Старинные русские игры внеурочное занятие для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок «Истоки» (1 класс)(26.02)

Тема: Старооскольская игрушка

Цель занятия:создать условие для формирования у воспитанников системы ценностных отношений к традициям русского народа, полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей на основе изучения ими народной культуры родного края

Задачи:

  1. Создать условие для учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. Способствовать развитию личности, формируя знания об истории родного края на образцах произведений устного народного творчества, русских народных традиций, игр.

  3. Содействовать в развитии познавательных интересов, художественного вкуса, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся - самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- знания истории родного края на образцах произведений устного народного творчества, русских народных традиций; - развитие познавательных интересов, художественного вкуса, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств.

Познавательные: - эстетически воспринимать и оценивать природные объекты;

- добывать знания через познание и сравнение предметов старины и на образцах произведений устного народного творчества, русских народных традиций;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу занятий;

- планировать своё действие.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном пении, музицировать;

- участвовать в коллективной инсценировке сказки «Дети Деда Мороза», песни «Как на тоненький ледок»,

- участвовать в коллективных играх: «Каравай», «Золотые ворота», «Сбей колпак со снежной бабы»

Тип занятия - комбинированный

Форма проведения - занятие-игра (внеурочная деятельность)

Оборудование:

1.Вещи из школьного музея: лапти, рушник, деревянная посуда, прялка, ухват, чугун. Рисунки детей. Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, ложки.

2. Фонограммы песен: «Как на тоненький ледок», «Метелица», «Каравай», «Золотые ворота», «Русская зима»

2. Русские народные костюмы, игрушка-марионетка «Медвежонок», ширма, колокольчик, снежки-игрушки.

3.Рисунки детей.

4. Компьютер, интерактивная доска.

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι этап организации начала занятия

II этапа актуализация полученных знаний

1. Звучит мелодия русской народной песни «Метелица» (Приложение №1+фонограмма)

2.Ученик

- Здравствуйте, гости званные, желанные
Милости просим к нам .
Мы рады гостям, как добрым вестям
Всех привечаем, душевно встречаем!

Учитель

- Сегодня в нашем классе присутствуют вещи из школьного музея. О чём они могут нам рассказать? (Вещи, послушать песни и сказки, поиграть в старинные игры).

Из века в век

Из уст в уста

Передавалась красота

И вот теперь - дошла до нас

О ней и будет наш рассказ.

- Сегодня в нашем классе будет музей. Здесь вещи из школьного музея. Что мы можем там увидеть? (Вещи, послушать песни и сказки, поиграть в старинные игры).

Дети рассматривают выставку старинных вещей из школьного музея и рассказывают о вещах. Играют на старооскольской свистульке и рассказывают об истории создании игрушек из глины нашего края ( см. Приложение №1), Рассказывают о посуде, которая расписана хохломской росписью (азбука хохломской росписи) и показывают расписанные ложки( см. Приложение №2).

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из полеченных знаний ;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

7) формируем умение находить ответы на вопросы;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Загадка о зиме читает девочка-цветочек

Дел у меня не мало - я белым покрывалом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня …(зима)

А) Инсценировка русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

Сказку читает ученик за ширмой с куклой-марионеткой. В ходе инсценировки сказки дети показывают инсценировку песню «Как на тоненький ледок» и читают отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство»(Приложение- фонограммы к сказке)

Б) Беседа «Во что мы любим играть»

- Скажите, ребята, за что Ванечка любит зимушку-зиму? А за что вы любите зимнее время года?

(кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снежные фигурки; играть в снежки)

- А если на улице сильный мороз или метель и нельзя гулять, то мы дома… (играем).

- Какие игры вы любите играть? С чем и во что?

( с куклой, с машинками, настольные игры, в компьютерные игры, смотреть мультфильмы)

- А как, по-вашему, играли в старину на Руси?

(Дети рассказывают о старинных русских играх)

Дети

- На нашем занятии мы разучим и поиграем в старинные русские игры.

Тема: «Старооскольская игрушка»(называют дети)

Цель: знать игры, а потом играть и научить других.

