- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру В гости к зиме. Как зимуют птицы и звери. Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц зимой
Урок по окружающему миру В гости к зиме. Как зимуют птицы и звери. Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц зимой
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кошевая О.Н. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
- К какой части природы относятся животные?
- Почему?
- На какие классы их разделяют?
- Как вы считаете, какая группа самая многочисленная?
1.Отгадывание загадки.
Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
(Зима) Да, это - зима - зимушка. Так ласково называют в народе самое суровое, но в то же время - прекрасное, красивое время года.
2. Беседа.
-
Назовите зимние месяцы.
- Вспомните, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
3. Игра "Не ошибись".
Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Листопад, гроза, снегопад, тёплый дождь, метель, цветение яблок, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица, буран, вьюга.
IV. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, кто сможет прийти зимой в гости к зайчику. (Просмотр отрывка из мультфильма "Кто придёт на Новый год")
Сегодня мы продолжим изучать животных и узнаем, как зимуют птицы и звери, как их жизнь зависит от неживой природы, от растений.
V. Работа над темой урока 1. Слушание рассказа М. Пляцковского. (Презентация) Какая же она зима? 2. Слово учителя. - Мы привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумываемся, что много людей на земле никогда не видели зимы, не знают, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушайте сами.
3. Чтение текста детьми.
Цапля: - Здравствуй, скворушка!
Скворец: - А что ты такая печальная, цапля? Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда? Скворец: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето! 4. Беседа.
- Почему эти птицы не знают, что такое зима?
- Как называют людей, которые изучают птиц?
- Как орнитологи узнали, куда улетают эти птицы?
- В песне прозвучали слова, что птицами называют тех, кто летает. Так ли это?
- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
- Назовите зимующих птиц.
Тяжело птицам зимой. Им надо обязательно помогать.
Назовите виды семян, которыми можно подкармливать птиц.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
8. Игра "Рассели животных". Так зимуют птицы. А как переживают зиму звери, насекомые, рыбы? Осенью звери усердно готовились к зиме. Делали запасы, нагуливали жир, меняли шубки. Расселите животных по домикам.
Барсук, кабан, медведь, лось, мышь, ёж, белка, волк, хомяк, заяц, лиса, рысь.
Ищут корм в природе
Впадают в спячку
Делают запасы
9. Работа в группах. Каждая группа получает картинку с изображением животного. (Задание. Рассказать к какой группе относится животное, как зимует). I группа
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса ) Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Мыши - основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
II группа
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц) Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря "косые" - гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками и корой деревьев.
Физкультминутка Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др. III группа
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?
(Божья коровка)
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это - божия ... Божьи коровки "перелётные" насекомые. В августе-сентябре жучки улетают на зимовку, а весной возвращаются обратно в свои "охотничьи угодья". Летят они на большой высоте, огромными стаями. Зимуют божьи коровки грандиозными скоплениями под камнями, сухими листьями, корой, в щелях, лесополосах. Иногда, в одном месте на зимовку собирается до 40 млн. особей и их общий вес составляет несколько тонн. IV группа
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Просыпается от сна. (Медведь) Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь - шатун. V группа
Трубит громко, да не трубач,
Настоящий он силач.
Имеет длинный хобот он.
Догадались? Это… (Слон). VI группа Тяжелы рога по весу, Ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость - Хмурый и сердитый (лось) Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо. Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг. VII группа На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом) Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. VIII группа Небольшая пестрая птица Не боится зимой простудиться, Угощенье наше ей снится. Прилетает к нам часто ... (синица). Синица - это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко - жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. 10. Слово учителя. Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу нужно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту и морковь, сено оставляют в стогах. VI. Итог урока Вы заметили, что в некоторых словах над буквами стоят снежинки. Составьте из этих букв слово, которое скажут вам животные за помощь в зимнее время.
(Получилось слово - СПАСИБО) Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.
VII. Домашнее задание Придумать зимнюю сказку с персонажами - животными. Продолжать подкармливать птиц с помощью кормушки.