотой осени (лес) Особенно красив...
Сколько цветов и оттенков...
Разноцветье красок...
Яркие краски...
Хорошо поработала и разукрасила...
Выглядит сказочным замком...
Расписанный волшебной кистью сентября...
Праздничный карнавал...
Точно терем расписной...
В золоте, багрянце и бронзе...
Идешь по лесу и удивляешься...
Набросила яркую разноцветную одежду...
По колено в листьях стоят деревья...
(Описание деревьев) Желтые Какой мы можем назвать березку? Золотые платья, сарафаны, наряд, убор.
Засветились, стоят в позолоте
Подарила
Накинула
Разукрасила
Водят хороводы
Тихо шепчутся
Разодела
Её листья, словно золотые звёзды
Загораются золотом вершины
А как выглядят осинки? клёны? Алый осинник
Трепетные
Роняют оранжевые звезды
Оделись
Рябины? Её листья будто фонарики красуются...
Алые грозди...
Ярко пылают...
Раскалились до красна...
Особенно красива...
Багряный наряд милее всех убранств...
Дуб? Бронзовый кафтан
Парчовая рубаха.
Дуб- богатырь
Какие явления природы мы наблюдаем? Начался листопад (листопад) Наступил карнавал листопад листвы
Шутливый, озорной
Срывает последнее убранство
Разноцветными парашютиками
С деревьев сыплется золотой дождь
Обрушит водопад золотых и рубиновых листьев
Исполняют осенний вальс
Медленно кружатся
Пёстрым ковром устилают землю
Срывают роскошные наряды
Кружатся, кувыркаются, лопочут
Нежно шелестят, словно шепчут
Прощальные слова осени
За что люблю золотую осень? Радует красотой Мои чувства Нравится яркий наряд
Жаль, что исчезнет её красота
За яркие краски
За её приятную грусть
Короткая, но дивная пора
Это словно сказка, которая посетила нас
Радует глаз
До чего же хорош
Прекрасная пора
Мне грустно расставаться
В
осеннем лесу
1. Наступление осени
Пришла в наши края... Вот и осень Наступила золотая осень. Золотая красавида Вот и осень поселилась в лесу. Наступила дивная пора Разбрызгивает яркие краски. Как хорош лес осенью! Заглянула в зеленый лес. Сразу все изменилось лес повеселел заиграл яркими красками в разноцветном узоре 2. Осенний наряд деревьев березки
облила золотом, золотом горят в золотом наряде заиграли золотом золотые кудри развесили солнечные ладошки золотые монетки одарила солнечным светом сквозь листву, озарят дивным светом
осинки, рябины
покраснели в ярком наряде алый наряд любуются своей пестротой гордится алыми бусами алеют гроздья рябины раскраснелись выбрала для них самые яркие краски не пожалела разноцветных красок ветерок
озорной, играет, гоняет по дорожкам, обрывает, срывает, уносит, поднимает, отпускает, кружит, пестрые листочки, шепчутся о чем-то, словно приглашает поиграть (...) закружит (потанцевать) карнавал листвы шумит золотой дождь 3. Мое отношение к осени.
Мне нравится яркий наряд осени. Как красива эта пора! Чудо хорошо кругом! Короткая, но дивная пора! Осень очарованье. Радует яркими красками На душе празднично и легко.
П
оздняя осень
1. Наступление поздней
прошла золотая осень
осени
конец октября
наступает поздняя осень, пасмурно
закончилась золотая пора
всюду видны приметы поздней осени
2. Признаки поздней осени
день
пасмурный, хмурый
дождливый, скучный, унылый
дождь
часто идут дожди
моросит, словно бисер
небо
темно-синее, серое, низкое,
хмурые тучи
затянуто
ветер
уныло воет
обрывает последние листочки
гонит по дорожкам
подгоняет опавшую листву
деревья, листья.
облетели
голые, последние
поблекли, завяли
грустные
последний наряд
кувыркаются
птицы
опустели
перестали петь, улетели
прощальная песня
грустное курлыканье
готовятся к отлету
об урожае
рассыпана по кочкам
поспела клюква,
покраснела рябина
еще ярче краснеет, алеет рябинник
тронул легкий морозец
первые заморозки
по утрам
тонкие льдинки
словно хрупкое стекло
забрали рябиновую горечь
3. Какое чувство вызывает
поздняя осень
тихо, скучно
природа ждет зимы
вот-вот наступит зима
придет время зимних забав.
Заполни таблицу
Слово (что?)
Эпитет
(какой? какая? какое?)
Сравнение
(как что?
словно...,
будто...)
Слова -
действия
(что делает?)
