Математика Компоненты действия вычитания

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологичная карта урока

Дата проведения: 24.02.2013

Учитель: Балаева Ольга Михайловна,

первая квалификационная категория

МБОУ «Гимназия № 8»

Учебный предмет

Математика

Класс

1

Технолгия построения урока

Урок формирования первонаяальных предметных умений

Тема урока

Компоненты действия вычитания

Цель урока

Образовательная: изучить название компонентов при вычитании

развитвающая: развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных (соблюдение правил работы в группе), регулятивных (оценка, самооценка, целеполагание) универсальных учебных действий

воспитательная: формирование личностных универсальных учебных действи.

Планируемые результаты урока

Основные термины, понятия, которые будут введены в ходе урока

Компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности, разность

Предметные знания и умения, которыми обвладеют обучающиеся в результате проведённого урока

Знать: термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

Понимать: взаимосвязь между целым и частями, прием сложения и вычитания на числовом отрезке.

Применять: считать в пределах 10, читать равенства на вычитание разными способами.

Анализировать: видеть ошибки в рассуждениях, объяснить их.

Синтезировать: формулировать предложения с новыми терминами.

Оценивать: свою работу по заданным критериям.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные: осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывание их с реальными жизненными целями и ситуациями, формирование мотивации к обучению;

познвательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структуирование, логические действия и опреции, осуществелние анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

регулятивные: управление познавательной деятельностью и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоупраление и саморегуляция в учебной деятельности;

коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно котролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя;

умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Организация урока

Формы работы

Индивидуальная, груповая, парная, коллективная.

Оборудование и инструментарий

Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групповой работы, слайдовая презентация

Базовые технологии

Технология проблемно-диалогического подхода

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I.

Организационный этап

Создание условий для внутренней потребности у обучающихся потребности включения в учебную деятельность

-Уважаемые исследователи! Кто из вас был в Карликании?

-Что за Карликания?

-Где она находится?

-Кто там живет?

- Значит, никто не был там? Жаль! Это очень интересная страна. Я изучила ее вдоль и поперек, подружилась со всеми жителями. Хотите отправиться со мной в Карликанию?

-Только знайте, путешествие будет нелегким. Чтобы вам было легче ориентироваться в нашем путешествии, у каждого из вас будет своя, индивидуальная, карта урока. Она лежит у вас на парте. Возьмите ее в руки, рассмотрите. В этой карте вы будете отмечать все свои достижения, будете оценивать свою работу во время путешествия в баллах. А я вам помогу это сделать правильно.



Одевают колпачки

ЛУУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, определение объекта для наблюдения на уроке

Экскурс по картинке:

- Карликания - особенная страна. Там живут все математические знаки, геометрические фигуры, арифметические действия, алгоритмы, соблюдаются законы математики (слайд 1.)

Но прежде чем отправиться в путешествие, необходимо выбрать проводника, который будет направлять и помогать в путешествии. (Это вы, Ольга Михайловна?)

- Да, но мне нужны помощники (выходят 4 ученика.)

Готовы? Готовы!

Называют жителей Карликании,

выбирают помощников проводника

ПУУД: Формирование логических действий анализа, сравнения, причинно-следственных связей

КУУД: умение выражать свои мысли полно и точно.

РУУД: целеполагание, планирование

Разминка:

(слайд 2)

  1. Счет ритмичный от 10 до 1 только четные числа

  2. Только нечетные.

  3. Назовите следующее число 2,15. Как получить следующее число?

  4. Назовите предыдущее число 7,12. Как получить предыдущее число?

  5. Какое число стоит между 6 и 8?

  6. Назовите соседей 17, 13, 15.

В стране Карликании очень любят исследователей дружных, трудолюбивых, смелых и находчивых. Давайте ценим свою работу на этом этапе урока. Возьмите технологическую карту, найдите 1 строку (учитель читает название).Те, из вас, кто решил все примеры без ошибок, обводят в кружок цифру 3 и т.д. по карте.

(слайд 3)

- Возьмите карточку №1. Записывайте в ней только ответы в строчку.

- Из какого числа надо вычесть 4, чтобы получить 2?

- 6 - это 4 и сколько?

- Первое слагаемое 1, второе 3.Найдите сумму.

Вооружитесь простыми карандашами (работа в парах), поменяйтесь карточками с соседом, если есть ошибка - исправьте и объясните свой выбор товарищу, верните карточку соседу (не забудьте сказать друг другу добрые слова)

Возьмите ТК и заполните 2 строку таблицы.

Всего 3 задания? Я бы добавила: «какое задание мы выполнили?» Или «Какое умение мы проверили»? иначе непонятно, что дети оценивают. Кстати, так можно делать на каждом параметре.

- Уважаемые исследователи! Сначала каждый сам, а потом обсудите в паре, какие равенства на сложение или вычитание можно записать, используя только числа 6, 2, 4.

Сначала запишите эти равенства каждый на своей карточке, потом сравните с карточкой партнера. Убедите друг друга в том, что ваш выбор правильный.

Помощники могут подойти и проверить выполненное задание.

Возьмите ТК и заполните 3 строку таблицы. Аналогично заполнению 2 строки

Считают устно называя ответ и показывая его на математическом веере;

Заполняют технологическую карту, повторяют изученный материал

Работают в парах

Оценивают работу свою и в паре



РУУД: целеполагание, планирование

Пока ребята выполняют это задание, мы выполним гимнастику для глаз, ведь математики должны быть очень зоркими.

  1. «Скользите» глазами легко и плавно вправо и влево не останавливаясь (в течение 30 секунд).

