Методические рекомендации УУД средствами учебных предметов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Борсяк С.Л.

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

МБОУ Краснозерская СОШ№1

Формирование УУД средствами учебных предметов. Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Универсальные учебные действия имеют огромное значение для успешности обучения на ступени начального образования. Данная таблица представляет результаты развития УУД и их значение для обучения.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения Личностные Адекватная школьная мотивация. Рефлексивная адекватная самооценка
Мотивация достижения.
Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Осознание учебной цели и работы над ее достижением.
Достаточно высокая Регулятивные

Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Я считаю, что овладев данными учебными действиями, ученики в среднем звене будут грамотно анализировать учебный материал, статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и различными графиками. При рассмотрении данного вопроса я изучила материал по развитию универсальных учебных действий для школьного общего образования, заложенный в новых стандартах, выделила для себя главные направления, которыми пользуюсь при составлении рабочих программ, при тренировочных упражнениях по формированию УУД:

1. Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами.

2. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса

3. Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий

4. Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий

Рассмотрим Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» в 1 классе:

Название темы
урока



Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

Правописание сочетаний чу-щу

Комплексная работа над правописанием сочетаний « чу-щу»; обогащение словарного запаса учащихся; обучение навыкам словарно-орфографической работы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Подбирать слова с сочетаниями чу-щу. Выделять данные слова из текста. Работать с памяткой «Пиши правильно»

Перенос слов. Формирование умений делить слова на слоги, анализирование моделей слов, нахождение слов по данным моделям.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Устанавливать при помощи определения количества гласных- количество слогов в слове. Анализировать схемы слов для определения количества слогов в слове. Делить слова на слоги. Работать с памяткой «Перенос слов»»

Такие УУД я смогу развить при изучении темы «Перенос слов» в 1 классе:

Тема: Перенос слов. (с. 36 - 37)

Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.Действовать по плану и планировать свои действия; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 3.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной; переводить её в словесную форму; 4.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика»

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

Дециметр

Ознакомление с единицей измерения длины - дециметром; обучение измерению длины отрезка; повторение состава чисел; развитие умений решать примеры и задачи изученных видов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Измерять длину отрезка . Устанавливать зависимость между числами. Работать в паре: проверять работу одноклассника . Моделировать краткую запись к задаче. Извлекать из учебника необходимую информацию. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Такие УУД я смогу развить при изучении темы «Дециметр» (с.51, II ч) в 1 классе: Планируемые результаты: Личностные: 1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; 2.Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; 3.Способность к организации самостоятельной учебной деятельности; 4.Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели; 5.Умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Регулятивные: 1.Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; 2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; 3.Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; 4.Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Познавательные: 1.Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач; 2.Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; 3.Устанавливать причинно-следственные связи; 4.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 5.Устанавливать аналогии; Коммуникативные: 1.Выражать в речи свои мысли и действия; 2.Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет; 3.Работать в паре и группе. Заключение

Таким образом, считаю, что для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, а также сущностные отличия базового и повышенного уровня сформированности; активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникативные.

6



© 2010-2022