- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 3 класс. Тема: Что могут части слова (обобщение по теме Состав слова)
Урок русского языка 3 класс. Тема: Что могут части слова (обобщение по теме Состав слова)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новопашина Е.Д. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель: Новопашина Елена Дмитриевна
3 класс
Тема урока: Что могут части слова
Цели урока:
-
обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Состав слова» в процессе игровой учебной деятельности;
развивающая: развитие умения выделять общие и существенные признаки, умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности;
воспитывающая: воспитание привычки к различным формам познавательной деятельности, способности продуктивно работать в условиях группы.
№ пп
Этапы
Дидактич. адачи
Ход урока
1
Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии -Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядем удобно и начнём работать.
Дети сидят в группах.
2
Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. -Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы совершим путешествие в страну частей слова. А поплывём мы на корабле и будем делать остановки на островах. Но чтобы отплыть от берега надо выполнить задание.
1. Отплытие.
Шарада «Спрятанное слово»
Приставку возьми из слова поплыл.
Корень отыщется в слове путник.
Суффикс подскажет слово водный,
Окончание найдешь в слове выносливый.
(попутный) -Итак, начинаем путешествие. И по морской традиции желаю вам попутного ветра.
3
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей 1. Первая остановка. Остров «Корень»
а) Инструктаж учителя к игре «Запусти рыбок в аквариум»
(Из списка выбрать однокоренные слова)
-
Задание первой группе: пригорок, горный, гористый, загорелый, горка, горе.
- Задание второй группе: провод, водичка, безводный, наводнение, водица, переводчик.
- Задание третьей группе: больной, больница, большой, болезнь, большенький, болеть.
-Почему не всех рыбок запустили в аквариум?
-Докажите, что эти слова не однокоренные.
-Что было важным в этой работе?
-Молодцы. Отправляемся дальше.
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей
2. Вторая остановка. Остров «Приставка».
а) Инструктаж учителя к игре «Найди лишнее слово»
-
Посмотреть, победить, поплыть, погрустить.
б) Фронтальная работа.
в) Подведение итога игры:
- Какую роль выполняет приставка?
3. Третья остановка. Остров «Суффикс».
а) Инструктаж учителя к заданию каждой группе.
-
Задание первой группе: образовать от слов медведь, заяц, слон однокоренные слова со значением самка животного и детеныш (раздаются картинки с изображением животных).
- Задание второй группе: подобрать к прилагательным однокоренные существительные, обозначающие качества человека: глупый, хвастливый, сильный, старый.
- Задание третьей группе: образовать слова с помощью суффиксов от данных слов: корабль, море, небо, рыба.
-Для чего служит суффикс?
4. Четвертая остановка. Остров «Окончание».
а) Инструктаж учителя к заданию.
- Разбить на группы. (На столах лежат 6 картинок дом, домик, домище, дома, домики, домища).
- Самостоятельная работа учащихся в группах.
- Проверка фронтально.
- Подведение итога.
-Для чего служит окончание?
Физминутка.
5. Слово учителя: -Вот мы вернулись домой. После любого путешествия у человека остаются воспоминания, впечатления. Ими хочется поделиться. -Где вы побывали?
-Как работают части слова?
-Ваши знания пригодятся в следующей работе.
6. Инструктаж учителя:
- Задание первой группе: игра «Собери пазлы»
- Задание второй группе: подобрать к схеме слова по сюжетной картинке.
-
Задание третьей группе: образовать однокоренные слова, используя картинки и разбить их на группы.
7. Самостоятельная работа учащихся в группе.
8. Проверка:
презентация работ;
беседа по вопросам учителя:
-Из каких частей может состоять слово? (1 группа)
-Из каких частей состояли слова вашей группы? (2 группа)
-Всегда ли слово состоит из этих частей? (2 группа)
-Были ли в вашей группе слова, не подходящие ни к одной схеме? (3 группа)
9. Обобщение.
-Как работают части слова? Блиц-опрос.
4
Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Итоговая беседа:
-Какую тему повторяли?
-Для чего нужно уметь определять части слова?
-Что показалось сложным?
-Что было интересного на уроке?
5
домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Написать мини - сочинение на тему: «Как работает часть слова». А о какой части писать, вы выберите сами.
-Спасибо за работу. Желаю вам попутного ветра в учёбе.