Урок русского языка 3 класс. Тема: Что могут части слова (обобщение по теме Состав слова)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Новопашина Елена Дмитриевна

3 класс

Тема урока: Что могут части слова

Цели урока:

обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Состав слова» в процессе игровой учебной деятельности;

развивающая: развитие умения выделять общие и существенные признаки, умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности;

воспитывающая: воспитание привычки к различным формам познавательной деятельности, способности продуктивно работать в условиях группы.


№ пп

Этапы

Дидактич. адачи

Ход урока

1

Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии -Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядем удобно и начнём работать.

Дети сидят в группах.

2

Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. -Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы совершим путешествие в страну частей слова. А поплывём мы на корабле и будем делать остановки на островах. Но чтобы отплыть от берега надо выполнить задание.

1. Отплытие.

Шарада «Спрятанное слово»

Приставку возьми из слова поплыл.

Корень отыщется в слове путник.

Суффикс подскажет слово водный,

Окончание найдешь в слове выносливый.

(попутный) -Итак, начинаем путешествие. И по морской традиции желаю вам попутного ветра.

3


Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей 1. Первая остановка. Остров «Корень»

а) Инструктаж учителя к игре «Запусти рыбок в аквариум»

(Из списка выбрать однокоренные слова)

  • Задание первой группе: пригорок, горный, гористый, загорелый, горка, горе.

  • Задание второй группе: провод, водичка, безводный, наводнение, водица, переводчик.
  • Задание третьей группе: больной, больница, большой, болезнь, большенький, болеть.
б) Самостоятельная работа учащихся в группах. в) Проверка: афиширование работ; фронтально по вопросам учителя:

-Почему не всех рыбок запустили в аквариум?

-Докажите, что эти слова не однокоренные.

-Что было важным в этой работе?

-Молодцы. Отправляемся дальше.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

2. Вторая остановка. Остров «Приставка».

а) Инструктаж учителя к игре «Найди лишнее слово»

  • Посмотреть, победить, поплыть, погрустить.

б) Фронтальная работа.

в) Подведение итога игры:

- Какую роль выполняет приставка?

3. Третья остановка. Остров «Суффикс».

а) Инструктаж учителя к заданию каждой группе.

  • Задание первой группе: образовать от слов медведь, заяц, слон однокоренные слова со значением самка животного и детеныш (раздаются картинки с изображением животных).

  • Задание второй группе: подобрать к прилагательным однокоренные существительные, обозначающие качества человека: глупый, хвастливый, сильный, старый.
  • Задание третьей группе: образовать слова с помощью суффиксов от данных слов: корабль, море, небо, рыба.
б) Самостоятельная работа учащихся в группах. в) Проверка (афиширование работ). г) Подведение итога игры.

-Для чего служит суффикс?

4. Четвертая остановка. Остров «Окончание».

а) Инструктаж учителя к заданию.

  • Разбить на группы. (На столах лежат 6 картинок дом, домик, домище, дома, домики, домища).
  • Самостоятельная работа учащихся в группах.
  • Проверка фронтально.
  • Подведение итога.

-Для чего служит окончание?

Физминутка.




5. Слово учителя: -Вот мы вернулись домой. После любого путешествия у человека остаются воспоминания, впечатления. Ими хочется поделиться. -Где вы побывали?

-Как работают части слова?

-Ваши знания пригодятся в следующей работе.

6. Инструктаж учителя:

  • Задание первой группе: игра «Собери пазлы»
(Группе раздаются пазлы и правила игры.)
  • Задание второй группе: подобрать к схеме слова по сюжетной картинке.
  • Задание третьей группе: образовать однокоренные слова, используя картинки и разбить их на группы.

7. Самостоятельная работа учащихся в группе.

8. Проверка:

презентация работ;

беседа по вопросам учителя:

-Из каких частей может состоять слово? (1 группа)

-Из каких частей состояли слова вашей группы? (2 группа)

-Всегда ли слово состоит из этих частей? (2 группа)

-Были ли в вашей группе слова, не подходящие ни к одной схеме? (3 группа)

9. Обобщение.

-Как работают части слова? Блиц-опрос.

4

Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Итоговая беседа:

-Какую тему повторяли?

-Для чего нужно уметь определять части слова?

-Что показалось сложным?

-Что было интересного на уроке?

5

домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Написать мини - сочинение на тему: «Как работает часть слова». А о какой части писать, вы выберите сами.

-Спасибо за работу. Желаю вам попутного ветра в учёбе.


© 2010-2022