  2. Опишите глазами горизонтальную «восьмёрку», а затем «окружность» максимального размера 8 раз в обе стороны. Следите за правильностью выполнения «рисунка».

  3. Закройте глаза, расслабьтесь. Теперь выполните круговые движения глазами по кругу - сначала в одну сторону, затем в другую 8 раз.

  4. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки, затем медленно приближайте палец к кончику носа, не переставая смотреть на него. Повторите движения: вперёд - к переносице, вперёд - на точку между бровями (по 8 раз).

  5. Расслабьте глаза, поморгайте, похлопайте ресницами.

Выполняют лечебную гимнатику для глаз.

III. Этап формулирования темы и целей урока. Планирование деятельности

Постановка проблемы по формулированию темы и целей урока

На доске помощники записывают выражения

2+4=6

4+2=6

6-2=4

6-4=2

- А ну-ка, помощники, прочитайте записанные на доске выражения, используя названия компонентов и результата действия сложения.

- А как выдумаете, при вычитании числа имеют свои математические названия? Это самое главное исследование нашего путешествия! И тема нашего урока.

6 - уменьшается, значит, уменьшаемое.

2 - из 6 вычитаем, значит 2 - вычитаемое.

4 - результат вычитания, разность (или разность 6 и 2=4, 6 и 4 = 2).

- Откройте учебник на стр. , проверьте свои высказывания.

(слайд 4) На доске появляются названия компонентов вычитания.

- Зачем надо знать название компонентов вычитания? (чтобы правильно, грамотно объяснять, рассуждать и выполнять действия сложения и вычитания).

- Правильно! Хотите проверить на практике результаты своего исследования?

Формулируют тему и цели урока

РУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели.

КУУД: Формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

IV. Этап формирования первоначальных предметных умений

Применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).

Проговаривание нового знания, оформление в виде опорного сигнала.

Возьмите карточку № 2 с таблицей, приготовьте ручку. Дальнейшее путешествие требует совместной работы в группе. Важны высказывания и работа каждого человека, надо уметь договариваться друг с другом и принимать общее решение. Если ответ у группы готов - поднимаем руку! Итак, образуем группы по 4 человека.
Возьмите ТК и заполните 4 строку таблицы. Аналогично заполнению 2 строки

Выполните самооценку выполненной работы

Комментируя, выполняют работу по карточке в группе (Дети поочередно решают, рассуждают и находят неизвестное число), где само задание? Результаты озвучиваются?

Заполняют технологическую карту.

ЛУУД: адекватно оценивать свои возможности

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

знково-символические - моделирование, самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поиского характера, построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения.

РУУД: учиться оценивать результаты своей работы.

Формировать способность к организации своей деятельности.

Первичное закрепление

Проверка усвоения материала при решении учебных практических задач.

Взаимопроверка, самопроверка

Физкультминутка. Игра на внимание «Карлики и великаны». Сначала игра идёт по существующим правилам, затем они изменяются: если называются компоненты действия сложения нужно изобразить «карликов», а компоненты действия вычитания] нужно изобразить «великанов».

Формирование способности осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать аналогии.

Закрепление нового материала

От каждой группы выходят по одному представителю к доске. Объясните свой выбор и получите знак, который поможет разгадать главное слово нашего путешествия (дети читают выражение на "вычитание" разными способами, используя названия компонентов вычитания).

Из полученных букв составляем слово " ключ". Это если групп - 4. А ведь их может быть и больше…

МОЛОДЦЫ! Этим ключом мы откроем ворота страны Карликании.

Возьмите ТК и заполните 5 строку таблицы.

Представители групп выходят к доске и рассказываю о результатах работы, подводят итог работы группы, дают оценку работе группы и полученному результату

Из полученных букв составляют слово КЛЮЧ

КУУД: Формирование способности использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

РУУД: взаимоконтроль, коррекция и оценка

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности

Соотнесение итогов урока с поставленным целями в начале урока.

Самооценка деятельности своей и всего класса.

А этот урок подходит к концу, в путешествия по морю знаний мы отправимся на следующих уроках. Чему мы сегодня учились, в чём тренировались, выполнили поставленные цели?

Что вы можете рассказать о проделанной работе во время путешествия?- устно считали арифметические диктанты, составляли выражения на сложение и вычитание, узнали названия компонентов вычитания! Мы научились рассуждать! А главное путешествовали дружно, не боялись трудностей, помогали друг другу и, НОВОЕ! Учились работать с технологической картой урока, учились оценивать, как каждый из вас работал на уроке. А это очень важно, очень пригодится вам в жизни умение себя оценивать!

Всем ребятам советую прочитать чудесную книжку " Путешествие по Карликании и Альджебре", которую написал В. Левшин.

Если вы довольны своей работой, вы выберите зелёный колпачок, если на уроке испытывали некоторые трудности - жёлтый, а если не довольны своей работой - красный. Итак, ваша самооценка?

Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет флажка.

Что необходимо сделать, над чем потренироваться, чтобы каждый ученик был доволен своей работой на уроке?

Действительно, нужно быть внимательным, выслушивать мнения своих товарищей, высказывать своё мнение.

Я уверена, что впереди нас ждут много открытий! Желаю вам попутного ветра, юные путешественники! Спасибо за урок!

Подводят итог урока.

Выполняют оценку и самооценку проделанной работы

Выбирают тот или иной колпачок и украшают жителей Карликании на экране.

РУУД: Формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

формирование способности к самооценке.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соотетствии с задачами и условиями коммуникации



© 2010-2022