Конспект урока по литературе А. Куприн Скворцы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе А. Куприн СкворцыКонспект урока по литературе А. Куприн СкворцыКонспект урока по литературе А. Куприн СкворцыКонспект урока по литературе А. Куприн СкворцыМБОУ СОШ № 12

Литературное чтение 2 класс.

Тема:

Александр Иванович Куприн

«Скворцы».

Николай Сладков «Скворец - молодец».

Учитель: Белякова О.И.

учитель начальный классов

1 квалификационная категория

2015 г Калуга

Тема урока: А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков « Скворец - молодец». Задачи урока: Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы , выраженную в художественном слове. Задачи: Образовательные: продолжить знакомство с произведениями о весне; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально - творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения). Развивающие: создать условия для развития творческого воображения и творческой активности детей, умения высказывать свои мысли и аргументировать их, эмоциональной сферы детей, ассоциативного мышления, внимания, памяти, речи. Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов художественных произведений.

Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные) Универсальные учебные действия: личностные (самоопределение, смыслообразование, морально - этическая ориентация): -осознавать значимость чтения; -проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное; -высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; - воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах; - формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов; метапредметные: регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность): -удерживать цель деятельности до получения ее результата; -вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций): -воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. -осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества): -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; - находить в тексте информацию , необходимую для ее решения; - описывать объект: уметь передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; -работать в парах;

предметные: -научиться различать жанры произведений; - научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах; -находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

  • Оборудование
1. Книги А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков « Скворец - молодец». 2. Рабочая тетрадь. 3. Мультимедийный проектор с презентацией к уроку. Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся умеют читать по слогам и целыми словами; воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по основным темам и жанрам; выразительно читать наизусть небольшие стихи и отрывки из прозы; под руководством учителя обучающиеся пробовали сочинять стихи, сказки, загадки, рассказы; умеют составлять синквейны, работать с кластером; составлять модель обложки к произведению ; обучающиеся уже знакомы с произведениями некоторых писателей в разделе «Весна, весна красная…» ( Н. Сладков, Г. Скребицкий и др.)




Содержание урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающегося

Формирование УУД

1.

Организационный момент.

(Мотивация к учебной деятельности) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Девиз нашего урока: Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать".

Регулятивное УУД: выполнение пробного учебного действия

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностное УУД: самоопределение

2.

Проверка домашнего задания

Чтение рассказа Н.Сладкова «Снег и Ветер» по ролям.

Коммуникативное УУД:

умение слушать собеседника, умение договариваться с соседом.

Познавательное УУД: умение читать по ролям

3.


4.


Речевая разминка


Работа

со «Слого-вичком»


  1. Дыхательная гимнастика.

-Сели ровно, руки на коленях, подышали. На ладони пушинка, подуем на неё 3 раза ; как можно дольше-улетела.

  1. Работа со скороговоркой.

-Вспомните скороговорку, где встречается [ш]

(Шесть мышат в шалаше шуршат.)

-Ребята, как мы можем прочитать эту скороговорку?

(Тихо - медленно; быстрее - громче; быстро-громко)

Хором.

-Кто хочет прочитать?

-Найдите букву «ша».

-Что вы можете сказать о [ш]?

-Назовите его пару.

(Дети в парах читают строчки со слогами)

-Посмотрите на доску, что я зашифровала?

-Чем может быть это предложение?

Дети предлагают разные варианты.

(Загадка, пословица, поговорка, просто предложение).

- Скажи соседу свое предложение. Обсудите вместе, чем оно является.

(сначалаподумай,апотомскажи.)

-Как вы понимаете эту пословицу?

-А какая орфограмма встретилась?

(Жи пиши с буквой и. Ча пиши с буквой а.)

Коммуникативное УУД: умение слушать

собеседника.

Познавательное УУД: использование общего способа действия

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль

Коммуникативное УУД: умение слушать

собеседника

Познавательное УУД: словесно-логическое мышление; общеучебные умения (знаково- символические действия); постановка проблемы.

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника; вступать с ним в учебный диалог.

5.

Актуализация знаний

-Вспомните, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна - художник»?

(«А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело»).
- Именно об этих важных делах мы сегодня и поговорим.

- Определите тему урока.( Слайд. Запись А.Куприн « Скворцы»).

Прогнозирование по заголовку.

-Подумайте , пожалуйста, о чем может идти речь в рассказе с названием

« Скворцы»

- Можем ли мы предположить , кто будет главным героем рассказа?

- Мы выслушали все предположения , хотите проверить , кто окажется прав ?

Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательное УУД: подведение под понятие .

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования.

Коммуникативное УУД: учет разных мнений

6.


7.


8.

Первичное восприятие


Проверка первичного восприятия


Физкультминутка

Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми .

Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

-Кто догадался правильно о том, какое содержание будет у рассказа?

- Понравилось ли вам произведение?

- Какой момент рассказа вам показался самым интересным?

-Кто главные герои?

Презентация ( слайды о скворцах)

-Давайте отдохнем. Кто сегодня будет в роли учителя? Ученик (на нем шапочка мышки) выходит к доске и выполняет движения вместе с классом.

-Вышли мышки как- то раз посмотреть который час. Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон. Убежали мышки вон.

