Конспект экскурсии на тему Лекарственные растения леса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект экскурсии «Лекарственные растения леса»

Выполнила: студентка 3 курса Н/О, З/О

Рязанцева В.С.

Класс: 4

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях леса.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть ценность лекарственных растений для здоровья человека.

  2. Учить детей различать растения по внешнему виду.

  3. Познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав.

  4. Расширять кругозор школьников.

Развивающие:

1. Развивать речь: обогащать словарный запас, побуждать задавать вопросы.

2. Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать.

3. Развивать игровое творчество.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

2. Прививать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: Атлас определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков, мяч, мешочек для сбора материала, альбом, карандаши, фотоаппарат.

I. Мотивация и актуализация знаний

Здравствуйте ребята! (ребята поздоровались)

Всегда когда вы встречаетесь с друзьями и родными, или просто с незнакомыми людьми, то вы, как воспитанные дети, говорите слова приветствия. Поделитесь с нами вежливыми словами - приветствия. (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, я вас приветствую, я рад встрече с вами)

Одним из слов приветствия было самое первое и часто употребляемое - это слово здравствуйте. Что мы желаем, когда приветствуем друг друга? (здоровья)

Что такое здоровье? Здоровье - это богатство, которое хранится внутри нас. Каждый должен беречь свое здоровье. Что может произойти, если неправильно относиться к своему здоровью? (можно заболеть)

А если вдруг человек заболел, что надо делать? (лечиться)

Чем мы лечимся? (лекарствами)

Ребята, а лекарственные препараты - это полезно или опасно?

Кто может назначать лекарства для больных людей? (врач) Кто может самостоятельно брать лекарства для приема? (взрослые)

Один из препаратов - это растения. Издавна люди заметили, что больные животные ходили в лес, на луг, чтобы съесть нужную траву, и выздоравливали. Люди стали искать помощи у разных растений и заметили, что одна трава помогает заживлять раны, другая - лечит от кашля, третья - придает сил энергии. А раз травы лечат, то люди решили назвать их как? (лекарственными)

  1. Целеполагание

Мы с вами отправились сегодня в лес на экскурсию по изучению лекарственных растений леса. В процессе нашей экскурсии мы свами раскроем ценность лекарственных растений для здоровья человека, поучимся различать растения по внешнему виду, познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав.

Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.

Предварительная беседа перед экскурсией

  1. Правила поведения младших школьниковво время проведения экскурсий

  2. Выполняй все требования классного руководителя.

  3. Будь дисциплинированным. Не отставай от группы и не уходи самовольно.

  4. Помни и соблюдай правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в лесу.

  5. Бережно относись к окружающей природе,

  6. Не трогай и не бери в руки подозрительные предметы. Сообщи о них классному руководителю.

  7. Не оставляй после себя мусор в общественных местах, в местах отдыха и привалов.

  8. Не разводи костры.

  9. Если ты заблудился, то не впадай в панику. Оставайся на месте. Зови на помощь.

  10. Помни на память номера телефонов, по которым можно связаться со взрослыми, родителями, одноклассниками.

  11. Соблюдай правила личной гигиены.

  12. В походе не употребляй воду из открытых водоёмов, не ешь плоды неизвестных растений, не трогай руками животных, пресмыкающихся, насекомых, неизвестные растения.

  13. Не создавай опасных ситуаций для окружающих людей, собственной жизни и здоровья.

  14. При получении травмы, ухудшении здоровья ( головная боль, озноб, тошнота, укус и т.д.) своевременно сообщи об этом классному руководителю.

  1. Основная часть экскурсии

Беседа олекарственных растений, совместное нахождение и определение растений с помощью атласа.

Пользуются ли в вашей семье народными рецептами для лечения?

Какие болезни можно вылечить лекарственными растениями?

Какие лекарственные растения наших лесов и рецепты из них вы знаете?

Нужно ли охранять лекарственные растения?

Викторина: «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай».

Дети стоят в кругу. Учитель задает вопросы, бросая мяч отвечающему ребенку:

1. Что такое лекарственное растение? (растения, которые лечат разные болезни)

2. Как называются люди, которые собирают лекарственные растения? (целитель, знахарь, травник)

3. Для чего используют лекарственные растения? (для лечения и профилактики болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)

4. Можно ли собирать травы возле дорог? (нет, они пыльные и грязные)

5. В какую погоду можно собирать травы? (солнечную)

Поиск лекарственных растений с помощью атласа определителя по группам

Ученики разделяются на две группы и занимаются исследованием.

См. Карточки инструкции Приложение I/

Самостоятельная работа групп. Дети наблюдают и все фиксируют;

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Отгадывание загадок о лекарственных растениях

Загадки о лекарственных растениях.

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
(Ландыш)

Листья этого растенья обжигают нас,

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром - волосы растут.
(Крапива)

Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (боярышник)

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти -
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Очень вкусные плоды

И полезные они.

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа - краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей? (орех)

Эти листья и плоды

Содержат фитонциды.

Для кулинара и врача

Они незаменимы.

Источник витамина С -

От кашля избавление.

Те разноцветные плоды -

Леченье с наслаждением.

(смородина)

Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет…

(медуница)

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.

(шиповник)

На кустах с колючками она,
Вроде бы малина, но черна.
(Ежевика)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

На опушке у пеньков
Много красных огоньков.
Ах, ты только погляди-ка:
Да ведь это …
(Земляника)

Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
(Крапива)

Стоит красавица -
Всем нравится.
Платье потерялось,
А пуговицы остались.
(Черемуха)

Беленькие горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш)

У какого дерева детки в шапочках?
(У дуба)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
(Подорожник)

В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок.
(Желудь)

Цветочки - как розы,
Листочки - как слезы,
К шипу прикоснешься -
Слезами зальешься.

(Шиповник)

Белостволая красавица бьет нас в бане, а нам нравится.

(Береза)

Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые разные недуги. (Зверобой)

Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки». (дуб)


  1. Подведение итогов

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Могут ли растения заменить лекарства?

Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

  1. Домашнее задание: группам оформить альбом о лекарственных растениях, изученных на экскурсии, каждому - отыскать лекарственное растение около своего дома, рассказать о нем (рассказа+ картинка)

Как оформить альбом см Приложение II.

Приложение I

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: березу, лесную малину, одуванчик.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: сосну, лесную смородину, зверобой.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: дуб, шиповник, душицу.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: липу, боярышник, подорожник.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Приложение II

Оформление альбома «Натуралист» (рекомендации):

  1. Изображение растения (фото или цветная картинка, рисунки учеников)

  2. Характеристика растения: родина растения, научное название, целебные свойства, показания и противопоказания.

  3. Интересная история.

  4. Растение в литературе или искусстве.


© 2010-2022