- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская деятельность студентов – необходимый элемент учебного процесса в высшем образовательном учреждении
Исследовательская деятельность студентов – необходимый элемент учебного процесса в высшем образовательном учреждении
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Плат И.С. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Высшее образование, которое получают будущие учителя начальных классов в институте педагогики и психологии ТюмГУ, даёт широкую общеобразовательную, глубокую научную и специальную подготовку, позволяющую вести учебные занятия с младшими школьниками во время практики. Особое внимание обращается на научно-исследовательскую деятельность, которая ведётся по выбранным студентами темам, и результаты которой обобщаются и оформляются в практической части выпускной квалификационной работы. Тему для исследования и написания дипломной работы, выбранную нами - «Педагогические приёмы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения», - мы считаем актуальной на данный момент. Актуальность данной темы мы обосновываем тем, что в современном мире наблюдается перенасыщенность теле- и видеоинформацией, дети увлечены компьютерными играми, для детей книга сегодня не является основным источником для получения знаний и различной информации, а читательская активность почти равна нулю, в результате чего, по нашему мнению, происходит духовное обеднение детей. Поэтому, одна из важнейших и сложнейших проблем современной начальной школы состоит в приобщении младших школьников к художественной литературе. Художественная литература, как ресурс, является инструментом, который при столкновении с различного рода проблемами позволяет совершенствовать процесс развития человека как личности, особенно в плане его ценностных ориентаций. Большой потенциал для формирования нравственных качеств у младших школьников, по нашему мнению, представляют уроки литературного чтения. Чтение и анализ рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, должны помогать обучающимся осмысливать и оценивать гражданские поступки людей, знакомить с понятиями справедливости, честности, порядочности, дружбы, гражданственности. Но для этого младший школьник должен любить читать книги, с радостью приветствовать уроки литературного чтения, что сегодня не происходит. По данным статистики, уровень детского читательского интереса к книге неуклонно падает, на первое место дети и родители ставят телевидение (43% детей и родителей), на втором месте - компьютер (35% детей и родителей), на третьем месте - кинотеатры (15% детей и родителей), на четвёртом месте - чтение книг (7% детей и родителей). Это показывают и наши исследования. Учащимся третьих классов (в количестве 40 человек) была предложена анкета на выявление отношения к учебным предметам, в нелюбимые предметы попали уроки литературного чтения (22 ученика - это 52,5%) и окружающего мира (18 учеников - это 45%). Дети не хотят читать, считают это скучным занятием, не испытывают при чтении удовольствия. 53% родителей отмечают, что дети легко отвлекаются при подготовке домашнего задания по литературному чтению, многие учащиеся пытаются скрыть учебные задания, читают заданное произведение по принуждению родителей. Нами были исследованы такие нравственные качества учащихся данной группы как этика поведения (применена «Методика на выявление этики поведения», авторы - Богданова О.С., Петрова В.И.) и отношение к жизненным ценностям (применена «Методика выявления отношения к жизненным ценностям», авторы - Богданова О.С., Петрова В.И.). В результате диагностирования по данным методикам было выявлено, что только 12 учащихся экспериментального класса (что составляет 30%) имеют высокий уровень этики поведения (учитывался возрастной период), 20 учащихся (50%) - средний уровень и 8 (20%) учеников - низкий уровень этики поведения. Покажем эти данные на гистограмме (см. Рис.1)
Рис.1. Результаты диагностического обследования, n= 40 человек (n- средний балл испытуемых в выборке). Не порадовали и результаты диагностики на выявление отношения к жизненным ценностям. 10 учащихся - с высоким уровнем (это 25%), 21 ученик (это 52,5%) - с средним уровнем и 9 учеников (22,5%) с низким уровнем отношения к жизненным ценностям. Покажем эти данные на диаграмме (см. Рис.2)
Рис.2. Результаты диагностического обследования, n= 40 человек (n- средний балл испытуемых в выборке).
Результаты исследования дают повод тревожиться и начать поиск эффективных способов работы над произведениями на уроках литературного чтения, которые бы дали возможность личностного развития учащихся, что предполагает «развитие самостоятельности суждений, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей» и другие нравственные качества. Кроме того, исследование методических приёмов, которые применялись на уроках литературного чтения, показало, что их список глубоко традиционный: чтение по частям, найти ответы на вопросы в тексте произведения, пересказать часть текста и другие. Из множества приёмов, которые используются сегодня педагогами на уроках литературного чтения, мы выбрали несколько: учебный комикс, ролевая маска, проектирование нравственных ситуаций, написание эссе, сопоставление образов героев, их поступков, стихотворчество, инсценирование стихотворения. Обучение литературному чтению идёт по учебникам Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.
