- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития устной речи на тему Время года - осень (3 класс)
Урок развития устной речи на тему Время года - осень (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболева Т.С. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Время года - осень». Тип урока: нетрадиционный (театрализованный). Цели урока: обобщение и систематизация знаний и представлений о времени года - осень. Задачи урока: Образовательные:
- закрепить ранее полученные знания;
- обобщить и систематизировать знания и представления об осени;
- расширять словарный запас учащихся.
- корригировать зрительное восприятие учащихся;
- корригировать и развивать устную речь учащихся;
- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
- воспитывать познавательный интерес, дисциплину;
- воспитывать любовь к родной природе.
- плакат «Календарь природы»,
- картинки «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»,
- фильм «Ах, какая Осень!»,
- мелодия из к/ф «Осенний марафон»;
- музыка для танца с Осенью,
- компьютер,
- подарок для Осени - шляпа,
- осенние листья, рябина,
- листочки из цветного картона,
- тема урока на ватмане,
- карточки со словами «о-сень», «сен-тябрь», «ок-тябрь», «но-ябрь»,
- фрукты: яблоки, груши,
- овощи: морковь, лук,
- картонные грибочки,
- корзина для Осени.
Ход урока:
- Организационно-подготовительный этап:
- по звонку найти своё место,
- взаимное приветствие,
- рапорт старосты класса, определение отсутствующих,
- организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
-
Сообщение темы урока.
Артикуляционная гимнастика: «Овощи»
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот, (открывать широко рот)
Он ходил в свой огород,
Улыбался во весь рот. («Улыбочка»)
Брал лопатку в руки («Лопаточка»)
И копал без скуки,
Вверх - вниз, вверх- вниз («Качели»)
Наклонялся наш малыш.
Вот зелёный удалец - («Трубочка»)
Это вкусный огурец,
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка. (Втянуть щёки)
Здесь пузатый кабачок (щёки надуть)
Солнцу показал бочок.
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать. («Язычок силач»)
- Дыхательное упражнение: «Грибочек и листочек».
-
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».
Стали листья собирать: (перебирают пальчиками по столу) Листик берёзы, листик рябины, листик тополя, листик осины, листик дуба (поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому, а потом складывают их в щепотку).
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять! (поочередно загибают пальцы на одной руке).
Сколько листиков собрали?
Пять! (Протягивают вперед ладошку).
С листьями осенними
Будем мы играть (поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы).
-
Вступительное слово учителя:
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется -
Значит, это время года…
(Осенью) зовется!
- Дети, а после какого времени года наступает осень? (после лета)
-
Основной этап.
Цель - закрепление, обобщение и систематизация знаний об осени.
-
Сообщение темы урока.
- Рассказ учителя по картинкам: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».
- Работа с картинками.
- Работа с календарём природы.
- Просмотр фильма про осень.
- Групповая творческая работа «Шляпа для Осени».
- Выход Осени под музыку. Осень заходит в класс под музыку, кружится, рассыпая листья.
Учитель:
Пышным сарафаном
Землю укрывая,
В гости к нам шагает
Осень расписная!
Осень: Привет, ребята, всем кричу!
Как вас зовут, узнать хочу!
Меня, ребята, вы узнали?
Я - Осень, Осень поздняя!
Рада я, дорогие ребята,
Что с любовью вы ждете меня!
Дети: Здравствуй, Осень!
Учитель: Дорогая Осень! Мы с ребятами очень рады нашей встрече! Как хорошо, что ты пришла сегодня к нам в гости! Осень: Мне не терпится поиграть с ребятами. Вы будете со мной играть? Я приготовила для вас загадки. Слушайте внимательно и попробуйте отгадать.
Учитель: Дети, будем отгадывать загадки?
-
Разгадывание загадок:
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.
(Дождь)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад) Груша, яблоко, банан, Ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты Вместе все зовутся... (фрукты).
Помидор, салат, укроп,
Репа, свекла и морковь
Да капуста, лук на щи -
Все вместе - это ... (овощи). Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... (гриб) - Молодцы! Все загадки мои отгадали. Учитель: Осень, мы не только умеем отгадывать загадки, но ещё мы умеем читать стихи.
- Чтение стихотворения:
Ученик: Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам. Осень: Да, ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. В моей корзинке много фруктов и овощей. (Осень достаёт из корзины овощи и фрукты по одному и кладёт на стол). Учитель: Да, действительно, Осень богата фруктами и овощами. Дети, давайте их назовём. Дети вместе с учителем называют сначала фрукты, а потом овощи (яблоко, груша, лук, морковь).
- Д/и «Чего не стало?».
- Подвижная игра «Собери листья».
-
Подарок для Осени (приготовленная «Шляпа для Осени»).
- Танец с Осенью.
-
Прощание с Осенью.
-
Закрепление.
- Итак, про какое время года мы сегодня с вами говорили? Про осень, верно!
- Осень приходит, после какого времени года? После лета.
Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью (что делает?) - моросит, идет и т.д.
Птицы осенью (что делают?) - улетают.
Листья осенью (какие?) - желтые, красные, золотые.
Погода осенью (какая?) - пасмурная, хмурая.
Звери осенью (что делают?)- готовятся к зиме, меняют шубки.
3. Заключительный этап
Цель - подвести итоги урока, отметить работу учащихся.
-
выводы,
-
оценка работы учащихся.