- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие «Зимующие птицы»
Внеклассное занятие «Зимующие птицы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Давыдкина Т.Ф. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Номинация «Тематические эколого-просветительские мероприятия.
Внеклассное занятие «Зимующие птицы»
Для учащихся2-3 классов.
МКОУ Зубковская СОШ
Учитель начальных классов:
Давыдкина Тамара Федоровна.
Цель: уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц, о происхождение названий некоторых птиц, о видах кормушек и кормах, используемых для подкормки зимующих птиц, воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: компьютер, запись птичьих голосов, маски птиц, , рисунки птиц, карточки с заданиями, шарик..
Ход занятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? А верите в чудеса? Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром. (Слайд 1)
Во время нашего путешествия мы будем «Наблюдать, анализировать, сравнивать»
(Слайд 2)
И так, наше путешествие начинается. А кого мы там встретим, вы узнаете разгадав кроссворд.
1
2
Загадки к кроссворду. (слайд №3) 1 . Только я из птиц, признаться, В зной, морозы и пургу По стволу передвигаться Головою вниз могу. (Поползень)
2. Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит - Все по дереву стучит. (Дятел)
3Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
4. Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
5Вот птички так птички Не дрозды, не синички, Не лебеди, не утки. И не козодой. Но эти вот птички, Хоть и невелички Выводят птенцов Только лютой зимой. (Клесты) Учитель: Правильно Молодцы! Мы отправляемся в чудесный мир птиц.
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
Ребята, как вы думаете, много на земле птиц?
-Птиц на земле довольно много- около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, некоторые достигают 2 метров. Есть и совсем маленькие, не больше бабочки или стрекозы и весят они всего несколько граммов.
-Ребята, как вы думаете, где живут птицы?
-Да, одни птицы живут в лесу, другие- только в степи, а третьи- там и тут. Но есть и такие, которые живут только в пустыне или в горах.
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).
- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.
-А чем питаются птицы?
-Они питаются рыбой, насекомыми, ягодами, семенами. У каждой птицы есть свой домик-гнездо.
-Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются?
-Одни переносят холодов, а другие- нет. Перелетным не хватает корма, а зимующие могут найти себе корм и зимой.
Скажите, как живется птицам зимой?
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом
Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка? Если каждая семья повесит одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом. (Слайд 4)
-Если мы поможем птичкам выжить зимой, значит летом у нас больше будет помощников. Ведь они оберегают летом наши зеленые участки от опасных вредителей. И будет звучать птичий щебет. Чтобы помочь им, нужно хорошо знать зимующих птиц и чем они кормятся. Нас так много! Мы всех лесных жителей напугаем. Придется мне вас, в птиц превратить ненадолго. Подойдите ко мне, Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.
(Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочку с изображением птиц.)
Учитель: Я загадаю загадки о птицах , а вы отгадаете. И на полянке появится эта птица.
Кто там, прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле!-поёт со свистом. (Слайд 5)
(Вылетает клёст)
Клёст. Моё название произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», сдавливать, стискивать. Клюв у меня загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат. Величиной я с воробья. Оперение у меня красное, хвост и крылья буро-чёрные. Самки у нас зеленоватые. Гнёзда мы строим на деревьях, откладываем по 3-4 яйца, высиживаем птенцов зимой. Я кочующая птица. А в народе меня называют «северным попугайчиком», потому что подобно попугаям мы искусно лазим по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапками.
Учитель: Спиною зеленовата, животиком (Слайд 6) желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
(Вылетает синица)
Синица. Величиной я с воробья. Голова, горло, задняя часть брюшка и подхвостье чёрные; щёки белые; спина зеленоватая; нижняя сторона тела жёлтая; хвост и крылья синеватые, поэтому я зовусь синицей. Гнездо я устраиваю в дупле, откладываю по 8-10 яиц. Я осёдлая и кочующая птица. Летом питаемся насекомыми, а зимой подбираем любые зернышки. И очень любим сало. Даже зимой я уничтожаю вредителей, добывая их из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. А в солнечный денек радую вас своей песней.
Учитель:На реке он очень ловко (Слайд 7)
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол,
Птичка бойкая …
(Вылетает щегол.)
Щегол. Величиной я с воробья. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Щёки, лоб, брюшко, надхвостье белые. Вокруг клюва широкое красное кольцо. На крыльях поперечная жёлтая полоса. Я очень красив, нарядно и изысканно одет, поэтому и зовусь щеглом. Гнёзда вью на дереве или кусте, самка откладывает по 4-5 яиц. Я кочующая птица.
Учитель: Чёрно-рыжая манишка, (Слайд 8)
Подвижной с рыжинкой хвост…
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост».
(Вылетает сойка.)
Сойка. Я сойка. А ещё меня называют горихвостка за мой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется , что он вспыхивает огоньком, сияет. Величиной я с голубя. Спинка у меня рыжевато-серая, крылья и хвост чёрные. На сгибе крыла яркие голубые с чёрными полосками перья, на голове хохол. Я кочующая птица.
Учитель: Выгоняют холода (Слайд 9)
Птиц из леса в города
На рябину налетели
Дружной стаей… (свиристели)
(Вылетает свиристель.)
Свиристель. В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг», а я издаю звуки «свирири-свирири». Моё пение напоминает игру на музыкальном инструменте свирель. Величиной я со скворца. Оперение моё розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. На голове у меня большой хохол.
На конце хвоста жёлтая полоса. Гнёздо я строю на дереве, самка откладывает по 3-7 яиц. Я кочующая птица.
Учитель: Живёт в лесу, (Слайд 10)
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Вылетает филин.)
