Открытый урок на тему Красная книга 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Малакановского»

Прохладненского муниципального района КБР.




Методическая разработка урока «Окружающий мир» с использованием ИКТ для учащихся 2 класса на тему: "Красная книга".






Ф.И.О. автора: Хлебак Елена Анатольевна

Контактная информация: [email protected]

Рабочий телефон: 9-56-38

Место работы: МКОУ «СОШ с. Малакановского»

Аннотация: Данная работа состоит из конспекта классного часа, презентации и приложения. Может применяться учителями начальных классов для проведения открытых уроков по окружающему миру во 2 классе, а также для мероприятий в 1-4 классах. Урок разработан с учетом регионального компонента.

2015 г.

Окружающий мир (нестандартный, интегрированный урок)

УМК: Школа России

Тема: Красная книга.

Класс: 2

Цели: познакомить учащихся с Красной книгой.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тем, что такое Красная книга;

узнают животных и растения в том числе и КБР, которые в нее внесены;

поразмышляют, почему они попали в нее и как их нужно охранять;

будут учиться: находить нужную информацию в учебнике и другой литературе, работать в паре, составлять стихотворный текст.

Оборудование: учебники, карточки с заданиями, фломастеры, проектор, экран, презентация, Красная книга, выставка книг (энциклопедии о животных и растениях).

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и начался урок.

Все внимание включай,

Не крутись и не зевай,

Руку выше поднимай

И пятерку получай!

II. Введение в тему.

- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие в страну Охраняйкино.

Ребята, как вы думаете, почему страна имеет такое странное название (предположения учащихся).

Жителями этой страны являются растения и животные, с которыми мы сегодня и познакомимся.

В гости к жителям страны Охраняйкино мы отправимся на поезде, поэтому мы должны приобрести билет. А билет нам может выдать только …отгадайте кто?

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Медведь нас пустит в поезд, если мы справимся со следующим заданием.

III. Разминка.

Логическая цепочка «Может, да, а может, нет, так подумай - дай ответ!»


  1. Корень, стебель, цветок, букет, лист - это части растений.

  2. Береза, клен, ясень, сосна, осина - это лиственные деревья.

  3. Сова, грач, летучая мышь, воробей, дятел - это птицы.

  4. Тигр, медведь, белка, бегемот - впадают в зимнюю спячку.

Итак, мы удачно прошли первое испытание, отправляемся в путешествие.

IV. Первая остановка «Красная книга». (Слайд 1)

-На этой станции мы познакомимся вот с этой книгой (учитель демонстрирует Красную книгу).

- Почему книга имеет такое название и цвет? Красный цвет говорит нам - стой! Еще один шаг и может быть поздно. Само название книги привлекает внимание людей и заставляет задуматься о варварском уничтожении природы.

Красную книгу начали создавать в 1948 году. В нее записаны растения и животные, которым нужно помочь в первую очередь. Самая первая книга была выпущена в 1963 году. Книга имеет разные цвета страниц.

На красных страницах перечислены растения и животные, которым грозит полное исчезновение.

На белых страницах - редкие представители флоры и фауны.

На желтых страницах представлены растения и животные, численность которых быстро сокращается.

На серых страницах - малоизученный мир растений и животных.

На зеленых представлены виды, которые удалось спасти.

На черных страницах - исчезнувшие виды. (Слайд 2)

Но самое страшное, ребята, что число записей в Красной книге из года в год растет, а запись в книге не гарантирует защиту тому или иному виду растения или животного. Бывает, что и наоборот: браконьеры желая поживиться начинают уничтожать охраняемые виды растений и животных.

V. Вторая остановка «Цветочная» (Слайд 3).

Ученик:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Учитель: - Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. А в этом нам помогут стихи.

Но, что с ними случилось?! Все стихотворные строчки рассыпались и их невозможно прочитать. Ребята, помогите собрать стихи.

Учащиеся работают в парах, собирают разрезанные на части четверостишия (у каждой пары свое задание).

Давайте, скорее, прочитаем, что у вас получилось.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень,

И он тихонько зазвенит. (Слайд 4)

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая. (Слайд 5)

Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки - васильки. (Слайд 6)

Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка. (Слайд 7)

Жарко солнце светит,
Грозы пронеслись,
Лилий многоцветья,
Краской взорвались. (Слайд 8)

- Ребята, найдите в учебнике на стр. 89, какие еще растения занесены в Красную книгу. (Венерин башмачок, лотос, женьшень)

Найдите в учебнике сведения об этих растениях. Прочитайте (учащиеся читают вслух).

