- Преподавателю
- Начальные классы
- Авторская программа факультативного экологического курса «Человек-природа»
Авторская программа факультативного экологического курса «Человек-природа»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cибгатуллина И.И. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа ст.Миннибаево»
Авторская программа факультативного экологического курса
«Человек-природа»
Учитель начальных классов
Сибгатуллина И. И.
2012г.
Пояснительная записка Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.Экологическая проблема - одна из важнейших в современном мире. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится всё более и более мощным. Учёные сложившееся положение определяют как экологический кризис. На сегодня нет более важной задачи, чем найти выход из него. Для того, чтобы решить данную задачу, недостаточно усилий государств и их руководителей. В связи с этим экологическое образование становится одним из приоритетных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимаем целостную систему, включающую ряд элементов: •систему экологических знаний ( естественно- научных, ценностно- нормативных, практических), • экологическое мышление, •культуру чувств ( сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма), •культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Актуальность программы-начальная школа - начало становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок на этом этапе учится правильно относиться к объектам природы, к себе, людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Опыт работы показал, что дети не всегда правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль. Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, опроса, результатов мониторинга с предыдущим классом. Данная программа способствует формированию культуры поведения детей в природе, учит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, задуматься о своём образе жизни, пробудить желание защищать окружающую среду. Вместе с теорией младшие школьники получат практические умения и навыки. Экология и культура взаимосвязаны: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, в которой он живёт, формирование отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к окружающим людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения. Цель программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач: обучающих: - учить детей быть ответственными за свои поступки; - обогащать представления об окружающем мире; - сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов; - сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого; - научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки; - обучить работе с большим объёмом информации; развивающих: - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); - развивать творческое воображение, познавательные возможности детей; - пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом; - выявить и развить организаторские способности у детей; воспитательных: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы; - прививать любовь к природе, желание о ней заботиться; - совершенствовать навыки межличностного общения детей; В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы. Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
- к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
- Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
- Познавательное.
- Художественно-эстетическое.
- Природоохранное.
Тема №1. История возникновения и развития экологии. Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты. Тема №2. Голубая планета Земля. Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений. Тема №3. Жизнь в лесу. Леса Татарстана. Леса Альметьевского района. Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора. Тема №4. Многообразие животных и растений. Многообразие животных и растений в Татарстане. Многообразие животных и растений в Альметьевском районе. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы. Экскурсия на птицефабрику, экскурсия на ферму. Приглашение специалиста, ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями. Тема №5. Место человека в природе. Природа- колыбель человечества. Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом. Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».
- Борьба со стихийными свалками мусора.
- Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.
- Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в Татарстане, в Альметьевске. Беседа о состоянии экологии в современном Татарстане.
- Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».
- Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Дмитриева Н.Я., И.П. Товпинец «Естествознание» Пробный учебник- М.:
Для учащихся: 1.Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов « Животные.-М.: ЗАО «Росмэн», 2006. 2. Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО «Росмэн-пресс», 2007. 3.Всё обо всём. Насекомые и пауки.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 4.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./ Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ», 2007. 5. познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./ сост. Ляхов- М.: Тко«АСТ», 2007. 6. я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Сост. А.Е.Чижевский.-М.:Тко «АСТ», 2007.
Рецензия на авторскую программу факультативного курса
«Человек - природа»
учителя начальных МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»
Сибгатуллиной Ильсеяр Илтузаровны
Актуальность исследований, посвященных проблеме формирования экологической культуры младших школьников, объясняется тем, что школа должна воспитать личность, живущую в гармонии с окружающим миром и самим собой. Именно в младшем школьном возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности. Понимая важность решения данной проблемы, Сибгатуллина И. И. разработала программу «Человек - природа». Целью курса она считает воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей природной среды, бережно относящегося к богатствам природы. Данная программа реализуется через факультативные занятия (35 часовв 4классе). Сибгатуллина И. И. предоставила тематическое планирование с определением тем и содержаний занятий. Содержание факультативного курса «Юные экологи» создает позитивную мотивацию у учащихся к изучению в дальнейшем дисциплин естественного цикла, расширяет экологические знания. Использование краеведческого материала значительно активизирует процесс формирования экологического мышления, повышает интерес к данной проблеме. Практическая значимость данной программы заключается в том, что она позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы. Через программу данного курса формируется духовная и экологическая культура. Приобщение к национальным традициям осуществляется через внедрение регионального компонента. Программа направлена на формирование у учащихся творческого мышления, воспитания устойчивого интереса к предмету. Данный факультативный курс может быть рекомендован для использования в работе учителями начальных классов.
Рецензент: К.т.н., старший преподаватель кафедры экологии и технологии продуктов общественного питания АГИМС Хасаншина Э.М.