- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык 3 класс Программа «Школа России» Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Русский язык 3 класс Программа «Школа России» Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Рощина Н.Н. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Русский язык
3 класс
Программа «Школа России»
Тема: «Правописание
безударных гласных
в корне слова»
Учитель: Рощина Н.Н.
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цели: 1) Обучающие: формировать умение видеть орфограмму в корне слова; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; 2) Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развивать умение применять ранее изученные правила, умение ставить и решать проблемную ситуацию. 3) Воспитывающие: прививать любовь к природе; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать культуру общения в совместной деятельности. Оборудование: оформленная доска, карточки с заданиями, справка из этимологического словаря, дерево, листочки, компьютерная презентация урока. Тип урока: предметный. Форма урока: урок-постановка учебных знаний. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах постоянного состава, дифференцированная работа. Методы: словесные, частично-поисковый. Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, мультимедийное сопровождение урока.
Ход урока: I. Организационный момент.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады! - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым правилом, совершим заочную экскурсию в осенний лес. Подпишите число, классная работа. II. Актуализация знаний (состав слова). - Прочитайте слова. Проход, дожди, яблонька, перелёт, осень, щепочка - подберите слова к схемам на доске:
проход перелёт дожди осень яблонька щепочка -Проверим. Как распределили слова по схемам? - В какой части слова оказалась безударная гласная?
ІІІ. Сообщение темы и цели урока. - Сделайте вывод, где может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе) - Да, безударная гласная может находиться в разных частях слова. Но сегодня мы будем работать с безударной гласной в корне слова. Итак, тема урока - «Правописание безударной гласной в корне слова». -Поставьте перед собой цель, чему будем учиться? - Верно, познакомимся с особенностями безударных гласных в корне слова и будем учиться их проверять. ІV. Работа с правилом. - Вспомните, какие гласные требуют проверки? (Гласные а, о, и, е, я - в безударных слогах надо проверять) - Вспомните правило проверки безударных гласных, расскажите друг другу. (1 ученик рассказывает) V. Работа по теме урока. Все молчаливей и тише становится в осеннем лесу. Деревья уже сбросили золотую листву, лишь зеленеет ёлочка на лесной полянке. Прячется за трухлявым пнем одинокий грибок. Не найдешь здесь уже сладкой малины и сочной черники.
Тоскливо лесным жителям. Посидела синичка на мокрой от дождя ветке, вспорхнула и улетела. Медведь уже спит в своей теплой берлоге. Только голодный волк рыщет по лесу.
Ударили первые морозцы. Поседел от инея лес. Недолго ждать ему теплого снежного покрывала.
-
Д…ревья уже сбросили золотую л…ству,
лишь зеленеет ёлочка на л…сной п…лянке. - Обратите внимание на выделенные слова. Спишите выделенные слова, вставьте пропущенные буквы, запишите проверочное слово. Слова в первой строке для 1 варианта, слова второй строки для 2 варианта. - В какой части слова встретились безударные гласные? Объясните. (Деревья - ударение падает на е, безударная гласная Е в корне слова, проверочное слово дерево.) Как вы думаете, какая из этих схем подойдёт к проверке слов из этого предложения?
- Слова с двумя безударными гласными в корне.
Посидела синичка на мокрой от дождя ветке, вспорхнула и улетела. Посидел от инея лес. - Какие слова в предложениях звучат одинаково? - А одинаковое ли у них значение? - Какое значение слова посидела в 1 предложении? - Подберите проверочное слово - (сидя). - Скажите о лесе по - другому. - Каким стал лес? - (Лес стал седой - седенький). - Спишите предложения, записывая в скобках проверочные слова, выделите корни. Проверка: - Какую безударную гласную вставили в слове посидела в 1 предложении? Во 2 предложении? (и, е) Посидела (сидя) Поседел (седенький) - Почему гласные разные? (У слов разное значение, которое понятно только из предложения)!!!!! - Какую схему подберём к этой особенности безударных гласных в корне?