Коммуникативное УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач .

Предметное УУД: различение жанров произведений.

Познавательное УУД: установление причинно-следственных связей

Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

9.













10.


11.

Вторичное восприятие и анализ текста










Прилет



Самостоя-тельная работа со сказкой-стихотворением « Скворец -молодец» .Н.Сладков

Итог урока

- Ребята, в рассказе встретились несколько «трудных» слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

Словарная работа:

Подправили- немного исправили

Сажень - старая русская мера длины(2,13 м)

Скворечник - небольшая деревянная будочка , укрепленная на шесте или дереве около дома.

Беспечный - беззаботный , свободный от забот.

Пристально -здесь : внимательно.

Жутко - здесь: страшно.

Истребить - уничтожить , погубить.

Чтение текста учащимися самостоятельно:

в полголоса, шевеля губами, читаем «глазами».

Беседа:

-Сколько частей в этом тексте?

О чем говорится в первой части текста, во второй?

-Когда прилетают скворцы ? Найдите точный ответ в тексте.

-Как люди готовятся к прилету скворцов? Прочитайте.

Почему все так ждут этих птиц?

Работа в парах:

-Найдите в тексте и прочитайте, как скворцы выселяют воробьев.

-Как мы будем готовиться к выразительному чтению этого отрывка?

Давайте вспомним памятку №1 «Прочитай выразительно».

(Внимательно перечитаем отрывок, поймем какие чувства волнуют героев , о чем думает каждый персонаж; подумаем кому сочувствует автор)

Инсценировка отрывка.

-Рассмотрите иллюстрацию, найдите в тексте слова , которым она соответствует.

Моделирование обложки произведения:

(На доске лист бумаги для обложки , наверху листа Ф.И.О. автора , внизу - название произведения , а посередине , с помощью условных знаков и цвета , определяют его жанр и тему. Работа с комментариями).

Выборочное чтение:

- Найдите в тексте и прочитайте какую пользу приносят скворцы людям.

-Что мы узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках ?

Составим кластер.

Скворцы

Война с воробьями

Устройство гнезда

Помощь людям




  1. Чтение стихотворения в парах.

-Подумайте, посовещайтесь в паре : чем похоже это произведение на рассказ А.Куприна и чем отличается ? -

-Подумайте, как удобнее показать сходство и отличие произведений. ( На моделях обложек книги)

  1. Работа в тетради .


  1. Взаимопроверка

- Как вы думаете с какой целью автор написал это произведение?

( Чтобы показать свое отношение к природе , к птицам. Чтобы мы видели красоту природы ,берегли ее).

-Составьте синквейн:

1. Наличие проблемы

1в. Скворец( скворец)

2в.: воробьи

2.Самостоятельная деятельность.

3.Организация презентации продукта

( синквейна)

Скворцы

Умные, трудолюбивые.

Прилетели, обустраиваются, поют.

Утром начали свой концерт.

Здорово!

Воробьи.

Хитрые, легкомысленные.

Высовываются, отлетают.

Пришел конец воробьиному хозяйству.

Интересно.

Познавательное УУД: извлечение из текста необходимой информации .

Познавательное УУД: подведение под понятие

Познавательное УУД: сравнение, обобщение

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательное УУД: смысловое чтение.

Познавательное УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство; классификация.

Познавательное УУД: формирование логических действий

( прием вычитывания)

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах.

Регулятивное УУД: формирование действия планирования.

Познавательное УУД: инсценирование отдельных эпизоды произведения в парах.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.

Познавательное УУД: обучение действию моделирования.

Познавательное УУД: формирование логических действий

( прием вычитывания)

Познавательное УУД: смысловое чтение.

Познавательное УУД: обучение действию моделирования.

Познавательное УУД:

работа по ТКМ, составление кластера

Познавательное УУД: обучение действию моделирования, работа с

учебными моделями.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.

Познавательное

УУД: формирование действий анализа и синтеза.

УУД: умение осуществлять взаимный контроль

Познавательное УУД: умение делать умозаключения

Познавательное УУД: общеучебные умения; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Познавательное УУД:

смысловое чтение, прием вычитывания; получение нужной информации из учебника

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль,взаи-моконтроль

Познавательное УУД: поиск информации; создание продукта

( учебного проекта-синквейна); умение правильно строить речевое высказывание.

12.

Рефлексия

Для чего А. Куприн написал этот рассказ?

( чтобы показать своё отношение к природе, к птицам, т.к. жить на нашей зелёной планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы мы видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли её)

- Какой вывод сделали для себя?

- Как вы себя ощущали на уроке?

- Что бы вы хотели сказать своим друзьям, если бы вы оказались воробьём?

- Какое пожелание смогли бы сказать от лица скворца?

Коммуниктивное УУД: задание, стимулирующее рефлексию

Познавательное УУД: самоконтроль и содержательная самооценка.

13.

Домашнее задание

Сочини стихотворение с предложенной рифмой)

---------------------дворец.

---------------------скворец.

Подготовить краткий пересказ первой части произведения, пользуясь памяткой №4 «Перескажи кратко».

Познавательное УУД: выполнение творческого задания

Познавательное УУД: работа с учебными моделями; смысловое чтение; пересказ.



© 2010-2022