- Преподавателю
- Начальные классы
- Познавательно-энтомологическая викторина «Мир под ногами» Цель: обратить внимание обучающихся на изучение мира вокруг, в частности – мира насекомых
Познавательно-энтомологическая викторина «Мир под ногами» Цель: обратить внимание обучающихся на изучение мира вокруг, в частности – мира насекомых
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Камышникова Н.А. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества г. Балашова Саратовской области»
Познавательно-энтомологическая викторина
«Мир под ногами»
Автор: педагог доп. образования I квалификационной категории
Камышникова Наталья Алексеевна
Балашов -2014год
Аннотация
В данной работе представлен сценарий энтомологической викторины «Мир под ногами», который не только пополняет биологические знания, но и формирует экологическую культуру. Во вступительном очерке поставлены цель и задачи по исследуемому вопросу, описано необходимое оборудование для проведения занятия. Основная часть - сценарий самого мероприятия, построенного в виде личного первенства или командной игры-викторины. Даны теоретические и практические задания по энтомологии. Раскрывается связь человека и с удивительным миром насекомых. Описана выставка научно-художественной литературы о насекомых. В заключении представлены результаты проведенной работы, практическая значимость, намечены дальнейшие пути исследования насекомых в весенне - летний период. Имеется список использованной литературы в разработке мероприятия и список рекомендуемой литературы для дополнительного чтения детей. В приложении представлены наглядные иллюстрации насекомых нашей местности, в том числе и занесенных на страницы Красной книги Саратовской области. На фотографиях - оформление этапов мероприятия. Представлены учебные задания в виде схем. Практическая значимость. Данное мероприятие рекомендовано для учителей начального, среднего звена и заинтересованных родителей.
Вступительный очерк
Цель: обратить внимание воспитанников на изучение мира вокруг, в частности - мира насекомых. Задачи: 1. Познакомить учащихся с многообразием мира насекомых, используя научно - популярную литературу по энтомологии. 2.Развивать у детей любознательность и активность к познанию мира шестиногих. 3.Воспитывать бережное отношение и чувство ответственности за «братьев наших меньших», за сохранность растительного и животного мира. Занятие ориентировано на межпредметную связь. В игровой форме повторить литературные произведения, героями которых являются насекомые.
Оборудование: колокольчик для подачи сигналов времени, магнитная азбука (или буквы на карточках), кубик с точками на гранях, две книжных выставки, иллюстрации насекомых, мешочек с бочонками - лото - 14 штук, эмблемы с названиями команд «Стрекоза» и «Муравей», слайды с изображением насекомых.
Викторину можно провести «на личное первенство», а можно разбить играющих на команды. Тогда вопросы задаются каждой команде по очереди, за каждый правильный ответ-1балл. Баллы присуждают сам ведущий или выбранное компетентное жюри (обычно учителя или старшеклассники). Если соревнуются не команды, то ответивший верно, получает жетон (можно в виде силуэта бабочки, вырезанного из цветной бумаги). Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов. В качестве призов воспитанники могут изготовить из бумаги и природного материала подарки-сувениры для соперников и приглашенных гостей. Это могут быть оригами, аппликации, цветочные композиции и панно. Сценарий занятия: Ведущий: - Ребята, мы поговорим с вами об увлекательной науке, изучающих насекомых, - энтомологии. Мы перелистаем страницы знакомых вам книг, где рассказывается о насекомых. Поиграем в игры, где надо будет вспомнить имена некоторых маленьких жителей наших садов и парков. Наша встреча называется «Мир под ногами». Насекомые - самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одно из таких приспособлений - маскировка. Как мы узнаем осу? По окраске: черные и желтые полоски на брюшке. Так же ее узнает и птица: запомнит после первых встреч. И у божьей коровки окраска приметная. «Не тронь меня, будет плохо, я невкусная еда»,- будто говорит окраска. Много и таких насекомых, которых не сразу увидишь. Сядет бабочка на кору - и исчезнет. Но насекомые умеют не только прятаться, а и защищаться. Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать или бегать. У всех насекомых есть брюшко, грудь, голова и, конечно, шесть ног. Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир шестиногих по различным станциям.
I. Станция «Жители книги писателя В.Бианки «Лесная газета».
Ведущий: Когда вы впервые знакомились с этой книгой (обращает внимание на выставочный экземпляр), возможно, многим из вас она показалась слишком скучной и устаревшей. Но сегодня я попробую с вашей помощью доказать, что «Лесная газета» так же познавательна и интересна, как и весь животный мир, который в ней описывается. В том числе и мир насекомых. Итак, внимательно слушаем вопросы и отвечаем на них. (Если ребята затрудняются с ответом на вопрос, ведущий сам дает ответ, ссылаясь на книгу В.Бианки «Лесная газета»).
- - Кто раньше появляется весной - летучие мыши или летучие насекомые?
- -Зачем грачи ходят по полю за пахарем?
- -Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях?
- -Какие жуки носят название тех месяцев, в которых появляются?
- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
- Куда осенью деваются бабочки?
-А теперь несколько вопросов о существах, которые очень похожи на насекомых, но ими не являются, - о пауках. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любой справочник, например, в «Книгу природы» Ю. Дмитриева В ключ - таблице существа под названием «пауки» стоят особняком, отдельно от всех насекомых.
- -Вспомните, сколько ног у паука?
- -Как паук - крестовик, сидящий в засаде, узнает, что к нему в паутину попала добыча?
- -Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой?
- -Каких пауков называют «бродягами»?
Ведущий: Десять вопросов позади. Пришло время для небольшой передышки. Исполняется песенка «В траве сидел кузнечик».
II.Станция «Игровая и шуточная» Ведущий: Послушайте условие -1 игры. Сейчас здесь на магнитном щите я должна выложить название красивой бабочки. Вы по очереди будете мне называть буквы алфавита, и если названная буква есть в имени бабочки, вы получаете жетон. А если кто по нескольким буквам догадается, о какой бабочке идет речь, может сразу назвать ее, не дожидаясь, пока на щите будут выложены все буквы. (Если игра идет по командам выигрывает та команда, которая раньше определит название) В имени бабочки-7букв.
Название бабочки - «АДМИРАЛ».
Игра повторяется дважды. Слово для второго варианта состоит из - 7 букв. Название - «АПОЛЛОН».
Послушайте условие - 2 игры. Вспомните имя бабочки из - 6 букв. Поможет нам в определении слова - кубик. Его надо бросить -6 раз, и та буква, чей порядковый номер выпадет на верхней грани, будет выставлена на магнитном щите или прикреплена магнитами. Буквы также прономерованы по порядку - от 1 до 6.
(Если игра идет по командам, каждая из них бросает кубик по 3 раза).
Слово для угадывания «МАХАОН».
-
1.
М
2.
А
3.
Х
4.
А
5.
О
6.
Н
Демонстрируется книга В. Мурзина «Синий махаон».
Ведущий: Я включил(а) в - 3 игру : вопрос -шутку.
Подумайте, о ком говорится в этом стихотворении. Читается произведение А.Шибаева «Взялись за руки друзья».
Однажды по темному лесу
Пошли погулять вечерком
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
В лесу разбрелись. Угощались -
Кто вкусной корой, кто грибком -
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
Но вот прилетела пичужка,
И в рот ей пошли - целиком! -
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
- Объясните, пожалуйста, что за фантастическое событие описано в стихотворении? -(Верно, это вовсе не названия профессий, а имена, которые дали некоторым насекомым ученые - энтомологи.)
Ведущий: Давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Ответьте мне, можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он весь со слонами, носорогами, оленями и медведями уместился на столе? (Да) -Правильно, такой зверинец можно составить из насекомых, названных именами крупных животных. Кто может напомнить нам такие имена?
(Если учащиеся затрудняются, ведущий сам дает нужные ответы, комментируя их иллюстрациями).
- Жук - олень, жук-носорог, жук - сосновый слоник, муравьиный лев и другие.
III.Станция « Эрудит»
Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами попытаемся проявить свои знания еще в одной игре. Команды по очереди будут доставать из мешочка по одному бочонку с номерами от 1 до 14, номер бочонка соответствует номеру вопроса о насекомом, (показываются слайды насекомых) (см. Приложение)
-
Гусеница этой бабочки темная, мохнатая, похожая на крошечного медвежонка. Из-за гусеницы и бабочка получила свое имя.
(бабочка-медведица)
-
Этот жук своим рогом напоминает могучее африканское животное.
(жук-носорог)
-
Если упадет на спину этот жук - тотчас подпрыгнет, перевернется и встанет прямо на ножки. Подпрыгивая, он громко щелкает.
(жук-щелкун)
-
Придумал же кто-то, что насекомое это забирается в ухо спящего человека и человек глохнет. И даже имя дали насекомому за это. А на самом деле оно совершенно безобидное.
(уховертка)
-
Как называется бабочка, гусеница которой живет на крапиве?
(крапивница)
-
Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его птицы.
(божья коровка)
-
Бабочка эта сухопутная: летает над лесными полянами и опушками. А имя у нее морское.
(адмирал)
-
Толстый темно-синий жук « предсказывает» хорошую погоду: перед дождем он не летает.
(навозный жук)
-
Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками.
(муравей)
-
Это насекомое поет крыльями, а «слушает» ногами.
(кузнечик)
-
Это очень полезное насекомое похоже на бабочку или стрекозу. Свое название оно получило из-за золотистого цвета глаз.
(златоглазка)
-
Рога бывают не только у оленей или быков. « Рога» у этого жука ветвистые, напоминающие оленьи. За них жук получил свое имя.
(жук-олень)
-
Длинный носик у этого жучка напоминает хоботок.
(жук-слоник)
-
Полезнее этого темно-синего жука с длинными ногами трудно отыскать , она уничтожает вредных гусениц.
