Русский язык 3 класс Программа «Школа России» Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Русский язык

3 класс

Программа «Школа России»

Тема: «Правописание

безударных гласных

в корне слова»





Учитель: Рощина Н.Н.











Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели: 1) Обучающие: формировать умение видеть орфограмму в корне слова; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; 2) Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развивать умение применять ранее изученные правила, умение ставить и решать проблемную ситуацию. 3) Воспитывающие: прививать любовь к природе; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать культуру общения в совместной деятельности. Оборудование: оформленная доска, карточки с заданиями, справка из этимологического словаря, дерево, листочки, компьютерная презентация урока. Тип урока: предметный. Форма урока: урок-постановка учебных знаний. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах постоянного состава, дифференцированная работа. Методы: словесные, частично-поисковый. Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, мультимедийное сопровождение урока.













Ход урока: I. Организационный момент.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

- Видеть Вас мы очень рады! - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым правилом, совершим заочную экскурсию в осенний лес. Подпишите число, классная работа. II. Актуализация знаний (состав слова). - Прочитайте слова. Проход, дожди, яблонька, перелёт, осень, щепочка - подберите слова к схемам на доске:

проход перелёт дожди осень яблонька щепочка -Проверим. Как распределили слова по схемам? - В какой части слова оказалась безударная гласная?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока. - Сделайте вывод, где может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе) - Да, безударная гласная может находиться в разных частях слова. Но сегодня мы будем работать с безударной гласной в корне слова. Итак, тема урока - «Правописание безударной гласной в корне слова». -Поставьте перед собой цель, чему будем учиться? - Верно, познакомимся с особенностями безударных гласных в корне слова и будем учиться их проверять. ІV. Работа с правилом. - Вспомните, какие гласные требуют проверки? (Гласные а, о, и, е, я - в безударных слогах надо проверять) - Вспомните правило проверки безударных гласных, расскажите друг другу. (1 ученик рассказывает) V. Работа по теме урока. Все молчаливей и тише становится в осеннем лесу. Деревья уже сбросили золотую листву, лишь зеленеет ёлочка на лесной полянке. Прячется за трухлявым пнем одинокий грибок. Не найдешь здесь уже сладкой малины и сочной черники.

Тоскливо лесным жителям. Посидела синичка на мокрой от дождя ветке, вспорхнула и улетела. Медведь уже спит в своей теплой берлоге. Только голодный волк рыщет по лесу.

Ударили первые морозцы. Поседел от инея лес. Недолго ждать ему теплого снежного покрывала.

  1. Д…ревья уже сбросили золотую л…ству,

лишь зеленеет ёлочка на л…сной п…лянке. - Обратите внимание на выделенные слова. Спишите выделенные слова, вставьте пропущенные буквы, запишите проверочное слово. Слова в первой строке для 1 варианта, слова второй строки для 2 варианта. - В какой части слова встретились безударные гласные? Объясните. (Деревья - ударение падает на е, безударная гласная Е в корне слова, проверочное слово дерево.) Как вы думаете, какая из этих схем подойдёт к проверке слов из этого предложения?

  1. Слова с двумя безударными гласными в корне.
Читаю предложения: Деревья уже сбросили золотую листву, лишь зеленеет ёлочка на лесной полянке. Только голодный волк рыщет по лесу. - Подберите к выделенным словам однокоренные, какие цепочки у нас получатся? Голод, зелёный, позолота, голодный, зелень, золотой, голодает, зеленеет, золото. (Золото - позолота - золотой. Зелень - зелёный - зеленеет Голод - голодный - голодает). - Какой корень? - Найдите в каждой цепочке слово с двумя безударными гласными в корне. - Можем сказать, что слово золото и позолота являются проверочными к слову - золотой? - Назовите проверочные слова к слову - зеленеет, голодает. - Сколько проверочных слов потребовалось для проверки двух безударных гласных в корне слова? - Какая схема подойдет к этой особенности безударных гласных в корне? 3) Омонимичные корни. - А вот следующую особенность проверки безударных гласных в корне мы узнаем, поработав с данными предложениями. Читаю:

Посидела синичка на мокрой от дождя ветке, вспорхнула и улетела. Посидел от инея лес. - Какие слова в предложениях звучат одинаково? - А одинаковое ли у них значение? - Какое значение слова посидела в 1 предложении? - Подберите проверочное слово - (сидя). - Скажите о лесе по - другому. - Каким стал лес? - (Лес стал седой - седенький). - Спишите предложения, записывая в скобках проверочные слова, выделите корни. Проверка: - Какую безударную гласную вставили в слове посидела в 1 предложении? Во 2 предложении? (и, е) Посидела (сидя) Поседел (седенький) - Почему гласные разные? (У слов разное значение, которое понятно только из предложения)!!!!! - Какую схему подберём к этой особенности безударных гласных в корне?