Филин. Величиной я с гуся. Окраска у меня может быть от очень тёмной до светлой. Грудь рыжая или охристая с продольными пестринами, на боках и брюшке поперечный рисунок. Глаза у меня красно-оранжевые. Гнёздо я строю на земле, самка откладывает по 2-3яйца. Я очень люблю ухать «у-ху-у-ху».Я кочующая и осёдлая птица.
Учитель:
Краснобровый, чернопёрый, (Слайд 11)
Хвост косой на берёзе урчит.
(Вылетает тетерев.)
Тетерев. Величиной я с курицу. Оперение у меня чёрное с синеватым или зеленоватым отливом, перья и подхвостье белые, брови красные. Самки у нас буровато-рыжие. Гнёзда мы строим на земле, откладываем по 6-9яиц. Я осёдлая, местами кочующая птица. Зимой ночую зарывшись в снег.
Учитель:
Чернокрылый, красногрудый (Слайд 12)
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
Догадались кто это?
.
( Вылетает снегирь.)
Снегирь:
Я очень красив в своем ярко - красномнарядае. Мы птицы солидные, не суетимся и не торопимся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
Учитель: Он в своей лесной палате (Слайд 13)
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит деревьям легче.
(Вылетает дятел)
Дятел: " Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах .Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли, , который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове , то это я - черный дятел " желна".
" А я встречаюсь в лесах смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую щели на коре деревьев, долблю кору - достаю много личинки, жуков. Причем обычно не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому, так удобнее. Быстрый, ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что непросто за мной наблюдать.
Учитель: Ребята, как можно назвать всех этих птиц? (Слайд 14)
(Ответы детей)
Учитель: Дети вот вы и познакомились с зимующими птицами, а теперь мы разобьемся на две стайки и устроим веселые соревнования.
Стайка «Шустрые синички» и стайка «Лесные доктора»
Конкурсная программа.
(За каждый правильный ответ команда получает жетон)
1 конкурс «Птичья угадай-ка» (слайд 15)
-Пернатая кошка (Сова)
-Птица, которая выводит птенцов зимой. (Клёст)
-Птица, приносящая на своем хвосте новости (Сорока)
-Какую птицу называют «лесным доктором» (Дятел)
-Какие птицы ночуют, зарывшись в снег.(Тетерева, рябчики)
-Когда температура тела воробья выше- летом или зимой? (Одинаковая)
-Почему снегиря назвали снегирём? (Появляется зимой)
- Жизни какой птицы тесно связана с человеком (голубь, воробей)
-Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов (Филин, сова)
-Какую птицу называют «царем ночи» ? (Филина)
2 конкурс «Сорока-трещетка» (Слайд 16)
Каждой команде предлагается по скороговорке, которую нужно проговорить всей командой дружно и слаженно.
1-я команда
На воротах - сорока,
На заборе - ворона,
На дороге воробей
Клюёт конопель.
2-я команда
Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок-сорок морок.
3 конкурс «Телеграмма» (Слайд 17)
Дети получили телеграммы, но не смогли их прочесть. Помогите им расшифровать телеграммы, распутав пословицы.
1 Нет птицы мудрее, чем сова. 1 Свои часы знает.
2 На словах- орел…. 2 А умом тетерев.
3 всякая сорока… 3Выше солнца не летает
4 И орел… 4.Низко сел.
5 Каждая курица… 5 Птица.
6 И петух… 6 От своего языка погибает.
7 Видом орел… 7 Всю жизнь не проходишь.
8 За морем и синица… 8Свой насест знает.
9 В одних перьях… 9 Всем в лесу голова.
10 Высоко взлетел, да…. 10 На деле мокрая курица
Ответы: 1-9; 2-10, 3-6; 4-3; 5-8; 6-1; 7-2; 8-5; 9-7; 10-4.
4 конкурс «Сравнение птиц» (Слайд 19)
Ведущий: Я говорю начало фразы, вы её заканчиваете.
Снегирь малоподвижный ,а синица…..(шустрая)
У синицы клюв тонкий, а у дятла …(толстый)
Ворона большая, а воробей …..(маленький)
Воробей невзрачный, а дятел….(нарядный)
Синицы высиживают птенцов летом, а клесты … (зимой)
Филин птица зимующая, а Соловей …(перелетная)
5 конкурс «Птичья столовая»
Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- 1 балл, максимальное количество баллов-6 баллов (Слайд20)
Задания:
Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
Игра «Весёлый шарик»
Ты катись, весёлый шарик,
Быстро-быстро по рукам,
У кого весёлый шарик,
Называет птицу нам.
(Кто не назовёт птицу, выбывает из игры.)
Подведение итогов.
Учитель: Быстро зимний день кончается. Птичьи игры прекращаются.
Зимующие птицы вокруг себя повернитесь.
В мальчиков и девочек превратитесь.
О ком мы сегодня говорили?
Ребята, а как мы помогаем зимующим птицам? (слайд 21)
(Ответы детей)
На память о нашем путешествии я подарю вам памятки «Как кормить птиц» (Слайд22)
«Как кормить птиц»
-
Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
-
Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
-
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
-
Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Учитель: О чем мы сегодня говорили?
Что научились делать?
Что нового вы узнали о зимующих птицах?
Итогом нашего занятия будет стихотворение, которое вы должны собрать:
Воробушки. (Слайд 23)
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы, живы мы!
(стихотворение разрезано по строкам.)
Спасибо за работу.
Литература: «Практика» Вкладка к журналу «Начальная школа» №2 2011г
Журнал «Педагогическое творчество»№7 2009г.
Рахманов А.И. Птицы - наши друзья. - М.: РОСАГРОПРОИЗДАТ, 1989.
М.П. Филипченко «В мире природы, истории и литературы» Волглград 2008г
З.М. Молодцова «Наблюдай и разгадывай тайны природы» Новосибирск 2000г.