Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Городецкая средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /И.А.Камозина /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Городецкая СОШ

_____ /Н.А.Левченкова /

ФИО

«___» _________ 20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Городецкая СОШ

_____ /Л.А.Коновалова /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку во 2 классе

на 2015-2016 учебный год

Домасевой Елены Витальевны

учителя начальных классов высшей категории





д. Городцы

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамо-те» и В. П. Канакиной «Русский язык», УМК «Школа России». Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К.Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный)- повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует:
  • пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций;
  • осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова;
  • овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Примерное количество слов для словарных диктантов:
  • 2 класс: 8 - 10
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
  • 2 класс, в конце первого полугодия 25 - 30

  • 2 класс, в конце года 35 - 45


Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 - 20 слов.

Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. . Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности;

·развитие умения учиться;

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации;

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).

Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных .Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход) • е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек-замочка). • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); • безударные падежные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях; • запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Наша речь (3 ч)

Язык и речь. . Знакомство с учебником

Виды речевой деятельности человека. Что можно узнать о человеке по его речи? Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

Диалог и монолог. . Как отличить диалог от монолога? Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. *Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте)

Текст (4 ч)


Что такое текст? Признаки текста

Тема и главная мысль текста.

Части текста. Построение текста Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. *Слова с непроверяемым написанием: сентябрь.

Предложение (12 ч)



Что такое предложение? Предложение как единица речи

Как из слов составить предложение?

Знаки препинания в конце предложения. . Контрольное списывание. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно Что такое главные члены предложения (основа)? Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Что такое второстепенные члены предложения? Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах *Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня. Распространённые и нераспространённые предложения.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения Связь слов в предложении. Как установить связь слов в предложении? Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».


Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Упр 47 с 39

Контрольный диктант.

Оценивать результаты выполненного задания, анализировать, делать выводы и сравнивать, видеть и правильно записывать слова.

. Проверочная работа. Тесты.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

Слова, слова, слова... (18 ч)


Что такое лексическое значение слова?

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам Работать с толковым и орфографическим словарями. *Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), с 42-44

Однозначные и многозначные слова. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата

Что такое прямое и переносное значение слов?

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания упр 65 с 51

Синонимы и антонимы. Что такое синонимы?

Что такое антонимы? Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Работа со словарями синонимов и антонимов Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. С 57 упр 76 Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Что такое родственные слова?

Что такое однокоренные слова? Корень слова.

Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Единообразное написание корня в однокоренных словах. Контрольный диктант. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. *Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный). С 61-64 Слог. Ударение. Перенос слова. Какие бывают слоги? Слог как минимальная произносительная единица.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов

Словесное и логическое ударение. Как определить ударный слог?

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Словесное и логическое ударение.

Работа с орфоэпическим словарём. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

Перенос слов по слогам. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик).

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам Упр 114 с 74. Проверочная работа.


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Звуки и буквы (59 ч)


Различие звуков и букв. Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Русский алфавит, или Азбука . Значение алфавита.

Как мы используем алфавит?

Какие слова пишутся с заглавной буквы? Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом». Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). Упр 133 с 87

Проверочная работа. Контрольный диктант за 1 четверть анализировать, делать выводы и сравнивать, видеть и правильно записывать слова

Гласные звуки Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Упр 140 с 92

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны - слон, слоник; трава - травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. *Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1- 2 кл.

Развитие речи Коллективное составление рассказа по репродукции картины картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».


Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Упр 177 с 111 Проверочный диктант.

Проверка написания орфограмм безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов

Анализ ошибок Проверь себя.

Проверка ошибок написания орфограмм безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов Как определить согласные звуки? Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». *Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный). Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ в соответствии с рисунком. Упр 182 с 114 Согласный звук [й'] и буква «и краткое»


Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). Слова с удвоенными согласными.

Произношение и написание слов с удвоенными согласными Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). *Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. С 118 упр 191

Проект «И в шутку и всерьёз» Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные упражнения) в учебнике , сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и прочих источниках и создавать свои занимательные задания.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. с 120-122 упр 199 Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.


Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению с 128 Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. .у. 208, с.127. Контрольный диктант. Проверка написания изученных орфограмм Проверочная работа. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Проект «Пишем письмо» Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.С 129 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч


Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Развитие речи. Обучающее изложение. Работа с текстом.


Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. С 8-9 Повторение темы «Твердые и мягкие согласные».
Контрольный диктант за 2 четверть. Проверка написания изученных орфограмм Проект «Рифма». Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. *Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.с 10-12 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу. Развитие речи. Работа с предложением и текстом.у.22, с.14.
Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. *Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.с 10-12 Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. у.22, с.14

Буквосочетания жи-ши, ча- ща, чу-щу. Проверь себя. Развитие речи. Составление поздравительной открытки. Работать с предложением и текстом Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению..

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).с16-18

Произношение и написание парных звонких и глухих звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Проверка парных согласных в корне слова.

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка; мороз - морозы, морозный с 18-29 Проверка парных согласных. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. «Каток».. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным в корне

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным в корне. Развитие речи. Изложение повествователь- ного текста по вопросам плана.у.50, с.29.Анализ ошибок.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст упр 50 с 29Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

Проверочная работа..

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

Диктант.

Проверка написания изученных орфограмм

Работа над ошибками. Защита проекта «Рифма».



Правописание слов с разделительным мягким знаком

Различать роль мягкогознака в словах.Характеризовать согласный звук, после которого стоит мягкий знак. показать разделительную роль мягкого знака и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласнымикогда стоит мягкий знак с31 -37 Проверочная работа. Контрольное списывание.

Проверка написания изученных орфограмм Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков . Обучающее сочинение. «Зимние забавы»

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст Упр 66 с 37 Зимние забавы детей

Части речи (58 ч)


Что такое части речи?



Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. *Слова с непроверяемым написанием: месяц.с39-43

Что такое имя существительное?

Общее представление об имени существительном как часть речи .

Роль имен существительных в нашей речи. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов - имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. *Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. С44-47 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка). С 48-51 Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.


Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. С51-60

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Составлять рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма упр 93 стр 54

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

Заглавная буква в написании кличек животных. Различать собственные и нарицательные имена существительные, Писать с заглавной буквы имена собственные.

Заглавная буква в географических названиях. Различать собственные и нарицательные имена существительные, Писать с заглавной буквы имена собственные.

Диктант. Проверка написания изученных орфограмм Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Число имён существительных Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга - книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля - туфли, простыня - простыни). Работать с орфоэпическим словарём Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. С 66 упр 115 Проверочная работа.


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.С 67

Глагол как часть речи. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. С 68-73 Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

Упр 127 с 73

Число глагола Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин с 74-76 Правописание частицы не с глаголом.

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать)с 78-80

Обобщение знаний о глаголе Проверочная работа Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.С78-80 Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению Диктант за 3 четверть. Проверка написания изученных орфограмм Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. С 81 упр 143 Текст-повествование и роль в нём глаголов
Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании Распознавать текст-повествование. с82 упр 144

Развитие речи. Составление текста-повествования

. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. С 83 упр 145

Что такое имя прилагательное?. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Связь имени прилагательного с именем существительным

Прилагательные близкие и противоположные по значению. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка. *Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.

Диктант. Проверка написания изученных орфограмм Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Единственное и множественное число имён прилагательных


Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в тексте-описании Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. С 95-98

Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). С 95-97 Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».


Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). упр 170 с 98 Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению с 99 Проверочная работа. Проверь себя с. 99 Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению Анализ ошибок Выполнить работу над ошибками, допущенными в самостоятельной проверочной работе Местоимение Местоимение (личное) как часть речи


Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.*Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь). Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление по рисункам текста-диалога.


Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. С103 упр 177 Текст-рассуждение . Структура текста-рассуждения.


Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. С 105-106

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение по коллективно составленному плану (вопросам) Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Предлоги Роль предлогов в речи.


Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Правописание предлогов с именами существительными. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста Редактировать текст; восстанавли- вать деформированный повествовательный текст. Упр 192 с 112

Контрольный диктант

Проверка знаний за год,

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Повторение 16 ч.


Проект «В словари - за частями речи!».

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов.

Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий

Повторение по теме «Текст.»

Повторение и закрепление изученного материала

. Развитие речи. Сочинение па картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».у.195, с.117. Рассматривать репродукцию картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

Повторение по теме «Предложение»

Повторение и закрепление изученного материала

Повторение по теме « Слово и его значение»

Повторение и закрепление изученного материала

Повторение по теме «Части речи»

Повторение и закрепление изученного материала

Повторение по теме «Звуки и буквы.»