Зима
Снежная,
узорная,
серебряная,
Зима-волшебница, зимушка-сударыня,
Укутала,
запорошила,
украсила,
Небо
Бесконечное,
бездонное,
низкое,
Будто
голубое
покрывало,
Успокаивает,
плывёт,
грустит,
Солнце
Заспанное, белое,
долгожданное,
Как фонарь,
Играет в прятки, проглядывает
Деревья
Серебристые,
искрящиеся,
зачарованные,
Великаны
в белоснежных
шапках и шубах,
Дремлют,
замерли,
искрятся,
Снег
Искристый, хрустящий, чистый, яркий,
Словно
пуховая перина,
Танцует,
стелется,
слепит,
Первый снег
1. Выпал снег все белым - бело (Как и когда?) выпал ночью
от яркого света
однажды
тихо, красиво
как в сказке, за одну ночь
за окном
все изменилось
украсилось
снегопад
пушистые хлопья
резные снежинки 2. Какие изменения произошли? нарядная (земля, дороги, деревья) похожа на невесту
белеют
заснеженные улицы
слепит глаза
снежное покрывало
роскошный наряд 3. Мое настроение и чувства тихо и светло
радостно
первый день зимы
предвестник
трудно оставаться дома
хозяйничать
долгожданная зима
время морозов и метелей
П
ервый снег
( по картине А. Пластова)
I. Первый день зимы
Изобразил начало зимы
Яркий свет шел из окон
В комнате было очень
светло
Как волшебно изменилась природа
Чудо!
- Снег! - закричали ребята и выбежали на
крыльцо.
II. Описание картины
снег
крупные хлопья
кружился
пушистый
порхал
мохнатый
ложился
легкий (легко)
устилает
чистый
щекотал
мягкий (мягко)
все шел и шел
еще рыхлый
падает, падает снег
словно белые перья
как стеклянный дождь
лебяжий пух
хоровод снежинок
в воздушном танце
земля
нарядная, чистота
(вокруг, кругом)
словно снежная скатерть, белым-бело
сказочно преобразилась
даже глазам больно смотреть
словно в белом молоке
береза
вчера еще голая и прозрачная
(вот уже)
раскидистые ветки, белая
шубка
кружевной наряд
белоснежной пушистый
дети
лидо выражает
(мальчик девочка)
восторг, радость,
интерес, удивление,
восхищение
любуется
III. Мое отношение к
Как волшебно изменилась природа от
картине
первого снега
Ощущаем прелесть первого снега
Даже ворона радовалась первому снегу
Превратил будничную картину в праздник
Вот так и приходит зима
П
од ледяной крышей
1. Завоевание водоемов
еще вчера
(рек, озер, ручьев и т.д.)
веселый
полноводный (ручей)
все еще
не поддавалась холоду
шла упорная борьба
сковали зеркальной броней
стоячие воды (озер и прудов)
Мороз-воевода
ледяная крыша
прочный панцирь
покорилась
присмирела
зеркальным стеклам
2. Тайна ледяного царства
солнечный лучик скользнул по...
(солнце, лучи)
скупое зимнее солнце
разбрасывают алмазные искорки
скользнули солнечные лучи
как в волшебной сказке
лед
дворцы изо льда
невиданной архитектуры
хрустальный лес
хрупкие елочки
прозрачные светильники
ледяные иголки
цветы белоснежные
холодный блеск
алмазные огни
жемчуг
серебро
гаснут хрустальные светильники
З. Мое отношение
Что за...!
к увиденному
очаровательная сказка
фантазия природы
алмазное царство
как в сказке
Вот так...!
Мороз-волшебник
З
има в лесу
1. 3има пришла в лес
заглянула
поселилась
волшебница зима
красавица, чародейка
морозная
седая, белая
долгая
солнце
ослепительно яркое
зимнее, холодное
светит, но не греет
морозный денек
под его лучами
снежок
серебрится, искрится
играет огоньками
пушистое покрывало
вспыхнул разноцветными огоньками
2. Зимний наряд деревьев.
вековые, стройные
лесная красавица
царица леса
сосны и ели
могучий великан
укутались
лежит
пушистый шарф
тяжелые снеговые шубы
снежные рукавицы
огромные шапки снега
березки, рябины
накинула, набросила
подарила, принакрыла, опушила
белоснежная косынка
серебристые кружева
снежные кружева
словно в жемчугах
укутаны инеем
3. За что зиму называют волшебницей
тихо в зимнем лесу
словно в сказке
околдован
зачарован чарует
завораживает
зимний дворец
снежная сказка
Наблюдай за облаками
Что?
облака, облачко
туча, тучка
небесные странники
Какие?
перистые, кучевые
слоистые, летние
весенние, осенние
кудрявые, кучерявые
воздушные, дырявые
темные, тяжелые
легкие
пушистые
ватные
волнистые
бесконечные
легкие
прозрачные
молочные
дождевые
гонимые ветерком
ветерку послушные
На что похожи?
как паруса
как корабли под белыми парусами
как стая белоснежных птиц
как белые медведи
словно разлито молоко
словно морские волны
белокрылые лошадки
будто зоопарк
как стая белоснежных птиц
Что делают?
заволакивают
затянуто
плывут
растаяли
растянулись
исчезли
появляются
исчезают
спешат
расплылись
догоняют
наталкиваются
проливаются дождем
Используй слова при написании зарисовки
Слово (Что?)
Эпитет
(Какой? Какая? Какое?)