Таблица 1
Педагогические приёмы,
способствующие развитию нравственных качеств личности младших школьников Тема урока литературного чтения Упражнение Педагогические приемы, критерии Развиваемое качество личности
Раздел 7 «Поет зима, аукает…» Урок «Поет зима, аукает…»,стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает…», «Пороша».
Задание: На бумажных снежинках напишите несколько предложений на тему «Суровые» песни зимы». Начните словами: «Зимой можно услышать разные звуки».
Приём: «Написание эссе» Критерии: -знания учащихся о зимних природных явлениях (метель, вьюга); -умение описывать основные признаки этих природных явлений. Бережное отношение к природе Урок «Подарки» зимы», стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером» Задание: Опираясь на слова, записанные на доске, написать стихотворении об одном зимнем явлении природы
Приём: «Стихотворчество» Критерии: -умение определять смысловые значения слов из предложенного списка; -подбирать слова образующие рифму. Сопереживание
Урок «В ожидании новогоднего чуда», стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза Ученикам предлагается инсценировать стихотворение Ю. Мориц «Настоящий секрет».
Приём: «Инсценирование стихотворения» Критерий: -определять качество личности по поступку героя стихотворения; -показывать это качество в сценическом образе Доброта Урок «Настоящие друзья Мишка и Дениска», рассказ В. Драгунского «Кот в сапогах» Задание: -определить положительные нравственные качества героев; -изобразить героев рассказа так, чтобы они превратились в антигероев, подписать качества, отрицательные черты.
Приём: «Учебный комикс» Критерии: -умение выделять положительные черты героев в произведении; -умение сравнивать положительные черты героев с отрицательными; -умение делать выводы: какие качества личности вы бы хотели видеть у своего друга; -какие качества личности вы бы хотели развивать у себя; -выделение положительных черт, сравнение их с отрицательными качествами. Верность дружбе Урок «Суровые законы жизни зимнего леса», рассказ В. Бианки «По следам» Задание: Пересказать рассказ от лица Егорки.
Приём: «Ролевая маска» Критерий: -умение выделять положительные качества героев. Отвага, благородство, честь Обобщение по разделу Задание: -Создать книгу с понравившимися произведениями.
Прием: «Книга-самоделка» Критерий: -умение выделять главное в произведении.
Внеклассное чтение «Наши герои» Задание: -Создание книги «Наши герои» Прием: «Проект» Критерий: -умение самостоятельно работать с информацией Сопереживание, отвага, честь
Раздел 8 «Животные в моем доме» Урок «Введение в раздел», стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» Задание: Самостоятельное завершение финал стихотворений. Приём: «Проектирование нравственных ситуаций» Критерий: -умение предвидеть конец истории. Долг, ответственность Урок «У каждого - своё место в природе», рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко» Задание: Самостоятельно завершить финал рассказа.
Приём: «Творчество на заданную тему» Критерий: -умение предвидеть конец истории Долг, ответственность Урок «Замечательные собаки», глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой» и рассказ В. Драгунского «Дымка и Антон» Задание: Работа в группах: 1.Хозяин 2. Ханг 3. Чанг Вопросы для обсуждения: -дать характеристику герою; -что можно сказать о взаимоотношении человека и его двух друзей? -Как вы думаете, что их объединяло? -Какой вывод вы можете сделать прочитав этот рассказ Приём: «Сопоставление образов героев и их поступков» Критерий: -умение сопоставить образы героев произведения.
Долг, ответственность Урок «Каждый ли клёст может стать капитаном?», рассказ Ю. Коваля «Капитан Клюквин» Задание: Самостоятельно завершить финал рассказа Приём: «Творчество на заданную тему» Критерий: -умение предвидеть конец истории Долг, ответственность
В конце каждого из проведённых уроков ученикам предлагалось обсудить нравственные проблемы, затронутые в пройденных произведениях. Учащиеся работали с таблицей, где даны тестовые задания, где учащимся необходимо выполнить: прописаны тема урока, нравственные качества личности, дано несколько пословиц, из которых надо выбрать одну. Приведём пример таблиц к некоторым урокам. Инструкция для учащегося: в нижней строке таблицы во втором столбце напиши номер нравственного качества личности, которое, по твоему мнению, «спрятано» в содержании произведения и номер пословицы, которая соответствует теме урока, в третьем столбце.