Что интересного узнали о данных растениях? (Ответы учащихся)

Есть ребята в Красной книге и растения КБР. Это бересклет карликовый (Слайд 9), морозник кавказский (Слайд 10), пион узколистый (Слайд 11), рододендрон кавказский (Слайд 12).

Сведения об этих растениях вы можете найти в «Я познаю мир», «Что есть что. Ядовитые растения» (учитель представляет книги с выставки).

VI. Физкультурная минутка.

- А сейчас немного отдохнем.

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе - раз, это - брасс. Одной, другой - это кроль. Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой, И отправились домой.

VII. Следующая остановка «Меньшие братья» (Слайд 13).

-Как думаете, с кем на этой станции познакомимся? Кого мы называем меньшими братьями?

Правильно, это представители животного мира.

Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу в следующем задании. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу (Слайд14).

Аволксвтигруйфрвжзгепардельфин

лошадьтыморжоаслеопарднелззубр

Далее учитель демонстрирует на экране животных, которых нашли учащиеся и уточняет их названия: амурский тигр (Слайд15), красный волк (Слайд 16), лошадь Пржевальского (Слайд 17), морж атлантический (Слайд 18), беломордый дельфин (Слайд 19), азиатский гепард (Слайд 20), дальневосточный леопард (Слайд 21), зубр (Слайд 22).

-Какое из этих животных вы можете найти на страницах своего учебника? (Зубр)

Прочитайте информацию об этом животном.

Также существуют животные КБР, занесенные в Красную книгу.

Отгадайте, кто это…

Два рога - не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит - так воет,
Сядет - землю роет. (Жук)

- В красную книгу занесено насекомое жук - олень (Слайд 23)

У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке. (Рыба)

Линь (Слайд 24)

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

Махаон (Слайд 25)

Как колючий колобок
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь
Потому что это - (Ёж)

Ушастый еж (Слайд 26)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)

Стрекоза рыжая (Слайд 27)

-И еще один представитель, это животное пригласило нас в путешествие. (Медведь)

Кавказский бурый медведь (Слайд 28)

Сведения об этих животных найдете в следующих энциклопедиях «Я познаю мир», «Все о животных», «1500 самых удивительных животных», «Звери мира. Самые красивые и знаменитые» (учитель представляет книги с выставки).

VIII. Станция «Охраняйкино» (Слайд 29).

- Ребята, как вы думаете, почему на нашей планете есть растения и животные, которым требуется наша помощь? Кто или что в этом виноват? (Предположения учащихся).

Да, ребята, в основном главным виновником этого является человек.

Ученик читает стихотворение А. Игнатовой «Недалекое будущее»

Человек идет, скучает

В одиночестве в лесу,

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

Не летит пчела на клевер,

Уток нету в камышах…

Вместо птиц китайский плеер

Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева - свалка, справа - свалка,

Посредине - человек.

Что стоишь - глядишь уныло?

Раньше думать надо было!

-Подумайте, к чему призывает нас автор стихотворения? (Ответы детей)

Задание: Экологический знак.

- Поработайте в парах и придумайте, какие меры по защите растений и животных, о которых мы сегодня говорили, вы можете предложить.

Оформите свой ответ в виде рисунка экологического знака.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Наше путешествие подошло к концу. В какой стране мы сегодня были в гостях?

На каких станциях останавливались? Как вы объясните, что такое Красная книга?

Что сегодня каждый из вас понял для себя?

Расскажите, какие меры по защите природы, вы придумали? Какие экологические знаки нарисовали? (Ответы учащихся)

Домашнее задание: подготовить сообщение о любом растении или животном КБР, занесенном в Красную книгу.

Используемая литература:


  1. Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: М.: ВАКО,2004.

  2. А.В. Керженцева, Л.Ф. Балова «Национально - региональный компонент в начальной школе»: Нальчик, 2003.

  3. Журнал «Педагогическое творчество»: № 12, 2008.

Интернет-ресурс:

1. divmir.ru/krasnaya-kniga/krasnaya-kniga-mira

Приложение 1.

Стихи о цветах (для разрезных карточек)

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень,

И он тихонько зазвенит.

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая.

Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки - васильки.

Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.

Жарко солнце светит,
Грозы пронеслись,
Лилий многоцветья,
Краской взорвались.

© 2010-2022