Конспект урока по окружающему миру Символы России (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру

для 4 класса

"Символы России"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели:

- расширить кругозор учащихся о государственной символике России, усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны;

- способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;

Метапредметные умения:

3.1.1. Определять объект анализа и синтеза.
3.1.3. Определять компоненты объекта.
3.1.4. Осуществлять качественное и количественно описание объектов.
3.1.5. Определять пространственные отношения компонентов объекта.
3.1.7. Определять временные отношения компонентов объекта.
3.1.8. Определять причинно- следственные отношения компонентов объекта.
3.2.1. Определять объекты сравнения.
3.2.2. Определять аспект сравнения объектов.
3.2.6. Определять полное комплексное сравнение.
3.3.3. Определять классификацию.

Этапы урока

Основное содержание

Предполагаемые

ответы

I э.тап. Организация класса (орг.момент)



  1. Приветствие учителя и учеников.

  2. Мозговая гимнастика.

  3. Правила работы в командах.

- Будь внимательным! Не перебивай! Работай дружно со всеми! Помогай команде!

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Логическая 5-минутка №1.

Работа с терминами "Копилочка".

- Все термины в нашей копилочке находятся под разделами тем, в которые они входили. Две бумажки у меня потерялись, термины перепутались и теперь необходимо распределить их по группам и вспомнить, к каким разделам они относились.

- Какую работу проделали, распределив термины по группам (классифицировали).

-Что такое классификация-

- Какие мыслительные операции были задействованы?

- Что являлось объектами анализа и синтеза?

- Объясните по цепочки понятия и заработайте дополнительные баллы в команды.







Артерии

Пиктография

Климат

Вены

Летопись

Рельеф

Скелет

Кириллица

Гумус

Рецепторы

Писало

Природные зоны

Сердце

Береста

Тайга

- Классификация- это разделение объектов по определенным признакам на группы, а затем объединили их под общим признаком.



- Анализ (детальный разбор), синтез ( соединение в единое целое) , обобщение (фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств).

- Различные термины.

IV этап. Открытие нового знания.

Логическая "5" минутка № 2

-Какой теме был посвящен предыдущий урок?

- Какие термины пополнили нашу копилочку? Объясните их.

- Наше государство-РФ.

- Государство, конституция, федерация, суверенитет

V этап. Первичное закрепление.

Логическая пятиминутка № 3. Восстановите схему. Какого понятия в схеме не хватаете? Что лишнее?

ГОСУДАРСТВО

территория

глава государства

законы

органы государственной власти

армия

налоги

язык

оркестр

символы


- Какие мыслительные операции будут

задействованы при выполнении задания?

- Чему будет посвящен урок?

Тема урока:

- Какую цель мы поставим перед собой?

Запись темы в тетрадь

Задание №3. Конспект урока по окружающему миру Символы России (4 класс)

- Отгадайте ребус. Какое слово получилось ? (ГЕРАЛЬДИКА)

- Найдите в словаре определение

этого термина

- Что такое герб?

У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, наградах. Герб есть и у нашей Родины - России.

- Что изображено на государственном гербе? символом чего он является ?

Сообщение ученика. Это интересно: древнейшее изображение двуглавого орла (XIII века до н. э.) было обнаружено при раскопках столицы Хеттского царства, где изображение двуглавого орла, с распростертыми крыльями и держащего в лапах двух зайцев, изображено на цилиндрических печатях.

Задание №4. Логическая пятиминутка № 4.

- Что такое сравнение? Что будем сравнивать? По каким аспектам можно провести сравнение?

Сравните 2 герба.

Сходства

Различия



Конспект урока по окружающему миру Символы России (4 класс)

Мультфильм о ГЕРБЕ

- Что еще интересного узнали из мультфильма о гербе?

- Что находится в лапах у орла?

Это интересно: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла - СКИПЕТР и ДЕРЖАВА. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.Конспект урока по окружающему миру Символы России (4 класс)

- В чем особенность герба России?

- Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.
- Крылья орла подняты - почему?

- На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Символами чего они являются?

ФИЗМИНУТКА (ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА)

Задание №5.

- Что лежит в конверте? Что можно из них составить? ( Флаг).

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг?

Сообщение ученика. Это интересно: Знамя и флаг. Эти слова означают одно и то же, только слово знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности - они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

Составьте флаг РФ

- Как вы думаете, что означают цвета флага? Стр. 169, учебник 6 кл.