4) Этимологическое значение слова. Работа со словарем. - Продолжим работу по теме урока. Отгадайте загадки, отгадки запишите (на доске). Зимой спит, Летом - ульи ворошит. (Медведь)
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой- Шустрая… (Синица) - Выделите корни, отметьте безударные гласные. - Можно ли их проверить? (Нет, это словарные слова) - А вот дежурным по словарю было дано задание на дом. Ребята подготовили нам справки о происхождении этих слов. - Послушаем их сообщения. !!!!!! - Сделайте вывод, можно ли проверить безударную гласную в этих словах? (Да, можно. Если знать происхождение этих слов) - Повторим. - Какие особенности правописания безударных гласных в корне вы узнали? ( Бывает 1 безударная гласная в корне, бывает - 2 БГ в корне. У слов бывает разное значение, которое понятно только из предложения. Историческое объяснение выбора безударной гласной )
1 слайд - ТИТ
2 слайд - слова
На доске открыть тему
а,о,и,е,я, под тему на доску.
Работа в парах.
3 слайд меняются картинки. Читаю текст
4 слайд
5 слайд - проверка
Выбирают схему.
Схема - 1 без.гласная в корне - на доску.
6 слайд (даны слова врассыпную)
7 слайд. На экране появляются группы слов. Затем выделяется корень.
Схема - 2 без.гласные в корне - на доску.
8 слайд. Предложения
9 слайд. Проверка
Схема -без.гласные в корне - значение слова. На доску.
1 ученик у доски.
Схема -без.гласные в корне - история слова. На доску.
VІ. Физминутка.
Руки вверх и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем,
Крылья сложили назад.
VІІ. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам.
- Ребята, возьмите Карточку № 1 . Прочитайте задание и выполните его на карточке.
Карточка № 1 .
Вставьте безударные гласные в слова, устно подбирая проверочные слова.
Обл..тели листья с клёна.
Клён от хол..да др..жит.
На дорожке у балкона
З..л..той к..вёр л..жит.
Проверка:
- Объясните правописание слов.
(Облетели. Безуд. гласная е - проверочное слово лёт)
Карточка № 2 . Дифференцированная работа. Задание по выбору.
-
Вставьте безударную гласную, запишите проверочные слова
Л..стопад- __________________________________________,
м..л..дой -___________________________________________,
в..твистый -________________________________________,
с..сновый - __________________________________________.
-
Составьте предложение, вставьте пропущенные гласные буквы
П..лянах, пок..зались, на, л..сички, л..сных, з..л..тые.
-
Вставь безударную гласную, подбери проверочное слово.
На ветке (__________) вес.. ло (_____________) расп…вал (______________) сол…вей.
Таблетку я (____________) зап…вала (___________) в…дой.
Проверка:
- Кто выбрал 1 задание? Прочитайте, объясните.
- Кто выбрал 2 задание? Прочитайте предложение, объясните.
- Кто выбрал 3 задание? Прочитайте, объясните.
10 слайд. Проверка.
Самостоятельная работа по карточкам (индивидуально)
Слайд 11 (задание № 2 по выбору)
Слайд 12-13 (проверка)
Карточка № 3 . Работа в группах.
- Прочитайте предложения. Зачеркните ненужную букву.
Хор (а/о) шо в (о/а)сеннюю пору в л(и/е)су: св(и/е)жо и влажно. С(е/и)жу на п(е/и)ньке и любуюсь. На п(о/а)ляне л(и/е) жит поваленная с(о/а)сна, а дальше - с(а/о)сновый бор.
Проверка.
- Читайте слова, где исправляли ошибку. Объясните.
Слайд 14 (задание № 3)
VІІІ. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, какова была тема урока?
Наша экскурсия в осенний лес подходит к концу. И на память об осени, вернём на 1 деревце яркие листочки.
- Красный листик - высокая оценка вашей работе; - Желтый - средняя; - Зеленый листик- нужно еще потрудиться.
- Спасибо, ребята.
Домашнее задание по выбору на карточках (зел. карт - у .233, крас.карт. - Составьте рассказ об осени, используя слова с безударными гласными в корне). Задание можно взять у доски.
Слайд 15
Слайд 16 . Заключительный
10