Внеклассное занятие «Зимующие птицы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Внеклассное занятие «Зимующие птицы»Номинация «Тематические эколого-просветительские мероприятия.

Внеклассное занятие «Зимующие птицы»

Для учащихся2-3 классов.

МКОУ Зубковская СОШ

Учитель начальных классов:

Давыдкина Тамара Федоровна.

Цель: уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц, о происхождение названий некоторых птиц, о видах кормушек и кормах, используемых для подкормки зимующих птиц, воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: компьютер, запись птичьих голосов, маски птиц, , рисунки птиц, карточки с заданиями, шарик..

Ход занятия.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? А верите в чудеса? Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром. (Слайд 1)

Во время нашего путешествия мы будем «Наблюдать, анализировать, сравнивать»

(Слайд 2)

И так, наше путешествие начинается. А кого мы там встретим, вы узнаете разгадав кроссворд.

1

2

Загадки к кроссворду. (слайд №3) 1 . Только я из птиц, признаться, В зной, морозы и пургу По стволу передвигаться Головою вниз могу. (Поползень)



2. Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит - Все по дереву стучит. (Дятел)

3Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

4. Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)

5Вот птички так птички Не дрозды, не синички, Не лебеди, не утки. И не козодой. Но эти вот птички, Хоть и невелички Выводят птенцов Только лютой зимой. (Клесты) Учитель: Правильно Молодцы! Мы отправляемся в чудесный мир птиц.

Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.


Ребята, как вы думаете, много на земле птиц?

-Птиц на земле довольно много- около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, некоторые достигают 2 метров. Есть и совсем маленькие, не больше бабочки или стрекозы и весят они всего несколько граммов.

-Ребята, как вы думаете, где живут птицы?

-Да, одни птицы живут в лесу, другие- только в степи, а третьи- там и тут. Но есть и такие, которые живут только в пустыне или в горах.

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).

- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

-А чем питаются птицы?

-Они питаются рыбой, насекомыми, ягодами, семенами. У каждой птицы есть свой домик-гнездо.

-Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются?

-Одни переносят холодов, а другие- нет. Перелетным не хватает корма, а зимующие могут найти себе корм и зимой.

Скажите, как живется птицам зимой?


С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом
Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка? Если каждая семья повесит одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом. (Слайд 4)

-Если мы поможем птичкам выжить зимой, значит летом у нас больше будет помощников. Ведь они оберегают летом наши зеленые участки от опасных вредителей. И будет звучать птичий щебет. Чтобы помочь им, нужно хорошо знать зимующих птиц и чем они кормятся. Нас так много! Мы всех лесных жителей напугаем. Придется мне вас, в птиц превратить ненадолго. Подойдите ко мне, Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь.

(Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочку с изображением птиц.)

Учитель: Я загадаю загадки о птицах , а вы отгадаете. И на полянке появится эта птица.

Кто там, прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле!-поёт со свистом. (Слайд 5)

(Вылетает клёст)



Клёст. Моё название произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», сдавливать, стискивать. Клюв у меня загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат. Величиной я с воробья. Оперение у меня красное, хвост и крылья буро-чёрные. Самки у нас зеленоватые. Гнёзда мы строим на деревьях, откладываем по 3-4 яйца, высиживаем птенцов зимой. Я кочующая птица. А в народе меня называют «северным попугайчиком», потому что подобно попугаям мы искусно лазим по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапками.

Учитель: Спиною зеленовата, животиком (Слайд 6) желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.

(Вылетает синица)



Синица. Величиной я с воробья. Голова, горло, задняя часть брюшка и подхвостье чёрные; щёки белые; спина зеленоватая; нижняя сторона тела жёлтая; хвост и крылья синеватые, поэтому я зовусь синицей. Гнездо я устраиваю в дупле, откладываю по 8-10 яиц. Я осёдлая и кочующая птица. Летом питаемся насекомыми, а зимой подбираем любые зернышки. И очень любим сало. Даже зимой я уничтожаю вредителей, добывая их из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. А в солнечный денек радую вас своей песней.

Учитель:На реке он очень ловко (Слайд 7)
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол,
Птичка бойкая …

(Вылетает щегол.)



Щегол. Величиной я с воробья. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Щёки, лоб, брюшко, надхвостье белые. Вокруг клюва широкое красное кольцо. На крыльях поперечная жёлтая полоса. Я очень красив, нарядно и изысканно одет, поэтому и зовусь щеглом. Гнёзда вью на дереве или кусте, самка откладывает по 4-5 яиц. Я кочующая птица.

Учитель: Чёрно-рыжая манишка, (Слайд 8)
Подвижной с рыжинкой хвост…
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост».

(Вылетает сойка.)



Сойка. Я сойка. А ещё меня называют горихвостка за мой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется , что он вспыхивает огоньком, сияет. Величиной я с голубя. Спинка у меня рыжевато-серая, крылья и хвост чёрные. На сгибе крыла яркие голубые с чёрными полосками перья, на голове хохол. Я кочующая птица.

Учитель: Выгоняют холода (Слайд 9)
Птиц из леса в города
На рябину налетели
Дружной стаей… (свиристели)

(Вылетает свиристель.)



Свиристель. В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг», а я издаю звуки «свирири-свирири». Моё пение напоминает игру на музыкальном инструменте свирель. Величиной я со скворца. Оперение моё розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. На голове у меня большой хохол.

На конце хвоста жёлтая полоса. Гнёздо я строю на дереве, самка откладывает по 3-7 яиц. Я кочующая птица.

Учитель: Живёт в лесу, (Слайд 10)
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.

(Вылетает филин.)



