- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературе А. Куприн Скворцы
Конспект урока по литературе А. Куприн Скворцы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белякова О.И. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ № 12
Литературное чтение 2 класс.
Тема:
Александр Иванович Куприн
«Скворцы».
Николай Сладков «Скворец - молодец».
Учитель: Белякова О.И.
учитель начальный классов
1 квалификационная категория
2015 г Калуга
Тема урока: А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков « Скворец - молодец». Задачи урока: Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы , выраженную в художественном слове. Задачи: Образовательные: продолжить знакомство с произведениями о весне; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально - творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения). Развивающие: создать условия для развития творческого воображения и творческой активности детей, умения высказывать свои мысли и аргументировать их, эмоциональной сферы детей, ассоциативного мышления, внимания, памяти, речи. Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов художественных произведений.
Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные) Универсальные учебные действия: личностные (самоопределение, смыслообразование, морально - этическая ориентация): -осознавать значимость чтения; -проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное; -высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; - воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах; - формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов; метапредметные: регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность): -удерживать цель деятельности до получения ее результата; -вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций): -воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. -осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;
коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества): -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; - находить в тексте информацию , необходимую для ее решения; - описывать объект: уметь передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; -работать в парах;
предметные: -научиться различать жанры произведений; - научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах; -находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
- Оборудование
Содержание урока:
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя и обучающегося
Формирование УУД
1.
Организационный момент.
(Мотивация к учебной деятельности) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Девиз нашего урока: Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать".
Регулятивное УУД: выполнение пробного учебного действия
Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностное УУД: самоопределение
2.
Проверка домашнего задания
Чтение рассказа Н.Сладкова «Снег и Ветер» по ролям.
Коммуникативное УУД:
умение слушать собеседника, умение договариваться с соседом.
Познавательное УУД: умение читать по ролям
3.
4.
Речевая разминка
Работа
со «Слого-вичком»
-
Дыхательная гимнастика.
-Сели ровно, руки на коленях, подышали. На ладони пушинка, подуем на неё 3 раза ; как можно дольше-улетела.
-
Работа со скороговоркой.
-Вспомните скороговорку, где встречается [ш]
(Шесть мышат в шалаше шуршат.)
-Ребята, как мы можем прочитать эту скороговорку?
(Тихо - медленно; быстрее - громче; быстро-громко)
Хором.
-Кто хочет прочитать?
-Найдите букву «ша».
-Что вы можете сказать о [ш]?
-Назовите его пару.
(Дети в парах читают строчки со слогами)
-Посмотрите на доску, что я зашифровала?
-Чем может быть это предложение?
Дети предлагают разные варианты.
(Загадка, пословица, поговорка, просто предложение).
- Скажи соседу свое предложение. Обсудите вместе, чем оно является.
(сначалаподумай,апотомскажи.)
-Как вы понимаете эту пословицу?
-А какая орфограмма встретилась?
(Жи пиши с буквой и. Ча пиши с буквой а.)
Коммуникативное УУД: умение слушать
собеседника.
Познавательное УУД: использование общего способа действия
Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль
Коммуникативное УУД: умение слушать
собеседника
Познавательное УУД: словесно-логическое мышление; общеучебные умения (знаково- символические действия); постановка проблемы.
Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль.
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника; вступать с ним в учебный диалог.
5.
Актуализация знаний
-Вспомните, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна - художник»?
(«А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело»).
- Именно об этих важных делах мы сегодня и поговорим.
- Определите тему урока.( Слайд. Запись А.Куприн « Скворцы»).
Прогнозирование по заголовку.
-Подумайте , пожалуйста, о чем может идти речь в рассказе с названием
« Скворцы»
- Можем ли мы предположить , кто будет главным героем рассказа?
- Мы выслушали все предположения , хотите проверить , кто окажется прав ?
Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.
Познавательное УУД: подведение под понятие .
Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования.
Коммуникативное УУД: учет разных мнений
6.
7.
8.
Первичное восприятие
Проверка первичного восприятия
Физкультминутка
Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми .
Беседа:
- К какому жанру относится это произведение?
-Кто догадался правильно о том, какое содержание будет у рассказа?
- Понравилось ли вам произведение?
- Какой момент рассказа вам показался самым интересным?
-Кто главные герои?
Презентация ( слайды о скворцах)
-Давайте отдохнем. Кто сегодня будет в роли учителя? Ученик (на нем шапочка мышки) выходит к доске и выполняет движения вместе с классом.
-Вышли мышки как- то раз посмотреть который час. Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон. Убежали мышки вон.
Коммуникативное УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач .
Предметное УУД: различение жанров произведений.
Познавательное УУД: установление причинно-следственных связей
Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания
Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .
Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .
9.
10.
11.
Вторичное восприятие и анализ текста
Прилет
Самостоя-тельная работа со сказкой-стихотворением « Скворец -молодец» .Н.Сладков
Итог урока
- Ребята, в рассказе встретились несколько «трудных» слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.