Повторение и закрепление изученного материала

Повторение по теме «Правила правописания.»

Повторение и закрепление изученного материала

Контрольное списывание.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Защита проекта«В словари - за частями речи!».

участвовать в презентации подготовленных заданий

Повторение и закрепление изученного материала

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

Русский язык Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1-4 классы в 2 ч..

Рабочие тетради (Русский язык)

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. В 2 ч. 1 -4 классы

Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1-4классы.

Методические пособия.

Канакина В. П., Фомичева Г. А. Русский язык. Методическое пособие.1-4 классы.

Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский яз№. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв. Образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний (по возможности).

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер.

Экранно-звуковые пособия

Канакина В. П. и др. Русский язык. 1 - 4 класс. Электронные пособия.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам (дом, зоопарк, ферма, транспорт магазин и др.).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5час в неделю - 170 час в год

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Наша речь (3 ч)

1

Язык и речь. Знакомство с учебником.

2

Виды речевой деятельности человека. Что можно узнать о человеке по его речи?

3

Диалог и монолог. Как отличить диалог от монолога?

Текст (4 ч)

4

Что такое текст? Признаки текста.

5

Тема и главная мысль текста. Словарный диктант.

6

Части текста. Построение текста

7 Стартовая контрольная работа. Диктант.


Предложение (12 ч)

8

Что такое предложение? Предложение как единица речи.

9

Знаки препинания в конце предложения.

10

Как из слов составить предложение?

11 Главные члены предложения (основа).

12 Второстепенные члены предложения. Словарный диктант.

13

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

14

Подлежащее и сказуемое - главные члены предло-жения.

15 Распространённые и нераспространённые предложения.

16 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» (упр. 47, с. 39.)

17 Распространённые и нераспространённые пред-ложения.

18 Связь слов в предложении. Как установить связь слов в предложении? Словарный диктант.

19

Проверочная работа по теме «Предложение».

Слова, слова, слова... (18 ч)

20

Что такое лексическое значение слова?

21

Что такое лексическое значение слова? Тематические группы слов.

22

Однозначные и многозначные слова.

23

Прямое и переносное значение слов. Контрольное списывание.

24 Синонимы

25 Антонимы.


Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам (упр.76, с.57.)

26

Антонимы.

28

Родственные слова.

29

Что такое однокоренные слова? Корень слова.

30

Корень слова. Однокоренные слова. Контрольный словарный диктант.

31

Выделение корня в однокоренных словах.

32 Слог как минимальная произносительная единица.

33

Ударение.

34

Развитие речи. Обучающее сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, опорным словам и вопросам. (у.114, с 74.)

35

Ударение. Работа с орфоэпическим словарём.

36

Перенос слов по слогам.

37

Проверочная работа.

Звуки и буквы (59 ч)

38

Различие звуков и букв.

39 Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

40

Как мы используем алфавит? Контрольный диктант за 1 четверть.

41 Работа над ошибками. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

42

Развитие речи. Изложение текста по вопросам (упр.140,с.92.)

43

Работа над ошибками. Проверочная работа (проверь себя).

44

Как определить гласные звуки?

45

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

46

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

47

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине З.И.Серебряковой «За обедом» (упр.133, с.87)

48

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

49

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

50

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Словарный диктант.

51 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

52 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

53 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

54

Развитие речи. Обучающее сочинение.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство.» (упр. 177, с.111)

55 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

56

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными»

57 Анализ ошибок. Проверь себя.

58

Как определить согласные звуки?

59 Развитие речи. Изложение деформированного текста по рисунку (упр.182,с 114).

60 Согласный звук [й'] и буква «и краткое»

61 Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

62 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам (упр.191,с.118).

63 Работа над ошибками.Проект «И в шутку и всерьёз»

64

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

65

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

66

Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Контрольный словарный диктант.

67 Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

68 Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы»

69 Работа над ошибками. Проверь себя.

70 Проект «Пишем письмо»

71 Контрольное списывание.

72 Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам учителя.

73 Повторение темы «Твердые и мягкие согласные».

74 Контрольный диктант за 2 четверть.

75 Работа над ошибками.Проект «Рифма».

76 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

77 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу.