4) Этимологическое значение слова. Работа со словарем. - Продолжим работу по теме урока. Отгадайте загадки, отгадки запишите (на доске). Зимой спит, Летом - ульи ворошит. (Медведь)

Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой- Шустрая… (Синица) - Выделите корни, отметьте безударные гласные. - Можно ли их проверить? (Нет, это словарные слова) - А вот дежурным по словарю было дано задание на дом. Ребята подготовили нам справки о происхождении этих слов. - Послушаем их сообщения. !!!!!! - Сделайте вывод, можно ли проверить безударную гласную в этих словах? (Да, можно. Если знать происхождение этих слов) - Повторим. - Какие особенности правописания безударных гласных в корне вы узнали? ( Бывает 1 безударная гласная в корне, бывает - 2 БГ в корне. У слов бывает разное значение, которое понятно только из предложения. Историческое объяснение выбора безударной гласной )

1 слайд - ТИТ



2 слайд - слова



На доске открыть тему

а,о,и,е,я, под тему на доску.

Работа в парах.

3 слайд меняются картинки. Читаю текст



4 слайд

5 слайд - проверка

Выбирают схему.

Схема - 1 без.гласная в корне - на доску.

6 слайд (даны слова врассыпную)

7 слайд. На экране появляются группы слов. Затем выделяется корень.

Схема - 2 без.гласные в корне - на доску.

8 слайд. Предложения



9 слайд. Проверка

Схема -без.гласные в корне - значение слова. На доску.

1 ученик у доски.





Схема -без.гласные в корне - история слова. На доску.





VІ. Физминутка.

Руки вверх и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем,

Крылья сложили назад.

VІІ. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята, возьмите Карточку № 1 . Прочитайте задание и выполните его на карточке.

Карточка № 1 .

Вставьте безударные гласные в слова, устно подбирая проверочные слова.

Обл..тели листья с клёна.

Клён от хол..да др..жит.

На дорожке у балкона

З..л..той к..вёр л..жит.

Проверка:

- Объясните правописание слов.

(Облетели. Безуд. гласная е - проверочное слово лёт)

Карточка № 2 . Дифференцированная работа. Задание по выбору.

  1. Вставьте безударную гласную, запишите проверочные слова

Л..стопад- __________________________________________,

м..л..дой -___________________________________________,

в..твистый -________________________________________,

с..сновый - __________________________________________.



  1. Составьте предложение, вставьте пропущенные гласные буквы

П..лянах, пок..зались, на, л..сички, л..сных, з..л..тые.



  1. Вставь безударную гласную, подбери проверочное слово.

На ветке (__________) вес.. ло (_____________) расп…вал (______________) сол…вей.

Таблетку я (____________) зап…вала (___________) в…дой.

Проверка:

- Кто выбрал 1 задание? Прочитайте, объясните.

- Кто выбрал 2 задание? Прочитайте предложение, объясните.

- Кто выбрал 3 задание? Прочитайте, объясните.



10 слайд. Проверка.

Самостоятельная работа по карточкам (индивидуально)

Слайд 11 (задание № 2 по выбору)



Слайд 12-13 (проверка)

Карточка № 3 . Работа в группах.

- Прочитайте предложения. Зачеркните ненужную букву.

Хор (а/о) шо в (о/а)сеннюю пору в л(и/е)су: св(и/е)жо и влажно. С(е/и)жу на п(е/и)ньке и любуюсь. На п(о/а)ляне л(и/е) жит поваленная с(о/а)сна, а дальше - с(а/о)сновый бор.

Проверка.

- Читайте слова, где исправляли ошибку. Объясните.

Слайд 14 (задание № 3)

VІІІ. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, какова была тема урока?

Наша экскурсия в осенний лес подходит к концу. И на память об осени, вернём на 1 деревце яркие листочки.



- Красный листик - высокая оценка вашей работе; - Желтый - средняя; - Зеленый листик- нужно еще потрудиться.

- Спасибо, ребята.

Домашнее задание по выбору на карточках (зел. карт - у .233, крас.карт. - Составьте рассказ об осени, используя слова с безударными гласными в корне). Задание можно взять у доски.

Слайд 15

Слайд 16 . Заключительный

10


© 2010-2022