Филин. Величиной я с гуся. Окраска у меня может быть от очень тёмной до светлой. Грудь рыжая или охристая с продольными пестринами, на боках и брюшке поперечный рисунок. Глаза у меня красно-оранжевые. Гнёздо я строю на земле, самка откладывает по 2-3яйца. Я очень люблю ухать «у-ху-у-ху».Я кочующая и осёдлая птица.

Учитель:

Краснобровый, чернопёрый, (Слайд 11)

Хвост косой на берёзе урчит.

(Вылетает тетерев.)



Тетерев. Величиной я с курицу. Оперение у меня чёрное с синеватым или зеленоватым отливом, перья и подхвостье белые, брови красные. Самки у нас буровато-рыжие. Гнёзда мы строим на земле, откладываем по 6-9яиц. Я осёдлая, местами кочующая птица. Зимой ночую зарывшись в снег.

Учитель:
Чернокрылый, красногрудый (Слайд 12)
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
Догадались кто это?

.
( Вылетает снегирь.)

Снегирь:
Я очень красив в своем ярко - красномнарядае. Мы птицы солидные, не суетимся и не торопимся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.


Учитель: Он в своей лесной палате (Слайд 13)

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит деревьям легче.


(Вылетает дятел)

Дятел: " Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах .Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли, , который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове , то это я - черный дятел " желна".


" А я встречаюсь в лесах смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую щели на коре деревьев, долблю кору - достаю много личинки, жуков. Причем обычно не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому, так удобнее. Быстрый, ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что непросто за мной наблюдать.


Учитель: Ребята, как можно назвать всех этих птиц? (Слайд 14)

(Ответы детей)

Учитель: Дети вот вы и познакомились с зимующими птицами, а теперь мы разобьемся на две стайки и устроим веселые соревнования.

Стайка «Шустрые синички» и стайка «Лесные доктора»

Конкурсная программа.

(За каждый правильный ответ команда получает жетон)

1 конкурс «Птичья угадай-ка» (слайд 15)



-Пернатая кошка (Сова)

-Птица, которая выводит птенцов зимой. (Клёст)

-Птица, приносящая на своем хвосте новости (Сорока)

-Какую птицу называют «лесным доктором» (Дятел)

-Какие птицы ночуют, зарывшись в снег.(Тетерева, рябчики)

-Когда температура тела воробья выше- летом или зимой? (Одинаковая)

-Почему снегиря назвали снегирём? (Появляется зимой)

- Жизни какой птицы тесно связана с человеком (голубь, воробей)

-Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов (Филин, сова)

-Какую птицу называют «царем ночи» ? (Филина)

2 конкурс «Сорока-трещетка» (Слайд 16)

Каждой команде предлагается по скороговорке, которую нужно проговорить всей командой дружно и слаженно.

1-я команда

На воротах - сорока,

На заборе - ворона,

На дороге воробей

Клюёт конопель.

2-я команда

Хитрую сороку поймать морока.

А сорок сорок-сорок морок.

3 конкурс «Телеграмма» (Слайд 17)

Дети получили телеграммы, но не смогли их прочесть. Помогите им расшифровать телеграммы, распутав пословицы.

1 Нет птицы мудрее, чем сова. 1 Свои часы знает.

2 На словах- орел…. 2 А умом тетерев.

3 всякая сорока… 3Выше солнца не летает

4 И орел… 4.Низко сел.

5 Каждая курица… 5 Птица.

6 И петух… 6 От своего языка погибает.

7 Видом орел… 7 Всю жизнь не проходишь.

8 За морем и синица… 8Свой насест знает.

9 В одних перьях… 9 Всем в лесу голова.

10 Высоко взлетел, да…. 10 На деле мокрая курица

Ответы: 1-9; 2-10, 3-6; 4-3; 5-8; 6-1; 7-2; 8-5; 9-7; 10-4.

4 конкурс «Сравнение птиц» (Слайд 19)

Ведущий: Я говорю начало фразы, вы её заканчиваете.

Снегирь малоподвижный ,а синица…..(шустрая)

У синицы клюв тонкий, а у дятла …(толстый)

Ворона большая, а воробей …..(маленький)

Воробей невзрачный, а дятел….(нарядный)

Синицы высиживают птенцов летом, а клесты … (зимой)

Филин птица зимующая, а Соловей …(перелетная)



5 конкурс «Птичья столовая»

Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- 1 балл, максимальное количество баллов-6 баллов (Слайд20)

Задания:

Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника

Игра «Весёлый шарик»

Ты катись, весёлый шарик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого весёлый шарик,

Называет птицу нам.

(Кто не назовёт птицу, выбывает из игры.)

Подведение итогов.

Учитель: Быстро зимний день кончается. Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь.

В мальчиков и девочек превратитесь.

О ком мы сегодня говорили?

Ребята, а как мы помогаем зимующим птицам? (слайд 21)

(Ответы детей)

На память о нашем путешествии я подарю вам памятки «Как кормить птиц» (Слайд22)Внеклассное занятие «Зимующие птицы»

«Как кормить птиц»

  1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

  2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

  3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

  4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Учитель: О чем мы сегодня говорили?

Что научились делать?

Что нового вы узнали о зимующих птицах?

Итогом нашего занятия будет стихотворение, которое вы должны собрать:

Воробушки. (Слайд 23)

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы выжили!

Мы живы, живы мы!

(стихотворение разрезано по строкам.)

Спасибо за работу.

Литература: «Практика» Вкладка к журналу «Начальная школа» №2 2011г

Журнал «Педагогическое творчество»№7 2009г.

Рахманов А.И. Птицы - наши друзья. - М.: РОСАГРОПРОИЗДАТ, 1989.

М.П. Филипченко «В мире природы, истории и литературы» Волглград 2008г

З.М. Молодцова «Наблюдай и разгадывай тайны природы» Новосибирск 2000г.



© 2010-2022