Коммуникативные УУД

1) участвовать в коллективном пении, музицировать;

2)участвовать в коллективной инсценировке сказки «Дети Деда Мороза», песни «Как на тоненький ледок»

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Знакомство с новым материалом

Музыкально-обрядовые игры:

  1. Учитель

- Дети, у кого в феврале день рождения? На дне рождения играют в игру «Каравай» Игра «Каравай» (Приложение№3)

2) - Ребята, вы видели когда-нибудь ворота. Для чего нужны ворота? (закрываться от кого-либо, запирать двор, домашних животных в загоне) Сегодня мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота» (Приложение№4) Игр

И


Познавательные УУД:

  1. формируем умение извлекать информацию из полеченных знаний ;

  2. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение применять полученные знания;

IV. Применение нового знания

Коллективное участие в музыкально-обрядовых играх:

Учитель:

- Кто любит играть в игру « Звонарь». Это веселая игра известна была еще в Древней Руси. Ею забавлялись великие князья и цари. (Дети вспоминают правила игры «Звонарь» и играют)

1) Игра «Каравай» (дети становятся в хоровод, находят водящего и играют в игру)


  1. Игра «Золотые ворота»(дети делятся на две команды и играют в игру)

3) Игра «Сбей колпак со снежной бабы»

(Можно использовать на занятиях краеведения, на улице)

Коммуникативные УУД

1) участвовать в коллективных играх: «Каравай», «Золотые ворота», «Сбей колпак со снежной бабы»

2) петь разученные песни к играм

Личностные УУД:

- формируем умение применять полученные знания;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, творческого подхода;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) экологическое воспитание;

4) эстетическое воспитание.

V. Домашнее задание (по желанию)

Научить играть своих друзей в игры: «Каравай», «Золотые ворота», «Сбей колпак со снежной бабы»

Дать детям возможность самостоятельно выбрать игру

VI. Итог

- Что узнали нового? (Старинные русские игры)

- Какую игру могу показать своим друзьям и играть с ними? (Дети рассказывают)

Выявить психо-эмоциональное состояние, мотивацию, взаимодействие с учителем и одноклассниками.

VII.Рефлексия

«Выбери игру» (дети выбирают игры, отдают свои снежки)

Приложение №1

В России старооскольскуюглиняную игрушки, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80-х годов прошлого века. Ведь Старый Оскол в недалеком прошлом был курским уездным городом.
Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа.
В Старом Осколе одним из древнейших промыслов был гончарный. Его развитию способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки. Занимались этим «потешным» делом женщины и дети: лепили и расписывали после обжига. Для обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, чтобы долго тлело и держалось тепло.

Старинные русские игры внеурочное занятие для 1 классаСтаринные русские игры внеурочное занятие для 1 класса











Приложение № 2



Старинные русские игры внеурочное занятие для 1 класса ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ











Старинные русские игры внеурочное занятие для 1 класса

Приложение № 3

Музыкально-обрядовые игры

Игра «Каравай»

Место проведения:помещение, дворовая площадка.

Количество игроков:6 - и более.

Выбирается ведущий, который встает в центр круга. Игроки в круге берутся за руки, водят хоровод и поют:

Как на Машины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины!

Вот такой нижины!

Вот такой ширины!

Вот такой ужины!

Каравай, каравай,

С кем ты дружишь - выбирай!

Пение сопровождается определенными действиями. Каждый раз, когда игроки показывают размеры испеченного ими каравая, они должны останавливаться и поднимать руки вверх или приседать на корточки и опускать руки, расширять круг или сужать его. Когда будет спета последняя фраза песни, круг расширяется до прежних размеров, а тот игрок, который стоял в его центре, должен выбрать кого-нибудь из круга и спеть следующие слова:

  1. Я дружу со всеми вами, а вот с ним (указать) больше всех!

Они выполняют задание играющих и игра продолжается снова, до тех пор, пока все игроки не будут названы и не побывают в круге.

Старинные русские игры внеурочное занятие для 1 класса



Приложение № 4

Музыкально-обрядовые игры

Игра «Золотые ворота»

(на праздники:Воздвиженье, Георгий Победоносец, Василий и др.)


Место проведения:помещение, дворовая площадка.

Количество игроков:7 - и более.

Игроки делятся на две команды, а в командах образуются пары. Пары первой команды встают лицом друг к другу и берутся за руки, чтобы получились «ворота».

Игроки другой команды образуют цепочку. Они берутся за руки и пытаются все вместе как можно быстрее пройти между «воротами». «Ворота» между тем поют:

Тра-та-та, тра-та-та,

Отворяем ворота,

Золотые ворота,

Поспешайте все сюда,

Пропускаем раз,

Пропускаем два,

А на третий раз -

Не пропустим вас.

Пропев эту фразу, игроки, изображающие ворота, опускают руки. Те, кто не успел пройти, должны их сменить. Если «воротам» удастся поймать всех игроков, они считаются победителями.

Старинные русские игры внеурочное занятие для 1 класса




Приложение № 5

Текст песни

Как на тоненький ледокРусская народная песня

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Он упал да и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.



© 2010-2022