78 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу.

79 Проверочная работа по теме «Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу, чк, чн, щн»

80

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

81

Произношение и написание парных звонких и глухих звуков.

82

Проверка парных согласных в корне слова. Словарный диктант.

83

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

84

Проверка парных согласных. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. «Каток».

85

Работа над ошибками.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным в корне

86

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным в корне

87

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным в корне

88

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам (упр.50, с.29).

89 Работа над ошибками. Закрепление материала по теме «Правописание парных согласных в корне и в конце слов»

90 Контрольный диктант по теме «Правописание парных согласных в корне и в конце слов» .

91 Работа над ошибками. Защита проектов «Рифма» и «В шутку и в серьёз»

92 Правописание слов с разделительным мягким знаком.

93 Правописание слов с разделительным мягким знаком.

94

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

95

Контрольное списывание с заданием.

96

Развитие речи. Обучающее сочинение на тему: «Зимние забавы».

Части речи (58 ч)

97 Работа над ошибками.Что такое части речи?

98 Что такое части речи?

99 Что такое имя существительное?

100

Общее представление об имени существительном как части речи.

101

Роль имен существительных в нашей речи.

102 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

103

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

104

Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Контрольный словарный диктант.

105 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

106 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

107

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины. В.М. Васнецова «Богатыри»(упр.97,с.57).

108

Работа над ошибками. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

109

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

110

Заглавная буква в написании кличек животных.

111

Заглавная буква в географических названиях.

112

Контрольный диктант по теме «Правописание собственных и нарицательных имен существительных».

113

Число имён существительных .

114 Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам(упр.115, с.66).

115 Число имён существительных. Закрепление изученного материала.

116 Проверочная работа. Проверь себя (с.67).

117

Что такое глагол?

118

Глагол как часть речи

119

Упражнение в различении глаголов.

120

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.К.Саврвсова «Грачи прилетели» (упр. 127, с.73).

121 Работа над ошибками. Упражнение в различении глаголов.

122

Единственное и множественное число глаголов.

123

Единственное и множественное число глаголов.

124

Правописание частицы не с глаголом.

125 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

126 Итоговый контрольный диктант за 3 четверть.

127

Работа над ошибками. Работа с деформированным текстом

(упр.143, с. 81).

128 Текст-повествование и роль в нём глаголов.

129

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

130

Проверь себя и оцени свои достижения (с.85).

131

Что такое имя прилагательное?

132

Связь имени прилагательного с именем существительным.

133

Прилагательные близкие и противоположные по значению. Словарный диктант.

134 Единственное и множественное число имён прилагательных

135

Употребление имен прилагательных в единственном и множественном числе.

136 Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

137 Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описании.

138

Развитие речи. Сочинение-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( упр.170,с.98).

139 Работа над ошибками.

140 Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверь себя с. 99.

141 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

142 Работа над ошибками.

143 Что такое местоимение (личное)?

144 Местоимение (личное) как часть речи.

145 Упражнение в употреблении местоимений в своей речи. Контрольный словарный диктант.

146 Что такое текст-рассуждение.?

147 Структура текста-рассуждения. Проверь себя. С.107.

148 Развитие речи. Подробное изложение по вопросам учителя.

149 Комплексная контрольная работа.

150 Общее понятие о предлоге.

151 Функция предлогов в речи.

152 Правописание предлогов со словами.

153

Итоговый контрольный диктант за год.

Повторение 16 ч.

154

Работа над ошибками. Проверь себя.с. 113

155

Развитие речи. Изложение текста по вопросам (упр. 192,с. 112).

156

Проект «В словари - за частями речи!». Повторение по теме «Текст».

157

Повторение по теме «Предложение».

158

Развитие речи. Сочинение па картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.195, с.117).

159

Повторение по теме « Предложение».

160

Повторение по теме « Слово и его значение». Контрольное списывание.

161

Повторение по теме «Части речи».

162

Повторение по теме «Части речи».

163

Повторение по теме «Звуки и буквы».

164

Повторение по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов».

165

Повторение по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слов».

166

Защита проекта «В словари - за частями речи!».

167

Повторение по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов».

168

Повторение по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов».

169

Повторение по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слов».

170

Обобщение материала по курсу русского языка за 2 класс.




27


© 2010-2022