- При каком царе впервые появился этот флаг?

- Когда поднимают флаг?

- Мы должны гордиться нашим флагом - ему уже более трехсот лет! Официально он был утвержден в 1991г.

22 августа - День Государственного флага РФ . Государственный гимн

- О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн) А вы знаете, что такое гимн ( словарь)?

- Гимн исполняется в особых, торжественных случаях - каких?

- Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

- Кто авторы гимна?

- Что значит священная ( словарь)?

- Какие чувства должен испытывать русский человек по отношению к своей Родине, слушая гимн?

- Чем он должен гордится?





















( Детально рассмотрели, разложили на части- анализ; собрали воедино - решили , что - это признаки государства - синтез и обобщение, нашли лишнее- анализ, что не достает- анализ и синтез)





- Узнать историю возникновения символов. Что означают символы? Какое воспитательное, патриотическое значение несут?







Геральдика- наука о гербах

Герб- эмблема, отличительный знак.











- Двуглавый орел, символ победы.



Сравнение-это способ познания

посредством

установления сходства и различия между объектами.

Аспекты сравнения: время возникновения, изображение, значение



- Скипетр - это жезл, символ власти.

Держава - это золотой шар с крестом наверху.



- У орла две головы.

- (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия - могучая страна).

- Воин олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия - символ зла.

- Знамя, прямоугольное полотно, прикрепленное к древку.

- Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - храбрость.

- При Петре 1

- Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

- Гимн - это торжественная песня или просто мелодия.

- Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады.





- Музыка А. Александрова ,
Слова С. Михалкова

1. Обладающий святостью; освященный;
2. Особенно дорогой, глубоко чтимый.

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .

КРОССВОРД «СИМВОЛЫ РОССИИ»

1. Полотнище, являющиеся символом государства, выражающее идею его единства, независимости и суверенитета.
2. Жезл, символ власти российских монархов.
3. Автор стихов государственного гимна России.
4. Хвалебная песня, прославляющая красоту родной земли, ее богатства, подвиги предков во имя Отечества
5. Эмблема государства, города, рода.
6. Шар, символ царской власти, введенный в обиход самодержцем Борисом Годуновым Конспект урока по окружающему миру Символы России (4 класс)

7. Птица - древнейший символ власти, верховенства, силы, мудрости и победы

- Сверьте свои ответы, подсчитайте кол-во правильных ответов, пополните командный счет.

Исправьте ошибки.



  1. Флаг

  2. Скипетр

  3. Держава

  4. С. Михалков

  5. Герб

  6. Держава

  7. Орел

VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Понравился ли Вам урок?

- Чему был посвящен урок?

- Удалось ли реализовать цель урока?

- Что интересного узнали?

- Какие понятия пополнят нашу КОПИЛОЧКУ?

- В какой раздел мы их поместим?



- Герб, флаг, гимн, скипетр, держава

-Государство РФ

VIII этап. Рефлексия деятельности

( итог урока)

Подведение итогов работы команд.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Выучить термины 2. Составить герб семьи.

Дополнительная информация:

Советы знаменитого герольда





Дополнительная информация:

Советы знаменитого герольда

1. Начните герб с выбора формы щита.

Он может быть треугольный, овальный, четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита и фигурный.Конспект урока по окружающему миру Символы России (4 класс)

.

2. Выберите основные цвета. . Золото- обозначает щедрость, в то время как белый цвет представлял мир и спокойствие, а голубой цвет герба обозначал верность семье. По красному цвету на гербе можно было предположить, что члены семьи служат в армии, а зелёный цвет герба демонстрирует надежду и радость.

2. Выберите символы, которые будут олицетворять исторические корни семьи, достоинства или ее заслуги .
Дерево- символ крепкой семьи
Цветок- процветание
Лев- храбрость, сила, власть
Пеликан- символ служения другим
БЫК - символ труда
ЗМЕЯ - символ мудрости, добра
ПЧЕЛА - символ трудолюбия и неутомимости
СОВА - символ мудрости, смекалки
ФАКЕЛ - символ правды, стремления к знаниям

3. Выберите девиз ( краткое изречение о семье) и запишите его на гербе.

4. Добросовестно и с любовью оформите свою работу к следующему уроку. Возможно выполненный вами герб станет гербом вашей семьи и будет передаваться из поколения в поколение.

Задание №6.

.

9


© 2010-2022