(жужелица)
Ведущий: Ребята, давайте немного отдохнем и послушаем басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
IV. Станция «Энтомология в сказках»
Ведущий: Сейчас мы вспомним насекомых, с которыми повстречались на страницах любимых книг. Для этого от стенда с книгами научно-популярными перейдем к стенду с художественными книгами. Пусть художественная выставка послужит нам подсказкой. Итак, думаем и отвечаем. (См. Приложение)
- - В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»?
- - Один из лесных докторов, лечивших Буратино, - насекомое. Назовите его. (Богомол)
- - Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он?
- - В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»?
- - В книге Р.Киплинга «Маугли» - «Маленький Народ» не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натерся диким чесноком?
- - В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, как самолет, а трава на берегу лужи - высокой, как зеленая стена леса. Стрекоза, на которой летели дети, без устали поедала мух, бабочек и комаров. Если бы ребята решили дать своему живому самолету имя, то лучше, чем «смерть комарам и мухам» они, пожалуй, не смогли бы придумать.
-Ребята, как вы думаете, что будет, если исчезнут насекомые? (ведущий дополняет ответы детей) Дети: - Насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их - если исчезнут пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи, то начнут исчезать и растения, потому что растения без насекомых не смогут образовать плоды и семена. - Если исчезнут насекомые-санитары, «жуки-могильщики», лес будет загрязняться от мертвых зверьков и птиц. - Если исчезнут насекомые, вслед за ними начнут исчезать многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.
Ведущий: Правильно, поэтому люди должны оберегать насекомых. А вы постарайтесь узнать о них как можно больше и не только из книг и рассказов взрослых, а еще и из собственных наблюдений.
Понаблюдайте: 1.Заполетом бабочки. Расскажите, как она летает. 2.За бабочкой, сидящей на цветке. 3.За муравьем, бегущим по дорожке. 4.За полетом стрекозы. Расскажите, как она взлетает.
При наблюдении за насекомыми надо выполнять правила:
-Подходите к насекомому так, чтобы на него не упала ваша тень.
-Не делайте резких движений, чтобы не спугнуть насекомое.
-Не трогайте насекомое руками.
А теперь, предоставим слово жюри. Кто же победил в сегодняшней викторине?
(Поздравление победителей. Просмотр книг с выставок.)
Заключение
Данная работа «Мир под ногами» представляет собой практическую рекомендацию учителям, воспитателям, а также родителям по проведению внеклассного познавательно-развлекательного мероприятия эколого-биологической направленности. Результатом проведения данного мероприятия является заинтересованность детей в более углубленном изучении мира насекомых. Связь с художественными произведениями классиков формирует эстетический вкус, воспитывает чувства ответственности за все живое на планете Земля. В будущем возможно расширение базы знаний воспитанников, привлечение к созданию энтомологической коллекции насекомых нашей местности, собранных во время экскурсий.
Используемая литература:
1.Андерсен Г-Х «Дюймовочка» - М.:Детская литература, 1978г. 2. Бианки В.В. «Лесная газета» - Л.: Дет. Лит.,1983.- 383с., ил. 3.Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. Научно-художественная литература. - М.,Дет. лит.,1974.-415с., ил. 4.Киплинг Р. «Маугли». - М.- Изд. «Мир-Искатели»,1984. 5.Ларри Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»: Повесть: Для мл. шк. Возраста. - Мн.: Юнацтва,1989.-379с.: ил. 6.Мариковский П. Юному энтомологу: Научно-популярная литература. - М.: Дет. лит., 1978.-208с., ил. 7.Мурзин В. «Синий махаон». - М.,Дет. лит.,1990. 8.Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»: Повесть-сказка/ - М.,Дет. Лит.,1990.-144с. 9.Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология: научно - художественная литература - М.,Дет. лит.,1990,-192с.: ил. 10.Пожарицкая Н. «Как живешь, Озеренка?» - М.,Дет, лит.,1989. 11.Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»- М.:Издательство «Малыш» -1978. 12.Толстой А.Н. «Золотой ключик или Приключения Буратино»: Сказочная повесть / - М. :Дет. лит.,1983.-115с., ил.
Рекомендуемая для чтения детям
1.Детский экологический журнал для чтения «Свирель»: -2001№9;2003 №6;2005 №1,№4,№6;2009 №3,№7-8. 2.Бианки В.В. «Лесная газета»- Л.: Дет. Лит.,1983.383с., ил. 3.Мариковский П. Юному энтомологу: Научно - популярная литература.- М., дет. лит., 1974.-415с., ил. 4.Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология: научно-популярная литература - М.,Дет. лит.,1990,-192с.: ил. 5.ДмитриевЮ.Д. Большая книга леса. Научно-художественная литература. М., Дет. лит.,1974.-415с., ил.
Приложение
«НАСЕКОМЫЕ»
комар богомол
Муравьи стрекоза
медведица Капустница
Крапивница божья коровка
Адмирал жук - оленьи рога
Жук-щелкун златоглазка
Жук- слоник уховертка
жужелица кузнечик
Майский жук навозный жук
13