Словарная работа:
Подправили- немного исправили
Сажень - старая русская мера длины(2,13 м)
Скворечник - небольшая деревянная будочка , укрепленная на шесте или дереве около дома.
Беспечный - беззаботный , свободный от забот.
Пристально -здесь : внимательно.
Жутко - здесь: страшно.
Истребить - уничтожить , погубить.
Чтение текста учащимися самостоятельно:
в полголоса, шевеля губами, читаем «глазами».
Беседа:
-Сколько частей в этом тексте?
О чем говорится в первой части текста, во второй?
-Когда прилетают скворцы ? Найдите точный ответ в тексте.
-Как люди готовятся к прилету скворцов? Прочитайте.
Почему все так ждут этих птиц?
Работа в парах:
-Найдите в тексте и прочитайте, как скворцы выселяют воробьев.
-Как мы будем готовиться к выразительному чтению этого отрывка?
Давайте вспомним памятку №1 «Прочитай выразительно».
(Внимательно перечитаем отрывок, поймем какие чувства волнуют героев , о чем думает каждый персонаж; подумаем кому сочувствует автор)
Инсценировка отрывка.
-Рассмотрите иллюстрацию, найдите в тексте слова , которым она соответствует.
Моделирование обложки произведения:
(На доске лист бумаги для обложки , наверху листа Ф.И.О. автора , внизу - название произведения , а посередине , с помощью условных знаков и цвета , определяют его жанр и тему. Работа с комментариями).
Выборочное чтение:
- Найдите в тексте и прочитайте какую пользу приносят скворцы людям.
-Что мы узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках ?
Составим кластер.
Скворцы
Война с воробьями
Устройство гнезда
Помощь людям
-
Чтение стихотворения в парах.
-Подумайте, посовещайтесь в паре : чем похоже это произведение на рассказ А.Куприна и чем отличается ? -
-Подумайте, как удобнее показать сходство и отличие произведений. ( На моделях обложек книги)
-
Работа в тетради .
-
Взаимопроверка
- Как вы думаете с какой целью автор написал это произведение?
( Чтобы показать свое отношение к природе , к птицам. Чтобы мы видели красоту природы ,берегли ее).
-Составьте синквейн:
1. Наличие проблемы
1в. Скворец( скворец)
2в.: воробьи
2.Самостоятельная деятельность.
3.Организация презентации продукта
( синквейна)
Скворцы
Умные, трудолюбивые.
Прилетели, обустраиваются, поют.
Утром начали свой концерт.
Здорово!
Воробьи.
Хитрые, легкомысленные.
Высовываются, отлетают.
Пришел конец воробьиному хозяйству.
Интересно.
Познавательное УУД: извлечение из текста необходимой информации .
Познавательное УУД: подведение под понятие
Познавательное УУД: сравнение, обобщение
Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Познавательное УУД: смысловое чтение.
Познавательное УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство; классификация.
Познавательное УУД: формирование логических действий
( прием вычитывания)
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.
Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах.
Регулятивное УУД: формирование действия планирования.
Познавательное УУД: инсценирование отдельных эпизоды произведения в парах.
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.
Познавательное УУД: обучение действию моделирования.
Познавательное УУД: формирование логических действий
( прием вычитывания)
Познавательное УУД: смысловое чтение.
Познавательное УУД: обучение действию моделирования.
Познавательное УУД:
работа по ТКМ, составление кластера
Познавательное УУД: обучение действию моделирования, работа с
учебными моделями.
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.
Познавательное
УУД: формирование действий анализа и синтеза.
УУД: умение осуществлять взаимный контроль
Познавательное УУД: умение делать умозаключения
Познавательное УУД: общеучебные умения; выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Познавательное УУД:
смысловое чтение, прием вычитывания; получение нужной информации из учебника
Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль,взаи-моконтроль
Познавательное УУД: поиск информации; создание продукта
( учебного проекта-синквейна); умение правильно строить речевое высказывание.
12.
Рефлексия
Для чего А. Куприн написал этот рассказ?
( чтобы показать своё отношение к природе, к птицам, т.к. жить на нашей зелёной планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы мы видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли её)
- Какой вывод сделали для себя?
- Как вы себя ощущали на уроке?
- Что бы вы хотели сказать своим друзьям, если бы вы оказались воробьём?
- Какое пожелание смогли бы сказать от лица скворца?
Коммуниктивное УУД: задание, стимулирующее рефлексию
Познавательное УУД: самоконтроль и содержательная самооценка.
13.
Домашнее задание
Сочини стихотворение с предложенной рифмой)
---------------------дворец.
---------------------скворец.
Подготовить краткий пересказ первой части произведения, пользуясь памяткой №4 «Перескажи кратко».
Познавательное УУД: выполнение творческого задания
Познавательное УУД: работа с учебными моделями; смысловое чтение; пересказ.