Таблица 2
Бланк для ответов учащихся
на выявление понимания изученного произведения
Урок 1 Тема урока Нравственные качества Пословицы Зимние природные явления. Зависимость природы от действий человека. 1) Верность дружбе. 2) Бережное отношение к природе родного края. 3) Мужество. 1) Истинное добро всегда просто. 2) Живи добрее, будешь всем милее. 3) На родине и птицы родные.
Урок 2 Настоящие друзья 1) Мужество и отвага. 2) Бережное отношение к природе. 3) Верность дружбе. 1) Добро творить - себя веселить. 2) Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь. 3) Живи добрее, будешь всем милее.
Урок 3 У каждого своё место в природе. 1) Долг, ответственность. 2) Смелость. 3) Сопереживание 1) Была бы охота - заладится всякая работа. 2) Учись доброму - худое на ум не пойдёт. 3) Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
Определив цель педагогического приёма как оказывать влияние на желание учащихся проявлять интерес к предлагаемому содержанию предмета, мы разработали критерии, посредством которых в экспериментальном классе выделилось несколько групп учащихся, по-разному проявляющих интерес к уроку, к выполнению тех учебных действий, на которые нацеливает данный приём. Учитывая естественное желание учащихся выполнять учебное действие при работе с литературным произведением, интерес учащихся к материалу урока (а это может происходить только тогда, когда ученик усвоил и прочувствовал содержание урока), мы выделили группы учащихся: Первая группа: ученик понимает содержание изучаемого материала, выделяет нравственное качество (качества) личности, «спрятанное» в содержании произведения, без труда находит пословицу, которая соответствует смыслу содержания литературного произведения, принимает активное участие в уроке, с интересом выполняет учебные действия, определяемые педагогическим приёмом. Вторая группа: ученик понимает содержание изучаемого материала, но остаются некоторые вопросы; нравственное качество личности выделяет с большим затруднением, находит пословицу верно, но высказывает некоторые сомнения, с интересом принимает участие в работе над материалом урока, с интересом выполняет учебные действия, определяемые педагогическим приёмом. Третья группа: ученик слабо понимает содержание учебного материала, нравственное качество личности, «спрятанное» в содержании литературного произведения, выделяет только с помощью учителя или одноклассников, пословицу находит только после наводящих вопросов, слабо проявляет интерес к материалу урока и неохотно выполняет учебные действия.
Таблица 3
Результаты обследования учащихся
на выявление эффективных педагогических приемов
+
+ +
Испытуемый 2
+ +
+
Испытуемый 3 +
+
+ + Испытуемый 4 + + +
+
Испытуемый 5 + +
+ +
Испытуемый 6 + + + +
Испытуемый 7
+ + +
+
Испытуемый 8
+ + + +
Испытуемый 9 + +
+
Испытуемый 10
+ +
+ +
Испытуемый 11
+
+ +
Испытуемый 12 + + +
+
Испытуемый 13
+ + +
Испытуемый 14
+
+ + Испытуемый 15
+ +
+
Испытуемый 16 + + +
+
Испытуемый 17
+ + + +
Испытуемый 18
+ + +
+
Испытуемый 19
+ + +
+
Испытуемый 20 +
+
+
Количество человек 7 16 14 10 9 13 2 Уровень ИСИСУ ИВУ ИВУ ИСУ ИСУ ИСУ ИНУ
Проанализировав результаты можно сделать вывод о том, что высокие показатели эффективности наблюдаются у таких приемов как «Учебный комикс», «Ролевая маска», «Творчество на заданную тему», на уроках, где применялись данные приемы, учащиеся проявляли интерес, выделяли нравственное качество (качества) личности, «спрятанное» в содержании произведения. Средний уровень эффективности принадлежит таким приемам как «Сопоставление образов героев», «Стихотворчество», «Эссе», на уроках, где использовались данные приемы, ученики понимают содержание изучаемого материала, но остаются некоторые вопросы, нравственное качество личности выделяют с большим затруднением. Прием «Пересказ» получил наименьшее количество голосов учащихся, поэтому ему был присвоен низкий уровень эффективности. Результаты эффективности педагогических приемов нравственного воспитания представлены на гистограмме (рис. 3).
Рис. 3. Результаты диагностического обследования, n= 40 человек (n- средний балл испытуемых в выборке).
Таким образом, работая над исследованием данной темы, студент понимает, что на уроках литературного чтения наравне с классическими приёмами необходимо использовать то новое, что найдено педагогами, так как позволяет усилить мотивацию учащихся к урокам литературного чтения и повышает познавательный интерес к изучению литературных произведений, что в свою очередь положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие личности ученика, его общей культуры.
12