Сравнение
(Как что? Словно...,
будто...)
Слова -
действия
(Что сделала?
Что делает?)
Весна
Нарядная, дружная, цветущая, чудесная, юная, ранняя, запоздалая
Словно юная красавица, волшебница
Пришла, нарядила, украсила, вдохновила, разбудила
Небо
Голубое, чистое, бесконечное, ясное, радостное, вечное, бездонное, улыбчивое, радужное
Как море, как океан, голубой купол
Успокаивает, вдохновляет, манит, умиротворяет, плывёт, радует, улыбается
Солнце
Ласковое, яркое, приветливое, нежное, радостное, лучезарное, живое, творящее
Как мама, словно одуванчик, будто рыбка золотая в небесном океане, как радостный ребёнок
Греет, светит, творит, сияет, горит, заботится, встречает, ласкает лучами, плывёт
Воздух
Свежий, тёплый бодрящий, прозрачный, ароматный, душистый
Звонкая песня, свежее дыхание
Освежает, бодрит, струится
Деревья
Нарядные, цветущие, величественные, могучие, царственные
Будто нарядились в праздничные одежды, словно великаны, могучие богатыри, девицы красные.
Качаются, шумят, просыпаются, наряжаются, оживают
Листья
Душистые, клейкие, первые, зелёные, молодые, бархатистые
Зелёное облако, как корона
Распускаются, появляются, радуют
Земля
Влажная, мокрая, богатая, щедрая
Как матушка родная, как заботливая хозяюшка, как пух, изумрудный ковёр
Оттаивает, расцветает, напитывается
Ручеёк
Звонкий, серебристый, говорливый, быстрый, стремительный
Быстрый зайчик, говорливый ребёнок, звонкий колокольчик
Звенит, журчит, бежит, стремится, серебритсяВесна
План
Материал к сочинению
Дополнения
Природа в ожидании весны
Весенний ветер, приход весны. Лиходейка-зима не признает весны. Зима смягчится, солнце работает на весну, яркие лучи солнца. Согрелась земля. Умчались зимние дни.
Легкий морозец пытается по утрам напугать весну.
Приход весны
Весело звенит капель, потемневший снег, сверкают лужи. По-весеннему высокое чистое небо. Воробьи купаются в лужах. Первые цветы, словно маленькие солнышки.
Днем на солнце звенит капель. Первые стрелочки ярко-зеленой травы. Воробьи весело чирикают.
Природа оживает Пахнет талой землей. Дни стали светлее, длиннее. Важно надулись на иве почки. Нежные, клейкие листочки. Все в природе дышит, начинает расти. Скоро земля облачится в зеленый наряд. Появляются первые подснежники.
По небу, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие облака.
Мое отношение Весна - мое любимое время года. Как чудесно весной, когда вся природа пробуждается после зимнего сна.
Запишите однокоренные Нарисуй: мама, как…
слова к слову МАМА
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Подбери рифму, закончи стихотворения
Мамочку родную Моя мама, как солнышко ясное,
Больше всех люблю. Моя мама, как утренний свет.
_____________________ _____________________________
_____________________ _____________________________
МОЯ МАМА
(заметка)
Самым дорогим человеком для меня является
__________________________________________________________________
Я ее очень люблю, потому что _______________________________________
__________________________________________________________________
Мама научила меня _________________________________________________
__________________________________________________________________
Я благодарна(ен) ей за ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПИСЬМО НЕЗНАКОМОМУ ДРУГУ
Здравствуй,__________________________________________!
Меня зовут , я учусь в классе школы № города .
В «Добрятах» я прочитал(а) твою заметку « ».
Ты пишешь (рассказываешь) о Я согласен (согласна) с твоими словами: « ». Я тоже считаю, что Я почувствовал Я желаю тебе
До свидания. Я очень хочу получить от тебя ответ, напиши
мне. Мой адрес: __
Письмо родным и близким
Возможные части текста, письма
Примеры
Обращение
Мои дорогие друзья! Моя дорогая подруга!
Начальная фраза о состоянии переписки
Получила твое письмо... Давно не было от тебя письма... Получила, твое письмо, сразу отвечаю... Получила твое письмо, но сразу не ответила, потому что...
Раскрывается
основное содержание письма, сообщается о новостях
Опишу тебе, как идет моя жизнь в школе и дома... Я хочу рассказать тебе... У нас много новостей, расскажу обо всем...
Вопросы адресату
Как ты живешь? Чем занимаешься? Как твое здоровье? Какие у тебя новости? Как заканчиваешь учебный год? Где и как собираешься проводить каникулы?
Благодарности
Спасибо, что ты прислала.,.
Спасибо за внимание...
Просьба писать письма
Я прошу тебя ответить на мое письмо...
Прошу писать мне... Жду ответа...
Передает привет
Передай большой привет...
Прощание
До свидания... До скорой встречи...
Концовка и подпись
Крепко жму твою руку... Крепко обнимаю...
Помню и благодарю...
Дата и место написания
24 мая 2002 года
Усинск