- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа дополнительной общеобразовательной программы Умные руки
Программа дополнительной общеобразовательной программы Умные руки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крайнова Н.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кружок: «Умные руки»
Руководитель кружка:
Крайнова Н. А.
Время проведения: четверг 13.20-14.00 (кабинет №10)
Пояснительная записка
Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Умные руки», с нашей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в школе Основные задачи кружка: развитие мелкой моторики, формирование художественного вкуса, углубить интерес к культуре своего народа, и практических трудовых навыков, воспитание творческой активности. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Школьный период важный этап жизни ребенка. Именно в школьном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. В начале учебного года выявляю, умеют ли дети работать с нитью, иглой, ножницами, бумагой и картоном, пластилином и т.д. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами. На основе полученных данных и составляю план на весь учебный год. В зависимости от поставленных задач использую различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. Еще с каждым ребенком работаем индивидуально. Особое внимание уделяем освещённости помещения, знакомим детей с правилами безопасности труда. А так же проводим работу с родителями, даем необходимые консультации, беседы. Всё это сопровождается наглядным показом, практическими приемами. При систематической работе - работа в кружке положительно сказывается на формирование взаимоотношений между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет ребятам радость, это полезное и увлекательное занятие для школьников. Ручной труд требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.
Цель работы:
Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.
- Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.
- Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.
- Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.
- Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
- Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.
- Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
- Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.
Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д. Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:
- Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
- Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
- Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
- Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;
- Добровольного участия на занятиях кружка;
- Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
- Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
- Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром "большого искусства";
- Необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств и природы;
- Игрового характера подачи любого материала;
- Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
Процесс работы: Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. При выполнении практических работ ребята, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, одновременно с этим она предоставляет уникальную возможность соединения трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без чего невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Учащиеся своими руками изготавливают изделия из природного материала, ткани, бумаги. Девочки изготавливают швейные изделия, вяжут крючком, создают картины в лоскутной технике, работают с природным материалом, занимаются цветоделием. Содержание курса охватывает такие разделы образовательных программ, как «Изобразительное искусство», «Художественный труд», «Детский дизайн».
Перспективный план кружка
«Умные руки» (первый год)
2014 - 2015 учебный год
Количество часов: 37 ч.
Темы занятий:
-
Работа с природным материалом - 6 ч.
-
Лоскутная техника - 4 ч.
-
Цветоделие - 5 ч.
-
Рукоделие из ниток - 5 ч.
-
Работа с бросовым материалом - 9 ч.
-
Индивидуальные творческие проекты - 8 ч.
План работы занятий
№
Т
Е
мы
№
П/п
Кол-во
часов
Тема, тема занятия.
1
1
8 ч.
Работа с природным материалом
Правила безопасной работы
Инструменты и приспособления
2
3
Сбор природного материала
Подготовка природного материала к работе
4
5
Весёлый гербарий (изготовление аппликации из листьев)
6
Старичок-лесовичок
7
Зверушки из камней, грецких орехов, желудей, ракушек
8
Аппликация из соломки, яичной скорлупы
2 |
| 4 ч. | Лоскутная техника |
| 9 |
| Игрушка-сувенир |
| 10 |
| Плоские игрушки-аппликации |
| 11 |
| Сувениры-кошельки, сувениры-сумочки |
| 12 |
| Элементы композиций из различных лоскутов и тканей |
3 | 13 | 5 ч. | Цветоделие Изготовление тычинок Природа цвета, закономерности цветовых сочетаний |
| 14 |
| Изготовление лепестков Природа цвета, закономерности цветовых сочетаний |
| 15 |
| Изготовление листьев, сборка цветка |
| 16-17 |
| Создание композиции из цветов Коллективная работа по оформлению изделия |
4 | 18 | 5 ч. | Рукоделие из ниток Изонить |
| 19 |
| Изонить |
| 20 |
| Фенечки из ниточек |
| 21 |
| Фенечки из ниточек |
| 22 |
| Составление композиции для поздравительной открытки |
5 | 23-24 | 9ч. | Работа с бросовым материалом Увлекательные поделки из пуговиц |
| 25 |
| Веселые человечки из пластиковых флаконов |
| 26-27 |
| Машины из коробок из-под зубной пасты |
| 28 |
| Карандашница |
| 29 |
| Жалюзи из открыток и скрепок |
| 30 |
| Поделки из баночек от Киндер-сюрприза |
| 31 |
| Панно на компакт-дисках |
6 | 32-33 | 6ч. | Индивидуальные творческие проекты Выбор идеи. Эскиз проекта |
| 34-35 |
| Практическая работа с изделием |
| 36-37 |
| Защита творческих проектов Выставка работ учащихся |
|
|
|
|
К концу года дети должны уметь:
- начальные сведения о бумаге, о её видах, свойствах;
- иметь представление о декоративно - прикладном искусстве - аппликация;
- композиционно правильно располагать изображения;
- составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и
растительных форм;
- использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое
и гармошкой;
- сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного
образа;
- правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
- в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничеств и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива;
- изготавливать сувенирные изделия.
Литература:
-
Анцыгина А.А. Учимся вышивать
-
Деревянко Н., Трошкова А. Мягкая игрушка
-
Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия 1-2 том
-
Евстратова Л.М. Цветы
-
Еременко Т.И. Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки
-
Журналы: Сделай сам
-
Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства
-
Романов К.М. Программа по предмету «Технология»
-
Семашко Е.Н. Домашние ремесла
-
Симоненко В.Д. Технология
-
Степанова Н.И. Поделки из природного материала
-
Тихонравова Н.И. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой
-
Уткин П.И. Народные художественные промыслы
-
Энциклопедия: Лоскутная техника
-
Энциклопедия: Рукоделия
Пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью _____________________________
__________________________________
Директор МБОУ СОШ №48 ______________/А.В.Савенкова/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11